Выступление «Формирование учебной мотивации на уроках русского языка через различные приёмы организации учебной деятельности»
Формирование учебной мотивации на уроках русского языка через различные приёмы организации учебной деятельности
(из опыта работы Кизиловой И.В.,
учителя русского языка и литературы, МКОУ СОШ 8
с Тугулук Грачевского муниципального района)
Мир стал динамичным. Новый день
приносит новые задачи. От решения этих
задач зависит не отметка в дневнике,
а жизнь планеты, государства, семьи,
каждого из нас. Современному миру
нужны яркие личности, нужны
талантливые учителя. Серость
порождает серость. Огонь зажигает огонь.
Анатолий Гин
В концепции ФГОС общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме», то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности». Таким образом, одним из важных факторов, влияющих на успешную учебную деятельность, является положительная мотивация к изучению учебных дисциплин. И русский язык, и литература не исключение.
Я убедилась, что сегодняшнее время требует расширительного отхода от привычной, порядком уже «поизносившейся» технологии обучения, когда школьники делают вид, что учатся, а на уроке, который ровно и бесстрастно катится по наезженной колее, ничего не происходит. А если ничего не происходит, то и не рождается чудо урока - творчество, и личность в лучшем случае остаётся неизменной». Эти слова Л. Генденштейна стали девизом моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Ими я руководствуюсь при конструировании своих уроков.
Понимаю, чтобы работать в данном режиме, необходимо постоянно учиться самой, непрерывно повышать уровень профессионального образования в рамках школьного клуба педагогов и системного самообразования.
За годы работы у меня оформилась модель повышения учебной мотивации:
- разнообразные формы и методы работы на уроке;
- индивидуальный подход;
- дифференцированный подход;
- благоприятный психологический климат.
Приоритетным направлением в деле формирования учебной мотивации учащихся выделяю использование в практике различных типов и видов урока. За годы работы накопила банк уроков. Наибольший интерес вызывают у моих учащихся урок - игра, урок - путешествие, урок-исследование, урок - конкурс. Для того чтобы сделать урок эффективным, интересным, разнообразным, разработала свой конструктор урока, который использую при подготовке. В нём собраны самые разнообразные интересные приёмы и методы организации учебной деятельности, которые я собираю в процессе самообразования.
Разрабатывая личный творческий план саморазвития особое место в нём отвожу овладению современными образовательными технологиями:
- игровые методы;
- дифференцированное обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективный способ обучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая)
- информационно – коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развития «критического мышления»;
- интерактивные технологии;
- технология интегрированного обучения;
- технология опережающего обучения.
Работая на уроках русского языка над формированием собственной модели инновационного образовательного пространства, выделила следующие цели повседневной деятельности:
- самостоятельность и свобода выбора в своём образовании;
- не репродуктивность, а творчество, работающее на ученика;
- практичность, коммуникабельность;
- компетентное образование.
Семнадцать лет работаю в режиме дифференцированного обучения, отрабатывая уровневую технологию с опорой на психолого-педагогическую систему обучения, методику развития продуктивного типа мышления воспитанников.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
На мой взгляд, такой подход к организации процесса обучения позволяет мне путём диагностики определить зоны ближайшего развития ребёнка, учесть его индивидуальные возможности и показать ему, что он может быть успешным, пусть на своём уровне, шаг за шагом, но может! И если ученик почувствует это сейчас, к успешности он будет стремиться всегда, она будет сопутствовать ему в жизни. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Научить ребёнка учиться, активизировать его деятельность на уроке, развивать интерес к учёбе, следовательно, повысить грамотность. Управляя познавательной деятельностью ребят, выделяю в каждом классе три дифференцированные группы – ГУО, ОГУ, ГПИВ. Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые не усвоили материал.
3 группа (ГУО)- сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения материала, с высокими познавательными способностями, умеющие работать на продвинутом уровне.
2 группа (ОГУ) – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 3 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах не только на уроке, но и в жизни.
1 группа (ГПИВ) – учащиеся с пониженной успеваемостью, низкими интеллектуальными способностями. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 2 и 3 группа работают самостоятельно.
«Слабоподготовленные дети, по словам В. А. Сухомлинского,- не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества». Им - особое внимание. У меня сложилась система коррекционной работы со слабоуспевающими учащимися. Предоставляю им возможность работать в оптимальном им режиме, создаю такие ситуации, которые дадут, если не гарантию, то реальную перспективу успеха их усилий, обязательная индивидуализация занятий. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы дать возможность проявить себя. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Например, при изучении в 5 классе раздела «Синтаксис» темы «Словосочетание» я углубляю знания учащихся, даю понятие о типах подчинительной связи, а в 6 классе учащиеся уже самостоятельно могут найти эти типы связи в тексте, то есть работаю на опережение. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса. Для ГПИВ использую следующие виды работы: выделение ключевых понятий, дидактические игры, работа с карандашом, проговаривание выводов, орфографических и пунктуационных правил. Обеспечить качественное усвоение материала, особенно для ГПИВ помогает приём многократного повторения в разных формах: объяснение учителем темы урока, защита фишбоунов, «корзин идей» дублёрами учителя, кластеров, метод «Лови ошибку», «Шаг за шагом», тесты разных видов. Создание психологического комфорта на уроке помогает учащимся хорошо усвоить материал и почувствовать относительную успешность. Систематическая работа с ними помогает некоторым ребятам перейти на работу второй группы. Привлекаю к уроку ребят ГУО, раздав им социальные роли. Один выполняет функции дублёра – учителя при объяснении нового материала, другой – консультант при работе в группах, третий – лидер творческой группы. Благодаря такой системе работы, ребята углубляют свои знания, развиваясь, развивают других.
В 7-11 классах выделила профильные группы учащихся, работающие по программе повышенного уровня, тем самым дала возможность развиваться каждому из них по индивидуальной образовательной траектории. Считаю, что такая работа позволит изначально обеспечить успешность учеников, в том числе и на ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиадах, а также в получении любого уровня профессионального образования.
Системную работу в данном режиме можно проследить через мои календарно-тематические и поурочные планы. Зачем, спросите вы, загружать себя двумя - тремя подготовками к одной теме урока? Трудно? Бесспорно. Но сущность и цель образования, по моему глубокому убеждению, - это развитие способностей каждого учащегося, обретение ими универсальных учебных действий и мышления.
Не оставляю без внимания и домашнее задание и предлагаю ребятам выполнить упражнения с дополнительным заданием. Для сильной группы такие задания носят творческий, аналитический, либо обобщающий характер, для более слабых – повторение изученных орфограмм и пунктограмм. Время от времени даю задание в разных формах, а ребятам предлагаю самостоятельно выбрать себе задание, с которым, по их мнению, они могут справиться. При проверке домашнего задания веду мониторинг отслеживания результатов, отмечаю, как справились учащиеся с работой, на что нужно обратить внимание на следующем уроке. Такая целенаправленная и систематическая работа привела у сильных, способных учащихся следующих умений:
- добывать знания в процессе поисковой деятельности;
- применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- решать поставленную перед ними задачу творчески.
Слабый же ученик чувствует себя уверенней на уроке, потому что ему предоставляются задания, с которыми он сможет справиться. Календарно - тематическое планирование составляется с учётом дифференцированных групп.
Модернизация в области образования наряду с введением стандартов второго поколения, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвала потребность в изменении методики преподавания. В новых стандартах основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Поэтому, не могу представить учебный процесс без использования приёмов технологии критического мышления, так как считаю, что данные приёмы способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Приёмы технологии критического мышления предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полёта творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
В своей педагогической практике я использую следующие приёмы технологии критического мышления: «Корзины идей», «Мозговой штурм», ромашку Блума, «Распутай путаницу!», «Учимся вместе», «Инсерт», «Фишбоун», «Древо знаний». Методы работы способствуют развитию продуктивного типа мышления. Разработала несколько уроков с использованием схемы «фишбоун» («рыбья кость»). Это обобщающие уроки в 5, 6, 7 классе по теме «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Наречие». При разработке урока по теме «Имя прилагательное» с использованием "фишбоуна" были внесены свои коррективы. Рыбий скелет разделила на 3 части: в голове скелета – обозначила тема урока, на верхних и нижних косточках – морфологические признаки прилагательного или глагола, в хвосте – синтаксические признаки данной части речи. По ходу работы данные признаки не вписывались, а накладывались на скелет, и в конце урока получался обобщённый собирательный образ – золотая рыбка, плывущая по волнам знаний. Волна предполагалась, как ответ к тесту по изученной теме. Данный приём применяла не на одной стадии, а на протяжении всего урока, тем самым мотивировала учащихся на дальнейшее изучение данной части речи. Разработала несколько уроков с использованием приёма «Древо знаний», один из них по теме «Глагол». В начале урока мотивировала учащихся просмотром видеоролика, который демонстрировал экологическую проблему нашей планеты, затем предлагала описать действия, которые совершает человек по отношению к природе, тем самым, подводя ребят к теме урока. Учебной задачей урока стала задача коллективно вырастить «Древо знаний». Ствол дерева – тема урока, ветви – морфологические, синтаксические признаки, общее грамматическое значение. По ходу обобщения материала дерево пополнялось ветвями – признаками. Итогом урока стал коллективный мини-проект «Древо знаний» по теме «Глагол».
Применение приёмов технологии критического мышления позволяет создать условия для постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе; развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость; мышления при принятии решений, критический подход к проблемам; уважения к чужому мнению, умения эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям; положительной мотивации учащихся.
Важным в работе считаю развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий, поэтому большое внимание уделяю этапу рефлексии. Часто рефлексию в конце урока или после важного этапа урока мы проводим формально: что понравилось? чему научились? А можно это сделать гораздо глубже и интереснее. Например:
Выходная карта:
В конце урока 3 тезиса:
- самая главная мысль урока;
-вопрос, который остался после обсуждения;
- мысль, с которой учащиеся не согласны.
Оставь за мной последнее слово!
В конце работы ребёнок формулирует свою последнюю реплику, которую он сказал бы, подводя итог всему диалогу.
Маркировочная таблица «Инсерт»:
Ранжировка информации:
V- я знал это
+ - узнал новое
- - не согласен
? – не понял
! – хочу узнать больше
В деле повышения мотивации ребят опираюсь на следующие принципы:
- создание атмосферы сотрудничества, сопереживания;
-интерес вызывает путь к истине;
- проблемное изучение материала;
- даже навязанная деятельность может быть мотивирована;
- есть стимул - будет результат;
- думайте о том, что хочет ученик, опирайтесь на желания;
- авансируйте положительные сдвиги;
- обращайтесь к самолюбию, заставьте произнести «Я не хуже других».
Формирование развивающего образовательного пространства сегодня невозможно без использования информационных технологий. Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, повышает мотивацию учащихся.
При организации учебной деятельности учащихся учитываю медицинский паспорт класса, а, следовательно, и здоровьесберегающие технологии – это эмоциональное, диагностическое, релаксационное направление. При этом улучшается настроение, пробуждается интерес к разным видам деятельности. Для живой мысли необходима благоприятная атмосфера на уроке, основанная на взаимоуважении учителя и ученика. Помогают нам в этом релаксация, упражнения на визуализацию и рефлексию. Успокаивающая музыка, система творческих заданий, разнообразие форм работы на уроке, использование игры и юмора помогают снять эмоциональное переутомление, избавиться от чувства вины, страха перед ошибкой, психологического стресса. Физкультминутки помогают ребятам снять накопившееся утомление, настроить на новый вид работы.
Как вы понимаете, при таком подходе к организации образовательного процесса необходима обширная мониторинговая деятельность, которую осуществляю с опорой на исследования профессора Л. В. Выготского о зонах ближайшего развития. Подробно на её характеристике останавливаться не буду, познакомлю лишь с отдельными её фрагментами:
- мониторинг качества образования по предметам;
- отработка навыков оптимального чтения;
- определение уровня воспитанности личности;
- результаты сдачи ЕГЭ и ГИА;
- результаты участия в олимпиадах;
- рейтинг предмета.
Результатом моей работы по данной проблеме является диагностика на основе исследований Н. Г. Лускановой. Было выявлено три уровня школьной мотивации: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. В 2016-2017 учебном году высокий уровень показали 3 учащихся ( на ЕГЭ в 2017 выпускница 11 класса набрала 100 баллов) , средний - 3, низкий - 2; в 2017-2018 учебном году высокий уровень показали - 5 учащихся, средний -2 , низкий – 1. Результаты диагностики показывают положительную динамику.
Работа по мотивации детей трудная, но вполне результативная в умелых руках педагога. Ребёнок, подобно растению, создаёт себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребёнку, как и растению «материальной базой», где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, создать для него благоприятную среду.
И вот так, с оптимизмом, творчеством, я иду к детям из урока в урок со своей книгой, со своим знанием, со своим переживанием, со своими мыслями, потому что иначе не могу.