12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколовская Марина Ивановна23
0

Доклад «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса»

Соколовская Марина Ивановна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I.

Информация об опыте 3

Условия возникновения и становления опыта………………………........................... 3

Актуальность опыта……………………………………………………........................................4

Ведущая педагогическая идея опыта ……………………………….................................5

Длительность работы над опытом……………………………………..................................5

Диапазон опыта………………………………………………………….........................................5

Теоретическая база опыта……………………………………………......................................6

Новизна опыта…………………………………………………………...........................................7

Характеристика условий……………………………………………….......................................7

 

Раздел II

Технология опыта 8

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения…….................. 8

Технология дифференцированного обучения……………………...............................9

Игровая технология………………………………………………….........................................10

Информационные технологии………………………………………....................................11

Использование элементов технологии В.Ф. Базарного…………….......................12

Использование элементов оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой……………………………………………………… ..........................................13

Использование элементов хромотерапии…………………………….............................15

Результативность опыта 17

Библиографический список 22

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса»

Cоколовская Марина Ивановна

 

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Начало работы над данной темой относится к 2010-2011 учебному году. Причиной возникновения данного опыта послужило включение школы в региональный эксперимент «Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся». Данная педагогическая система предусматривает новый подход к образованию, требующий пересмотра и качественного обновления всего образовательного процесса. Также с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ситуация кардинально меняется, и это направление здоровьесберегающей работы любой школы является одним из центральных. Следовательно, главным для учителя начальных классов становится поиск новых технологий обучения, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос: как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им общеучебных знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью?

Об эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса обучающегося можно судить по функциональному состоянию школьника.

Предварительная диагностика дифференцированной самооценки функционального состояния учащихся показал, что в первом классе высокая степень утомляемости была у 42,7% обучающихся, активны были всего лишь 23,8% детей (приложение 1).

Кроме того, в 3 четверти была проведена диагностика настроения (приложение 1).

Высокий уровень критерия «Настроение» наблюдается только у трети учащихся, около 40% детей имеют среднюю выраженность, на низком уровне находятся почти третья часть первоклассников. Показателями критерия служили, к примеру, «Веселый», «Счастливый», «Жизнерадостный» «Спокойный», «Полный надежд», «Довольный».

Беря во внимание полученные показатели утомляемости, активности и настроения, следует констатировать необходимость использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса.

Актуальность опыта

 

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Проблема сохранения здоровья учащихся в процессе школьного обучения имеет многолетнюю историю.

В отчетах исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России утверждается, что лишь 14% школьников практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 34-40% - хронические заболевания.

Согласно данным медицинской службы МБОУ «СОШ №4» города Алексеевки Белгородской области 19,25 % учащихся имеют функциональные отклонения. То есть не здоров практически каждый пятый ребенок.

В этой связи актуальна деятельности школы по сохранению здоровья учащихся. Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречие между существующей здоровьезатратной организацией школьного урока, с одной стороны, и необходимостью повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса, с другой.

Иными словами, имеется явная необходимость организации образовательного процесса на уроке с позиции сохранения здоровья учащихся.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшение утомляемости, улучшение настроения и повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

 

Длительность работы над опытом

Работа по данной теме велась в течение 3 лет. Поэтапное внедрение в процесс обучения элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно разделить на три основных шага.

На первом этапе (2009-2010 уч. г.) производился отбор данных о состоянии здоровья учащихся, выявлялись проблемы, определялись цели, ставились задачи и выбирались методы их решения, изучалась литература по проблеме исследования, определены критерии оценки самочувствия (утомляемости), активности и настроения обучающихся.

На втором этапе (2010-2011 уч. год) продолжалось изучение литературы, опыта передовых педагогов.Началось использование элементов здоровьесберегающих технологий, их анализ и систематизация.

На третьем этапе (2011-2012 уч. год) проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и систематизировался педагогический опыт, проводилась каждодневная работа по применению элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической практике.

Диапазон опыта

В данного опыте показано применение учителем начальных классов при организации уроков в начальной школе элементов здоровьесберегающих технологий.

Доступность опыта заключается в том, что данные наработки могут быть использованы учителями не только при организации урока, но и также в системе дополнительных занятий: при организации кружковой работы, организации работы в группах продленного дня. В то же время, является составной частью работы всего педагогического коллектива по реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Теоретическая база опыта

Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал такое понятие как «школьные болезни». Еще в то время для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.

Основые концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены. В работах педагогов-валеологов и физиологов Зайцева Г.К. и Казина Э.М.указывается на то ,что школьное образование сегодня характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития, несоответствием предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, ухудшением здоровья детей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.

Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными Белгородского государственного университета: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Многими педагогами это воспринимается как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. В современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Новизна опыта

Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в том, что задача повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе решается через применение элементов здоровьесберегающих технологий.

Для этого автором опыта:

изучено основное содержание здоровьесберегающих технологий и определено их место в системе работы учителя;

выбраны теоретические положения формирования здоровьесбережения на уроке;

разработана и обоснована система работы учителя с использованием здоровьесберегающих технологий, сущность которых состоит в создании у учащихся с самого раннего детства мотивации здоровья, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и выработке индивидуального способа жизнедеятельности.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности. Для использования здоровьесберегающих технологий нет ограничений в использовании учебно-методического комплекса, уровнях обучения и обученности учащихся. Опыт может быть использован педагогами с разным опытом работы.

Раздел II

Технология опыта

Целью педагогической деятельности являетсявнедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения .

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.

Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.

Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.

Методы решения этих задач:

анализ психолого-дидактической и методическойлитературы, с целью формирования концептуальной базы исследования;

анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых проблем.

рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;

создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся;

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения.

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся на успешное усвоение программного материала. Для нормального развития и положительного самочувствия ребенок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребенком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.

Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом - все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлеченность им.

Каждый урок начинается с эмоционального настроя, который проводится в форме диалога или прочтения стихотворения, которое настраивает на работу.

Исключение стрессовых ситуаций на уроке является важным условием успешной деятельности учащихся. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать ответ.

Метод педагогического воздействия «ситуация успеха» необходим для успешного образовательного процесса. Для создания «ситуации успеха» на уроке используются следующие формы работы: индивидуально–обособленная (при выполнении письменных заданий), фронтальная (способствует вовлечению в работу всех учащихся группы), групповая (способствует повышению ответственности, формирует интерес к работе одноклассников), коллективная (общее задание между членами микрогруппы дает возможность каждому ребенку чувствовать себя участником событий), парная (применяется чаще при закреплении пройденного материала).

Также за время работы в этом направлении учителем были выбраны и освоены основные технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения:

технология дифференцированного обучения;

игровая технология;

информационные технологии.

Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому на уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.

В качестве примера приведем работу на уроке русского языка по теме: «Глагол».

1-й уровень

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Работа на уроке математики по теме «Решение задач на движение». 

3-й уровень

Реши задачу: «Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень

Составь обратную задачу

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Игровая технология на уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал. Многие темы начинаются в виде игры. Так изучая умножение обыкновенных дробей, мы «получили» письмо от Бабы-Яги с просьбой о помощи: «Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по ? л каждая?».

Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала. Например, игра «Крестики-нолики». Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный у девочек - плюс, у мальчиков - нуль. Ответы заношу в знакомый всем квадрат. В конце игры суммируем плюсы и минусы. Данную игру можно всячески видоизменять, назначать баллы, объединять детей в команды и т.д.

Игра объединяет класс: открываются умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение. Например, игра «Что? Где? Когда?». Здесь важны не столько знания, сколько умения детей обсуждать вопрос и выслушать позицию другого. У них меняются мнения о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.

На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.

Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся   на уроках используются информационные технологии. Они особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. На  уроках особое место учитель отводит мультимедийным презентациям.

На уроках математики  с помощью слайдов осуществляется демонстрацию примеров, задач, цепочки для устного счета, математические разминки и тесты. На уроках окружающего мира и ОБЖ  презентация просто необходима. Это картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, правила поведения в лесу, в общественных местах –  используются слайды, нужно  проверить знания,  ввести новые понятия, тему - используются тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, запоминающимся.

На уроках обучения грамоте и письма огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Детям нравятся яркие образы, они  с интересом смотрят на экран и лучше запоминают.  Для облегчения  процесса восприятия и запоминания информации на уроках используется пособие «Алфавит», «Прописные  буквы», «Найди отличие», «Найди лишнюю букву» и т.д.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. При использовании презентаций, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Повышается познавательная активность учащихся. Также компьютер и проектор используется для организации физкульминуток.

t1629404519aa.png 

t1629404519ac.png

 

t1629404519ad.png

Использование элементов технологии В.Ф. Базарного

Для увеличения двигательной активности на уроках используются элементы технологииВ.Ф. Базарного,которые способствуют увеличению двигательной активности за счет моделирования познавательной деятельности ученика с использованием упражнений с сигнальными метками, упражнений с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

Применяются методы простейших зрительнокоординаторных упражнений «Четыре угла». В углах кабинета прикрепляются яркие объекты – зрительные метки. Ими обычно служат красочные иллюстрации из сказок. Картинки подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительный сюжет. Один раз в две недели сюжет меняется. Упражнения с данными метками выполняются стоя. Все поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 быстро фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища. Продолжительность - 1-2минут.

t1629404519ae.png

На уроках также используется схема-тренажер, которая проецируется с помощью мультимедийного проектора на экран.Одновременно учащиеся делая непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от напряжения мышцы. Выполнение упражнений для глаз с помощью плана-схемы зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд, в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз; влево - вправо; по и против часовой стрелки; по «восьмерке». Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнение выполняется стоя. Повторяются 10-15 раз.

Используется следующая методика выполнения упражнений.

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4. Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6. Продолжительность упражнения - 1 минут.

 

t1629404519af.png

t1629404519ag.png

Регулярное для учащихся использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка, приводит к развитию у детей внимания, памяти, развитию логического мышления, творческого воображения.

Использование элементов оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой

В минутах отдыха на уроках используется элементы оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой.

Особенностью дыхательной гимнастики является использование глубокого вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы.

Во время выполнения дыхательного упражнения активно включаются в работу все части тела, в результате возрастает потребление кислорода и улучшается умственная деятельность учащихся на уроке. Использование упражнений дыхательной гимнастики способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что позволяет контролировать поведение учащихся разных поведенческих групп.Выполняются дыхательные упражнения.

Особенностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Этот оздоровительный метод помогает в лечении органов дыхания, сколиозов, болезней сердечно-сосудистой системы.

Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела, в результате возрастает потребление кислорода и улучшается умственная деятельность учащихся на уроке. Использование упражнений дыхательной гимнастики способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что позволяет контролировать поведение учащихся разных поведенческих групп.

Упражнение «Погончики»

t1629404519ah.gifИсходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно пассивно.

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

Норма:

12 раз по 8 вдохов-движений

или 6 раз по 16 вдохов-движений

или 3 раза по 32 вдоха-движений

 

Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

t1629404519ai.gifИсходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

 Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма - 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности - 96 вдохов-выдохов - стрельниковская «сотня». Можно выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.

Через 2-3 дня ежедневной тренировки ( а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых - 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности - 96 движений («сотня»).

«Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого армейского шага.

Использование элементов хромотерапии

Хромотерапия - это бесконтактный метод лечения светом и цветом. Он основан на том, что психологически различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности и др. Свойства конкретных цветов прекрасно известны и, используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов.

В практической деятельности учитель применяет элементы хромотерапии. С этой целью на уроке используются карточки, таблицы, изображение на компьютере фигур определенного цвета. Это влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. В зависимости от этапа урока можно добиться следующих результатов: расслабления после интенсивной работы или повышения работоспособности.

Устный счет «Найди пару»

при изучении темы «Табличное умножение и деление»

 

72:8

54:9

25:5

9

8

4

42:7

36:6

32:8

8:4

45:9

6

9

7

81:9

56:7

2

27:3

6

5

Устный счет «Найди пару»

при изучении темы «Единицы измерения длины»

 

1см

10 м

100 мм

10 мм

1 дм

10 см

100 см

10 дм

Результативность опыта

Эффективность использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках с целью создания здоровьесберегающего образовательного процесса отслеживалась с помощью теста дифференцированной самооценки функционального состояния (авторы - Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).

Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился 1 раз в год в течение трех лет обучения учащихся 1Б, 2Б, 3Б классов.

Обучающийся соотносил свое состояние с рядом признаков. Показатели отслеживаемых критериев умышленно расположены «вразброс» (таблицы 1, 2).

Таблица 1.

Тест дифференцированной самооценки

функционального состояния учащегося

 

Признаки состояния ученика

Самооценка в баллах от 0 до 3

1

Самочувствие хорошее

 

2

Активный

 

3

Веселый

 

4

Чувствую себя сильным

 

5

Подвижный

 

6

Счастливый

 

7

Полный сил

 

8

Быстрый

 

9

Жизнерадостный

 

10

Отдохнувший

 

11

Увлеченный

 

12

Радостный

 

13

Выносливый

 

14

Взволнованный

 

15

Спокойный

 

16

Бодрый

 

17

Желание работать

 

18

Полный надежд

 

19

Здоровый

 

20

Соображать легко

 

21

Довольный

 

Показатели дифференцированной самооценки

функционального состояния учащегося

 

Показатели

Утомляемость

Активность

Настроение

Признаки

Самочувствие хорошее

Активный

Веселый

Чувствую себя сильным

Подвижный

Счастливый

Полный сил

Быстрый

Жизнерадостный

Отдохнувший

Увлеченный

Радостный

Выносливый

Взволнованный

Спокойный

Бодрый

Желание работать

Полный надежд

Здоровый

Соображать легко

Довольный

 

Результаты обработки теста оказались следующими (Таблицы 3, 4, 5, рисунки 1, 2, 3).

 

Таблица 3.

Результаты обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся класса, февраль 2011 года

 

Высокая

Средняя

Низкая

Утомляемость

42,86

33,33

23,81

Активность

23,81

42,86

33,33

Настроение

33,33

38,1

28,57

 

 

t1629404519aj.png

Рисунок 1. Результаты обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся 1Б класса

Таблица 4.

Результаты обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся класса, февраль 2012 года

 

Высокая

Средняя

Низкая

Утомляемость

14,29

61,9

23,81

Активность

33,33

52,38

14,29

Настроение

47,62

28,57

23,81

 

t1629404519ak.png

Рисунок 2. Результаты обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся 2Б класса

Таблица 5.

Результаты обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся класса, февраль 2013 года

 

Высокая

Средняя

Низкая

Утомляемость

9,52

52,38

42,86

Активность

57,14

33,33

9,52

Настроение

14,29

38,1

14,29

 

t1629404519al.png

Рисунок 3. Результаты обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся 3Б класса

Таким образом, у учащихся 1-3 классов выявлена положительная динамика их функционального состояния по отслеживаемым показателям.

Учащихся с высоким уровнем утомляемости стало меньше примерно на 33% (с 42,86 до 9,52 %), со средним – больше на 19,5% (с 33,33% до 52,38%). Детей, у которых оказался низкий уровень утомляемости, стало больше на 19% (с 42,86% до 23, 81%) (рисунок 4).

 

t1629404519am.png

Рисунок 4. Динамика результатов обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся 1-3 классов (критерий «Утомляемость»)

Средние значения высокого уровня активности учащихся увеличились на 33 % (с 23,81 % до 57,14%), среднего - не изменился (33,3%). Учащихся, у которых оказался низкий уровень активности, стало меньше на 23,81% (с 33,33% до 9,52%) (рисунок 5).

t1629404519an.png

Рисунок 5. Динамика результатов обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся 1-3 классов (критерий «Утомляемость»)

 

Увеличилось количество детей с отличным настроением на 4,8% (с 33,3% до 38,1%), со средним - не изменилось (38,5%). Детей, у которых низкий уровень настроения, стало меньше на 14,28% (с 28,57% до 14,29%) (рисунок 6).

 

t1629404519ao.png

Рисунок 6. Динамика результатов обработки теста дифференцированной самооценки

функционального состояния учащихся 1-3 классов (критерий «Утомляемость»)

Результаты учебной деятельности подтверждают эффективность использования элементов здоровьесберегающих технологий. Качество знаний учащихся остается стабильно высоким, что подтверждают данные школьного мониторинга (таблица 6, приложение 2).

Таблица 6.

Результаты учебной деятельности

учащихся , класса (по учебным четвертям)

Предмет

I четв.,

2 Б класс

II четв.

2 Б класс

III четв. 2 Б класс

IV четв. 2 Б класс

I четв.

3Б класс

II четв.

3 Б класс

В среднем

Русский
язык

67%

67%

71%

70%

70%

76%

70%

Литературное
чтение

76%

81%

78%

81%

86%

86%

81%

Математика

61%

76%

71%

71%

75%

75%

72%

Данные выводы подтверждают результативность представляемого педагогического опыта и показывают, что использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе является средством повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса.

Библиографический список

 

1.Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. - № 3. – С. 29-33.

2.Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей.-2005.-С.32-38

3.Киселева Г.Г., Ковалев В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

4.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

5.Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9. – с. 88 – 94.

6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2005. – С. 272.

7.Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.,2007. Перевозный А.В. 8.Педагогические основы дифференциации современного образования.  

     — Мн., Академия последипломного образования, 1998.

         9.Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательно процессе. – М, Ст.: 2008.

        10.Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Сфера, 1999.

        11. Базарный В.Ф. Нервно – психологическое утомление учащихся в        

    традиционной школьной среде – Сергиев Посад, 1995г.

        12. Зайцев Г.К. Валеологический подход в школьном образовании //  

    Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. –

    Владивосток, 1995 – с. 11 – 17

       13.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – с.176

      14.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.


 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.