Копилка активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе как средство повышения эффективности

4
0
Материал опубликован 7 February 2021

Кt1612699669aa.png опилка активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе как средство повышения эффективности

(из опыта работы)

Савенкова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

высшей категории.

Оt1612699669ab.jpg дной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Это не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить. Современному ученику необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Нt1612699669ac.jpg а слайде  мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Только 10% учеников способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда учащиеся говорят и участвуют в реальной деятельности, только тогда они запоминают на 90%.А для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные форм организации образовательного процесса, активные методы обучения.

 t1612699669ad.png Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО - активные методы обучения. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Нt1612699669ae.png ачать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, локтями, ладошками. Это обеспечивает положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Дt1612699669af.png ля выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод: «Фруктовый сад», «Солнышко и тучка». Перед учащимися ставится проблемный вопрос, дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко, яблоко, неуверенные – тучку, лимон. По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Эt1612699669ag.png ти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении дальнейших уроков, а так же для обеспечения личностно-ориентированногоподхода.Ученикам - позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения

На этапе актуализации опорных знаний применяю метод «Магазин».  Данный метод использовала на уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное».

Нt1612699669ah.jpg а доске картинки с изображениями предметов (овощи, фрукты, игрушки и т.д.). Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

На этапе объяснения нового материала применяю методы, которые вы видите на слайде. Данные методы позволяют обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, знаний и способов действий.

Пt1612699669ai.png ри закреплении изученного материала на русском языке применяю методы «Автобусная остановка», «Карусель», «Парный выход». При изучении темы «Части речи» применяла метод «Парный выход» с целью развития умения подбирать к названиям предметов названия действий. Вызываю к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием. Класс оценивает правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетаний, быстроту работы. Так же эту работу мt1612699669aj.png ожно провести в парах на местах.

Использование активных методов в обучении ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

Нt1612699669ak.png а  этапе обобщения знаний использую приёмы кластер. Изучая по русскому языку тему «Части речи», дети составляли кластер, записав всё, что они знают об имени существительном, прилагательном, глаголе. Вот, что получилосьвы, видите на слайде.

С 3 класса применяю такой метод - оставление синквейна. Данный метод требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы, вы их видите на экране.Использовать этот метод удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Зt1612699669al.png авершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». 

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг».  Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Оt1612699669am.png собенно детям нравится такой метод «Микрофон», когда они берут в руку микрофон и говорят, что понравилось, что нет, где было интересно или трудно.

Данные методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итог урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Нt1612699669an.png е стоит забывать и о релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Дети любят выполнять физминутки под музыку, на экране за Фиксиками или Кукутиками выполняют различные движения.

Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителя.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методы  не обязательно все на каждом или на одном уроке.


Аt1612699669ao.png ктивные методы обучения помогают:

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

учить учащихся самостоятельно добывать знания,

развивать интерес к предмету,

позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.


Плюсы вы видите на экране. Недостаток заметила лишь в том, что дети начальной школы имеют свои особенности, поэтомуне могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;


Таким образом, включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и учителем, позволяют сделать учебный процесс более эффективным.


Кt1612699669ap.png сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру, подготовленную мной.А те, кто хочет ещё более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет» вы можете скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения» (платно) Спасибо за внимание!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации