Статья «Приёмы повышения мотивации учащихся на уроках математики»

1
0
Материал опубликован 13 August 2021 в группе


Приёмы повышения мотивации на уроках математики.


Век высоких технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало. Сформировать и развить его – одна из главных задач современной школы. Проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности является главной задачей образования. “Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми”- говорится в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде.

Важная цель школы: развить интерес к обучению, научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

        Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Согласно примерной структуре каждого типа урока по ФГОС, мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Он осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую.

Для реализации этой цели необходимо:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).


9 способов мотивации учеников на уроках математики

ПедСовет опубликовано 15.03.2018 ГАЗЕТА ПЕДАГОГОВ

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/9-sposobov-motivatsii-uchenikov-na-urokah-matematiki/

1.Обращайте внимание на пробелы в знаниях ваших учеников: когда мы выявляем отсутствие знаний по теме у ученика, мы рождаем в нем желании познавать новое. Например, вы можете дать несколько простых примеров по теме, а затем нетипичные примеры по той же теме. Чем ярче вы укажете на пробелы в знаниях ученика, тем эффективнее будет его мотивация.

2.Покажите последовательность достижений: эта техника тесно связана с прошлой. Покажите ученикам логическое следствие понятий друг из друга. Эта техника, в отличие от предыдущей, мотивирует ученика познавать смежные темы, а не сосредотачиваться на полном понимании только одной.

3. Обнаружение образца: задайте сложную ситуацию, для выхода из которой ученикам необходимо будет найти правильный образец решения. Поиски образца сильно мотивируют учеников, так как каждый из них стремится найти его первым и объявить себя автором идеи. Пример: сложите между собой числа от 1 до 100. Можно складывать их по очереди, но на это уйдет много времени. Проще здесь найти определенный образец действий: сложить первое и последнее (1+100=101) и так далее. Затем ученикам надо умножить 101 на 50 – столько раз повторится это число. Ответом будет 5,050.

4. Бросьте ученикам интеллектуальный вызов: такие вызовы дети встречают с энтузиазмом. Правильно подобрать вызов – это очень важно. Пример должен быть связан с темой урока и быть по силам ученикам. Вызов не должен отвлекать от занятия, а плавно приводить к нему.

5.Показывайте математические фокусы: в математике много примеров, которые на первый взгляд противоречат здравому смыслу. Такие примеры по своей природе привлекают большое внимание к математическим упражнениям. Например, чтобы увлечь детей теорией вероятностей, обсудите с ними Парадокс дней рождения (В группе, состоящей из 23 или более человек, вероятность совпадения дней рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышает 50%). Невероятный результат парадокса приведет учеников в восторг.

6.Покажите пользу от знания темы: покажите в начале урока, как можно будет применить на практике новые знания. Например, на уроке геометрии можно попросить ученика измерить диаметр тарелки, при этом известна лишь площадь части тарелки меньше полукруга. Такие примеры должны быть краткими и простыми, чтобы не вовлечь детей в занятие, а не отвлекать от него.

7.Используйте на уроках развлекательные задания по математике: развлечения включают в себя паззлы, игры, парадоксы либо математические походы в помещениях школы и ближайших зданиях. Эти развлечения должны быть простыми и не занимать много времени. Успешное применение этой техники – быстрое вовлечение учеников в занятия по математике. Стоит внимательно относиться к эффекту от этих игр – веселье не должно отвлекать от самого урока.

8.Расскажите интересную историю о математике: об историческом событии (например, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 о 100 за минуту, когда ему было 10 лет в 1787 году). Такие истории успеха хорошо мотивируют учеников. Главное, уделить истории достаточно времени. В противном случае она не произведет должного эффекта.

9. Обсудите со студентами интересные математические факты : одна из самых эффективных техник мотивации учеников – попросить их выразить свое мнение о любопытных математических фактах: например, «если сумма всех цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9». Конечно, все эти факты должны быть хорошо известны ученикам.

Большое значение для мотивации учащихся является личность педагога. Учитель должен быть эрудирован, увлечен своим предметом, любить работу, верить в ученика и его силы, доброжелательно относиться к ученикам. И обязательно обладал умением последовательно усложнять познавательные задачи, создавая ситуацию успеха для каждого ученика. Чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учёбе; успехи в учёбе являются катализатором учебного процесса, в то время как неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учёбу. Но не стоит забывать, что важно поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей, поддерживать положительную обратную связь. Не надо в общении с учеником использовать фразы, понижающие детскую самооценку:

Так дело не пойдёт!

Об этом нам не надо говорить вообще!

На это у нас нет времени!

Как ты до этого додумался?

Тебе это не решить!

Не надо придумывать свои способы!

Каждый ученик нуждается в эмоциональной поддержке любого, даже самого незначительного, достижения. должен видеть свое продвижение, Он хочет видеть свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

Вот несколько приёмов, оказывающих влияние на мотивацию ученика и её развитие: 

Прием «Я знаю, что». Создание ситуации успеха позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Предложите учащимся во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.

Прием "Линия времени". В начале изучения темы, главы начертите на доске линию, на которой можно обозначить этапы изучения материала, формы контроля. Проговорить о самых важных периодах, требующих от учащихся стопроцентной самоотдачи, вместе найдите уроки, на которых можно "передохнуть". "Линия времени" позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Прием "Оценка - не отметка". Отмечаете вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Не забывайте, что ученику нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Прием "Автор". Задаете ученикам следующие вопросы: если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…

Прием "Образовательная стратегия". На итоговом уроке по теме можно провести урок- конференцию (этап урока), где учащиеся задают друг другу следующие вопросы: что ты делал, чтобы написать эту работу на полученное количество баллов? Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?

      Указанные приемы, позволят: обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке, разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке, осуществить индивидуальный подход к учащимся, сформировать мотивацию к учению, развивать навыки рефлексии и самоанализа, наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально доверительный фон.

      Таким образом, используя различные приемы, учитель сможет поддерживать у учащихся устойчивую положительную мотивацию к развитию познавательных УУД на уроках математики.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.