Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

4
0
Материал опубликован 15 March 2020

Сведения об авторе

Костина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Содержание публикации

Публикация представляет собой контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе. Материал включает в себя подробную пояснительную записку, в которой отмечены цель работы, планируемые предметные и метапредметные результаты, приведены характеристика структуры и содержания работы, система оценивания, текст контрольного диктанта, варианты дополнительного задания и ответы.

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

Пояснительная записка

1. Цель работы: контроль уровня усвоения обучающимися 7 класса содержания учебного предмета «Русский язык». Выявление уровня овладения предметными результатами, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку; уровня сформированности учебных действий.

2. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка как родного и как государственного в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной задаче;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение письменной речью.

Предметные результаты:

- применять знания по фонетике в практике правописания;

- опираться на морфемный, словообразовательный анализ в практике правописания;

- опираться на морфологический анализ в практике правописания;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;

- объяснять выбор написания в письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- соблюдать лексические нормы в письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- проводить синтаксический анализ предложения;

- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа

3. Документы, определяющие содержание работы

Основная образовательная программа основного общего образования

Рабочая программа по предмету;

Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Характеристика структуры и содержания работы

Для проведения промежуточной аттестации в 7 классе был выбран диктант с дополнительным заданием. Текст диктанта и задания составлены с учетом планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и основного содержания учебного предмета «Русский язык» за курс 7 класса. Одно из дополнительных заданий (повышенный уровень сложности) состоит из развернутого ответа на заданную тему и представляет собой небольшой связный текст.

п\п

Проверяемое содержание

Проверяемое знание/умение

Уровень сложности

Номер задания

1

Правописание: орфография

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Базовый

Диктант

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Буквы Е и И в приставках НЕ и

НИ отрицательных наречий

Одна и две буквы Н в наречиях

на О и Е

Буквы О и А на конце наречий

Дефис между частями слова в наречиях

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Правописание: пунктуация

Выделение причастного оборота запятыми

Базовый

Диктант

Выделение деепричастного оборота запятыми

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

3

Морфология

Морфологический разбор

Базовый

Дополнительное задание

4

Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения

Базовый

Дополнительное задание

5

Речь. Речевая деятельность

Создание письменного связного текста и редактирование собственного текста

Повышенный

Дополнительное задание

Соблюдение смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения

Текст диктанта не содержит незнакомых для обучающихся слов. Количество слов в диктанте – 120.

5. Распределение заданий работы по уровню сложности

Таблица распределения заданий по уровням сложности.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

Диктант

5

Базовый

Дополнительное задание (1-2 задания)

12

Повышенный

Дополнительное задание (3 задание)

6

Всего


5 (за диктант) /

12 (за задания базового уровня /

6 (за задание повышенного уровня)

6. Продолжительность работы – 45 минут.

7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценивание дополнительного задания проводится по балльной системе.

Задание 1. Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно - 3

При разборе допущена одна ошибка - 2

При разборе допущено две ошибки - 1

При разборе допущено более двух ошибок – 0

Максимальное количество баллов – 9

Задание 2. Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно - 3

При разборе допущена одна ошибка - 2

При разборе допущено две ошибки - 1

При разборе допущено более двух ошибок – 0

Максимальное количество баллов – 3

Шкала оценивания заданий базового уровня:

Отметка

Тестовый балл

«2»

0-5

«3»

6-8

«4»

9-10

«5»

11-12

Задание 3 оценивается по следующим критериям:

1. Определение способа образования слова

Верно определён способ образования слова – 1

Неверно определён способ образования слова – 0.

2. Ответ на вопрос

Ответ был дан верный; предложение(-я) построено(-ы) правильно, употреблены слова в свойственном им значении - 2

Ответ был дан верный, но недостаточно полный; предложение(-я) построено(-ы) правильно, употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Ответ был дан верный, полный; в предложении(-ях) допущено один-два речевых недочёта.

ИЛИ Ответ был дан верный, но недостаточно полный; в предложении(-ях) допущен один речевой недочёт - 1

Ответ был дан верный, полный; в предложении(-ях) допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Ответ был дан верный, но недостаточно полный; в предложении(-ях) допущено два и более речевых недочёта.

ИЛИ Ответ был дан неверный независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения(-ий) и словоупотреблении – 0

3. Подбор фразеологизма

Верно подобран фразеологизм – 1

Не подобран фразеологизм - 0

Верно объяснено значение фразеологизма - 2

В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность - 1

Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано - 0

Шкала оценивания заданий повышенного уровня

Отметка

Тестовый балл

«3»

3-4

«4»

5

«5»

6

Отметка «2» за задание повышенного уровня не ставится. В случае если учащийся за задание 3 получил больше баллов, чем за базовый уровень, отметка за работу увеличивается по правилам математического округления. В случае если учащийся за задание 3 получил меньше баллов, чем за базовый уровень, отметка за работу не понижается.

8. Дополнительные материалы.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

9. Текст контрольной работы.

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (120 слова)

(По Ф. Абрамову)

Дополнительное задание

1. Выполнить морфологический разбор

1 вариант: расчищая, снова, на

2 вариант: открывшую, мысленно, да

2. Выполнить синтаксический разбор предложений

1 вариант: Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо.

2 вариант: Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

3. * Определите способ образования слова «порожистая». Дайте аргументированный ответ на вопрос, в чём сходство между порогом в доме и порогом реки. Подберите фразеологизмы со словом «порог» и объясните его значение.

10. Ответы

1. Расчищая – деепричастие. Вставало (как?) расчищая. Несов вид, неизм. В предложении является обстоятельством.

Снова – наречие. Начиналось (как?) снова; признак действия. Обстоятельственное, неизм. В предложении является обстоятельством.

На – предлог. Начиналось на земле (главное слов начиналось, земле – предложный падеж). Простой, непроизводный, неизм.

Открывшую – причастие. Старушонку (какую?) открывшую. Н.ф. – открывший. Действ., сов. в., прош. вр., ед. ч., вин. п., жен. р. В предложении является определением.

Мысленно – наречие. Благодарить (как?) мысленно; признак действия. Обстоятельственное, неизм. В предложении является обстоятельством.

Да – союз. В предложении стоит между однородными членами. Сочинительный, простой, неизм.

2. Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо.

(Повеств., невоскл, распр., осложн. деепричастн. оборотами)

Главные члены предложения: вставало – сказуемое (глаг.), солнце – подлежащее (сущ.).

Второстепенные члены предложения: растопляя (дееприч.), сенетябрьские (прил.), туманы – (сущ.), расчищая (дееприч.), небо (сущ.) – обстоятельства.

Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

(Повеств., невоскл, распр., осложн. причастн. оборотом и однородными членами)

Главные члены предложения: питался – сказуемое (глаг.), он – подлежащее (мест.)

Второстепенные члены предложения: сухарями, картошкой, ягодами (сущ.) – дополнения, размоченными (прич.), в (предл.), ручье (сущ.) – определения, печёной (отглаг. прил.) – определение.

3. Порожистой образовано от слова порог суффиксальным способом. Порог в доме – это брус на полу под дверью (обычно деревянный). Порог реки – это каменистые поперечные возвышения дна реки, нарушающие плавность её течения и затрудняющие судоходство.

Фразеологизмы: вон — Бог, вон — порог (настойчиво просят кого-то уйти). Обивать пороги (многократно ходить в различные учреждения, добиваясь выполнения какой-либо просьбы, принятия какого-либо решения).

11. Список использованных источников

1. https://dicktanty.ru/diktant-557/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации