Статья «Приемы учебной мотивации в практике учителя обществознания»

2
0
Материал опубликован 26 May 2019 в группе

Всероссийский конкурс для школьных учителей на лучшую статью «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

 

М.М.Рудакова

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №18»,

г. Братск

 

ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Ключевые слова : мотивация, урок, методика преподавания

 

Одна из самых актуальных проблем современного образования-проблема учебной мотивации. Как заинтересовать ребенка учением? Автор предлагает некоторые приемы повышения мотивации: игровые ситуации, социальные пробы, проблемные вопросы, познавательные задания.

 

Одна из самых актуальных проблем современного образования – как мотивировать ребенка на учебную деятельность, как заинтересовать ребенка учением? Отметим, что учебная мотивация определяется такими факторами, как сама образовательная система, образовательное учреждение, организация учебно-воспитательного процесса, личность обучающегося (его индивидуальные характеристики), личность учителя (его отношение к ученикам, к делу), специфика учебного предмета. Представляется очевидным, что ребенок тогда проявит интерес к уроку, когда почувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, сможет проявить свое творческое, креативное мышление и активную гражданскую позицию. А самое главное, учащийся придет к осознанию личностной значимости урока для его жизни. Какой практически полезный опыт приобретет ребенок на этом уроке? Как это может ему выстроить свою образовательную траекторию сегодня? Как этот урок отразится на его жизни завтра? Как только урок ответит на указанные ученические запросы, так и решится проблема мотивации.

В методической литературе предлагаются различные методы и приемы, при помощи которых ребенок ощутит себя на уроке не слу-чайным гостем, а главным действующим лицом и соавтором урока. Это и решение практических и познавательных задач, составление интеллект-карт, моделирование жизненных ситуаций, использование занимательных форм урока (путешествие, соревнование, игра и т.д.).

Ниже вашему вниманию предлагается несколько вариантов по-вышения мотивации учащихся. Необходимо учесть, что модификации данных моделей можно использовать на любом возрасте (5-11 класс), на любой теме и на любом этапе урока.

 

Таблица 1

Виды

Пример

Раздел (тема)

Функция

1.Видеофрагмент

Фильм «Небеса обетованные»

Мир социальных отношений. Бедные и богатые.

Эмоциональный фон, иллюстрация проблемы «социального неравенства»

2. Незаконченный афоризм

«… всегда оказывается неправа. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых». (Джордж Бернард Шоу)

«… необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию» (Фредерик Жолио-Кюри)

«… непогрешима, но ученые часто ошибаются» (А. Франс)

«Всякая точная … основывается на приблизительности» (В. Рассел)

«Задачей … должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть» (Л.Н. Толстой)

Задание: Вставьте пропущенное слово. Выберите наиболее понравившийся афоризм, прокомментируйте свой выбор

Духовная культура. Наука.

Эмоциональный настрой на урок. Тема для дискуссии. Тема домашнего задания (написать эссе)

3 Проблемный вопрос .

Вспомним сказку Чиполино. Почему лук олицетворяет простой народ, а помидор - знатных людей? Связаны как-то свойства овощей и фруктов с социальным расслоением людей? Существуют ли более благородные и менее благородные сорта и виды в фауне?

Социальные отношения. Социальная стратификация.

Концентрация внимания. Используется на любом этапе урока.

4. Притча.

Один человек всю жизнь искал правду. Но не мог ее найти. Однажды он забрел в одну маленькую восточную страну. И случайно набрел на заброшенный храм. И один жрец сказал ему, что здесь прячется сама Правда. Странник не поверил ему. Тогда жрец подвел его к статуе, на которую было наброшено черное покрывало. И сказал жрец, что там сама Правда. И когда путник протянул руку, сдернул покрывало, то увидел перед собой ужасное омерзительное лицо. Он отшатнулся в испуге. «Неужели это и есть Правда?» И тогда Правда ответила: «Да, это я - Правда». «Но ты такая страшная, - сказал странник». Страшнее тебя нет никого. Как я о тебе расскажу людям?». «А ты солги, - сказала Правда, и тебе все поверят».

Духовная сфера. Мораль. Познание общества. Истина. Человек и политика

Определение цели и задачи урока, формулирование темы урока

5.Игровая ситуация.

Игра «Аквариум»

Участники: 10 человек.

Задание: сыграть роли учителя и учеников на уроке. Остальные учащиеся наблюдают за действием, а затем объясняют, какое право пытался реализовать каждый из учеников и почему это право реализовать не удалось.

Карточки-задания:

1. Ты спишь на уроке, т.к. считаешь, что имеешь право на отдых.

2. Ты читаешь новости в телефоне, т.к. считаешь, что имеешь право на информацию.

3. Ты слушаешь музыку, т.к. считаешь, что имеешь право на допуск к культурным ценностям.

4. Ты ходишь по классу, т.к. считаешь, что у тебя есть свобода передвижения.

5. Ты пытаешься понять, что объясняет учитель. Делаешь замечание товарищам. У тебя есть право на образование, но тебе мешают его получить.

6. Ты учитель. Но тебе очень трудно вести урок. Но ты пытаешься внушить детям мысль: «образование обязательно для всех. Только грамотный и воспитанный человек способен чего-то добиваться в жизни»

Правовая сфера.

Права и свободы человека. Защита прав и свобод.

Эмоциональный настрой. Определение цели и проблем урока.

6. Мини-исследование

Проведите анкетирование одноклассников по вопросам:

1. Досуг старшеклассников;

2. Старшеклассники и социальные сети;

3. Старшеклассники и чтение;

4. Старшеклассники и спорт;

5. Старшеклассники и религия.

Сделайте все возможные выводы на основе этих данных.

Познание. Социальное познание. Методы познания.

Применение теоретических положений на практике. Приобретение социального опыта. Получение информации и анализ полученных данных.

7. Социальные пробы

Ситуация- проба «Беженцы». У вашей семьи большая квартира (у каждого по комнате). Однажды мама приводит в дом беженцев (семью с Кавказа) с целью временного проживания. Какова ваша реакция?

Национальные отношения. Тенденции развития национальных отношений

Иллюстрация материала урока. Решение практических задач.

 

Мотивация – важнейшая составляющая современного учебного занятия. Формы и виды могут быть самыми разнообразными. Задача учителя: найти способ заинтересовать учащегося, пробудить желание получать информацию по изучаемому материалу. Как говорил восточный мудрец: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

 

Литература

 

Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе . 2009. №6, — С. 4-8

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию . 8-9 класс.- М.: « Русское слово», 2003- 176 с.

Селевко Г.К. Найди свой путь. - М: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. -112 с.

Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров.- Спб.: Питер, 2008- 176 с.

Фалькович Т.А., Шупина Т.А. По законам добра -.М.: 5 за знания, 2006.-144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.