КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ШКОЛЫ VIII ВИДА.
У детей с интеллектуальными нарушениями из-за слабости волевых процессов часто наблюдается равнодушие к учёбе. В классах, где обучаются дети со сложным дефектом, вопрос о развитии мотивации к умственной деятельности является особенно актуальным. Ребёнок с множественными нарушениями в развитии не способен воспринимать учебную информацию без помощи взрослых по двум основным причинам: недостаточной развитости психических функций и отсутствии волевых побуждений к каким-либо действиям, связанных с умственной нагрузкой.
Нарушение работы нервной деятельности проявляется в неадекватном поведении ребёнка в незнакомых ситуациях, по отношению к незнакомым людям, предметам. Фрагментарность внимания, восприятия, памяти, мышления формирует в ребёнке искажённый взгляд на действительность, аутистические черты, стереотипии в поведении.
Поведение ученика со сложным дефектом зависит от эмоционального опыта, который он приобрёл под влиянием жизненных обстоятельств. Сознание детей с уязвимой психикой способно очень долго удерживать в себе негативные или положительные эмоции, которые формируют поведенческие особенности ребёнка, а также его настроение к действительности. Часто ребёнок получает от какой-либо ситуации или деятельности удовольствие, комфорт, спокойствие. Это формирует в его сознании положительный опыт. Эту особенность необходимо учитывать в педагогической деятельности. Ребёнок с тяжёлыми нарушениями в развитии может быть обучаем только в ситуации, в которых он не испытывает страха, агрессии и дискомфорта, где предметы ему понятны, а люди знакомы.
Чтобы создать благоприятный микроклимат в классе, который послужит основным фундаментом для коррекционной деятельности, учителю важно знать, что нравится каждому ребёнку, и избегать ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям.
Учебный процесс у детей с интеллектуальными нарушениями вызывает равнодушие и безграничную апатию, а иногда агрессию. Но если в каждую новую деятельность, например, изучение новой буквы или цифры привносить элементы из положительного жизненного опыта, то материал небольшими порциями может откладываться, и, что очень важно, не будет вызывать негатива.
Развитие учебных навыков с помощью предметов быта.
У детей с раннего возраста на подсознательном уровне живёт стремление к самоуспокоению, от того малыши так любят перебирать мелкие предметы. При сильном волнении младшие школьники пытаются теребить ткань на одежде или манипулировать с ручкой. Дети с отклонениями в развитии не всегда могут успокоиться сами, но тяга к мелким предметам у них тоже наблюдается. Поэтому в классах для детей со сложным дефектом полезно иметь предметы, которые могли бы вовремя положительно повлиять на нервную систему ученика. Эти предметы можно использовать в дидактических целях для создания мотивации и развития учебных навыков. Таким ценным пособием может стать фасолевый сундучок, наполненный крупами, сухой бассейн для рук из пуговиц, бус и других мелочей.
С помощью пуговиц и фасоли можно проделывать пальчиковую гимнастику, собирать по образцу заданный знак, учиться устному счёту, решать задачи, тренироваться в узнавании букв и цифр. Доступные коррекционные задания воспитывают в детях интерес к учебному процессу, дарят комфорт и ощущение успеха. В содержании заданий важно предусмотреть эффект самоуспокоения от манипуляции с мелкими предметами и наличие самих предметов из домашнего обихода. Задания можно использовать во время пальчиковой зарядки, на письме, математике во время изучения и закрепления буквенных и цифровых знаков, на индивидуальных занятиях, как игровые урочные моменты.
Упражнение «Грядка».
Задачи: развить мелкую моторику рук, развить пространственное восприятие, направление рука-глаз, учить устному счёту, пополнить знания об окружающем мире и словарный запас с помощью понятий: «Грядка», «Лунка».
Материалы к упражнению: кусок пластилина, с заранее проделанными лунками для фасоли, фасоль.
Инструкции к упражнению: «Это грядка. В грядку мы посадим фасоль. Посчитай сколько лунок выкопано на грядке? Посади по фасоли в каждую лунку. Посчитай, сколько фасоли ты посадил?»
Упражнение «Дизайнер».
Задачи: развить мелкую моторику рук, пространственное восприятие, направление рука-глаз, привить навык устного счёта, ввести в обиход новое слово: «Дизайнер».
Материалы к упражнению: платье из картона с приклеенными бумажными кружками для пуговиц, пуговицы.
Инструкции к упражнению: «Мы дизайнеры. Мы будем украшать платье. Положи пуговицы на каждый кружок. Посчитай, сколько пуговиц ты положил на платье? Какие по цвету пуговицы ты положил? Если взять две пуговицы, сколько останется пуговиц на платье?»
Упражнение «Лото».
Задачи: развить мелкую моторику рук, зрительное восприятие буквы или цифры, направление рука-глаз.
Материалы к упражнению: картонные зонтики с буквами и цифрами (можно вырезать другие предметы), пуговицы.
Инструкции к упражнению: «Найди букву Ю, положи на неё пуговицу, найди цифру 7, положи на неё пуговицу». Учитель продолжает называть цифры и буквы, игра продолжается по принципу лото.
Задания из фасолевого сундучка. Задачи: развить мелкую моторику, навыки устного счёта и решения простейших задач, произвольное внимание и память, восприятие словесных инструкций.
Материалы к упражнению: сундучок с фасолью, тарелка из картона, каша из пластилина.
Инструкции к упражнению: «Будем готовить кашу из фасоли. Найди в сундучке 3 белых фасоли. Прикрепи к пластилину. Найди в сундучке 4 красных фасоли. Прикрепи к пластилину. Сколько всего фасоли ты прикрепил? Давай вместе придумаем задачу про фасолевую кашу и решим её».
Развитие учебных навыков с помощью предметов ручного труда.
Очень часто дети любят заниматься деятельностью, где что-то получается, где каждый шаг отмечен и похвален взрослым. Занятия рисованием, трудом не оставляют детей равнодушными и формируют положительный опыт. Видеть свои поделки на выставке, а потом показывать родителям, где следует восторг, похвала, нравится многим детям. Предметы, изготовленные руками детей, целесообразно использовать как дидактический материал при запоминании и узнавании букв и цифр. При составлении заданий учитель ориентируется на возможности детей. В классах со сложным дефектом используется индивидуальный подход к каждому ребёнку. С помощью предметов ручного труда учителю будет проще найти подход к ребёнку и дифференцировать учебный материал по степени сложности. Примером может служить упражнение: «Найдите льдину для пингвина». Игра может предназначаться не только для работы с целым классом, но и для индивидуальной работы с учеником при изучении и закреплении букв и цифр, навыков устного счёта. Для упражнения потребуются предметы, изготовленные руками детей, в данном случае аппликации пингвинов из картона, игровое поле в виде льдин. Льдины можно нарисовать на доске. Главная цель игры, чтобы задание на льдине совпало с изображением буквы или цифры на пингвине. Задание можно комбинировать в различных вариантах, всё зависит от изученного материала и возможностей учащихся.
Выполнение арифметических действий
с помощью дидактического наборного полотна.
Часто ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии, участвуя в деятельности, связанной с умственным напряжением, проявляет равнодушие, заторможенность, а иногда испытывают тревогу, агрессию. Это говорит о боязни учащегося оказаться в ситуации неуспеха. Задания математического плана представляют титанический труд для ученика коррекционной школы, поэтому ребёнок чувствует тревогу и уходит в себя, либо раздражается, и его поведение приобретает агрессивный характер. Опасения ребёнка обоснованы, так как абстрактное мышление для учащихся классов со сложным дефектом часто недоступно. Для решения самой простой задачи в одно действие младшему ученику общеобразовательной школы потребуется не больше 2-3 минут. Ребёнок с множественными нарушениями в развитии тратит много энергии, сил и умственного напряжения, чтобы выполнить все логические операции, которая включает в себя самая простая задача. Сложность вызывают все звенья логической цепочки: понимание содержания задачи, узнавание и распознавание образа цифр, соотнесение количества с предметом, составление арифметического действия, выполнение арифметического действия.
Учителю при подготовке к уроку математики необходимо планировать использование коррекционных приёмов, которые помогут учащимся правильно мыслить и не уставать от урока. Важную роль играет счётный материал. Решение арифметических заданий с помощью традиционных счётных палочек для ребёнка с нарушением пространственного восприятия, крупной и мелкой моторики является порой невыполнимым испытанием. Ученик, например, не в состоянии захватывать по одному мелкому предмету, от этого нарушается счёт, и ребёнок раздражается и теряет интерес к заданию.
Большое наборное полотно, с пришитыми к нему пуговицами, может явиться основой для счётного материала. Фигуры, вырезанные из плотного картона, могут послужить объёмными счётами. С помощью резинок и больших пуговиц ребёнок сможет тренировать моторику рук при прикреплении фигур к полотну. Фигуры из плотного картона позволят правильно набрать заданное количество предметов и не ошибиться при счёте.
С помощью дидактического полотна можно наглядно и доступно продемонстрировать задачу. А наглядность является одним из главных условий учебного процесса в коррекционных школах.
Фигуры для наборного полотна могут соответствовать лексической теме по развитию речи. Например, при изучении жизни речных обитателей наборное полотно может превратиться в водоём, а для примеров и задач подойдут счётные фигуры в виде рыб. Таким образом, уроки математики будут отражать связь с окружающим миром, что немаловажно для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Задача, доступная для восприятия ребёнка, поможет расширить кругозор, а обличение материала в игровую форму поможет разбудить желание к участию в учебном процессе, преодолеть робость, почувствовать ситуацию успеха.
Пробудить в ребёнке с нарушениями в интеллектуальном развитии мотивацию к учебному процессу-выполнимая задача. Всё в руках педагога. Важно учитывать психофизическое развитие, индивидуальные особенности и интересы каждого учащегося. И знать, какие коррекционные приёмы могут преодолеть страх, равнодушие, нерешительность перед заданиями, требующими умственной нагрузки.
Список литературы:
В. В. Воронкова Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – СПб.: Речь. – 2007. – 390с.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986.—192 с.