12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михайлова Светлана Ивановна43
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

 БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Министерства образования Чувашии

Кафедра начального образования
Курсовой проект

Развитие учебной мотивации

младших школьников


 

Выполнила:

Михайлова Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6 им. В.И.Чапаева» г. Чебоксары

Научный руководитель:

Михуткина М. Г.,

доцент, к.фил.н.

Чебоксары -2018

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 4

Основная часть.

1) Содержание и структура мотивации учения школьников…….. 6

2) Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.. 8

3) Педагогические условия, методы и формы формирования и развития учебных мотивов младших школьников………………… 10

3. Заключение. …………………………………………………………. 18

4. Литература. …………………………………………………………. 20


Проблема: существует противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения.

Цель проекта: выявить педагогические условия и методы формирования и развития учебной мотивации младших школьников.

Задачи проекта:

1) рассмотреть мотивацию учения как психолого-педагогическую категорию;

2) определить структуру и содержание мотивации учения младших школьников;

3) изучить этапы и методы формирования и развития мотивации учения младших школьников;

4) выявить способы диагностики мотивации учения младших школьников.

Ожидаемый результат: уяснение понятий «мотив», «мотивация»; выявление педагогических методов и условий, способствующих формированию и развитию мотивации учения младших школьников; определение структуры и содержания мотивации учения младших школьников.

Конечный продукт: формулирование рекомендации для учителей и родителей по формированию и развитию мотивации учения у младших школьников.

1.Содержание и структура мотивации учения школьников.

2.Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

3. Педагогические условия, методы и формы формирования и развития учебных мотивов младших школьников.

4. Способы диагностики мотивации учения младших школьников.

Введение.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. При этом развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В этих условиях основной задачей школы становится организация процессов интеграции, обобщения, осмысления учащимися новых знаний, включение их в структуру жизненного опыта ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ). В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Основным направлением новых образовательных стандартов является создание условий для развития личности и раскрытия индивидуальности обучающегося, его способности к самореализации в жизни. Согласно этой концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». И здесь немаловажное значение имеет формирование и развитие учебной мотивации. В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению – использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Работая по системе развивающего обучения «Школа 2100», я заметила, что дети активны на уроках, мало утомляются, постоянно задают вопросы учителю, друг другу, самостоятельно пытаются на них ответить. Учащиеся хорошо рассуждают, умеют пользоваться разными источниками информации. Приоритетами ФГОС нового поколения признаны идеалы развивающего обучения. И для их реализации необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая система, каковой и является образовательная система «Школа 2100».

Чтобы идти в ногу со временем, мне захотелось подробно изучить структуру и содержание, психологические особенности учебной мотивации младших школьников.


 

Основная часть.


 

1. Содержание и структура мотивации учения школьников

Известно, что для учебной деятельности в начальных классах необходимы как познавательные мотивы, которые проявляются, например, в повышенном интересе к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения, так и социальные мотивы (получить хорошую отметку, быть уважаемым среди одноклассников), которые говорят об осознании ребёнком своей жизни в будущем.

Мотивы учебной деятельности рассматривали многие учёные.

По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка со взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности» (А.Н. Леонтьев). Однако сама по себе потребность не определяет характера деятельности.

По мнению Л.И. Божович всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен, прежде всего, опереться, актуализировать ее, сделать более четкой, осознанной у большинства учащихся.

С.Л.Рубинштейн понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию.

Анализируя научные исследования можно сделать вывод, что в качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. При этом за всеми перечисленными причинами равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).

Итак, мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.

Классификация мотивов.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.

Толчком к деятельности, к учёбе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. А мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При таком типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность. Ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Рассмотрев несколько классификаций мотивов, мы видим, что отчётливо выявляется общее: выбор мотивации обусловлен социальным опытом личности.

Теперь же выясним, какое место занимают выше описанные группы мотивов в мотивации учебной деятельности младших школьников.


 

2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребёнок хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, иногда – только к одной, скажем, к физкультуре или музыке. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками – русский язык и математика, - редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегчённой учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям. На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывания с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), всё же ориентирует ребёнка на качество и результативность учебных действий независимо от внешней оценки, тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, её следует отличать от престижной мотивации.

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчётливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечёт за собой низкая отметка, недовольства учителя, санкции родителей (будут ругать, запретят гулять, играть на компьютере и т.д.). Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придаёт учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих младших школьников третьего и четвёртого класса отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К третьему и четвёртому классу у неуспевающих детей возникает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учёбе мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжёлых переживаний.

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от первого к четвёртому классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Всегда стремишься не только содержательно оценивать работу учеников (не просто ставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам. Нельзя захваливать хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. Надо поощрять малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребёнка.


 

3.Педагогические условия, методы и формы формирования и развития учебных мотивов младших школьников (в образовательной системе «Школа 2100»).

Какие же условия, методы и формы необходимы для формирования и развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников?

Психологические исследования учебной деятельности А.Г.Асмолова, В.П.Зинченко, В.В.Давыдова и других учёных показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности и её содержательная мотивация, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. В настоящее время это положение является особенно актуальным, так как во всех школах России с 1 сентября 2011 года вводится в действие Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года [9]) в соответствии с которым к концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть не только предметными знаниями, но и целым рядом универсальных учебных действий:

- регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

- познавательными (общеучебные, логические, постановку и решение проблемы);

- коммуникативными (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи Изучение структуры и содержания ФГОС начального общего образования показало: изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трёх этапов, одним из которых является мотивационный. Он представляет собой:

а) вызывание, возбуждение исходной мотивации

Цель: привлечение внимания к учебному материалу.

Приёмы: создание проблемных ситуаций в начале урока; привлечение занимательного материала; применение наглядных и технических средств обучения; драматизация; использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; эмоциональная насыщенность учебного содержания; создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных и игровых моментов.

б) формулировка и принятие учебной задачи

Цель: стимулирование учащихся на постановку учебной цели.

Приёмы: разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности; разработка совместно с ними плана предстоящих действий, плана урока; постановка целей на отдельных этапах урока; определение целей разрешения проблемных ситуаций.

Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

На основе теоретического изучения научной литературы по проблеме я делаю следующий вывод:

Основными источниками учебной мотивации младших школьников являются следующие:

интерес к информации;

интерес к способу действия;

интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем;

потребность в самовыражении;

актуализация творческой позиции;

избегание наказания (физического или морального);

осознание значимости происходящего для себя и других.

6) Положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий:

- учебная деятельность школьников организуется по этапам: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивный;

- подача содержания учебного материала осуществляется через постановку проблемных ситуаций;

- учитель на уроках использует различные группы методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.

В своей работе я использую различные методы мотивации, которые можно разделить на 4 группы:

Эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным отечеству, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованности в результатах коллективной работы, взаимопроверка.

Познавательная мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность.

Исследования показывают, что познавательная мотивация младших школьников существенно зависит от способа раскрытия учебного предмета. Когда обучение идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым вызывает у него интерес к изучению данного предмета. Приведу пример создания познавательной мотивации при изучении некоторых тем на уроках математики, русского языка, литературного чтения в системе «Школа 2100».

В третьем классе «Школа 2100» при изучении темы «Миллиметр» создаётся следующая проблемная ситуация: в учебнике «Математика» (2 часть, авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких, Москва, ООО «Баласс» 2012) детям предлагается измерить длины отрезков в известных им единицах измерения – сантиметрах. Затем в задании авторы спрашивают, в каких единицах можно измерить длину классной комнаты, тетрадного листа (вспоминаются ещё и дециметры). Далее задаётся вопрос, посредством которого создаётся проблемная ситуация: какими единицами удобнее измерять длину муравья? Начинается поиск. У детей появляется невероятный интерес к изучаемой теме. Дети выдвигают разные версии, и приходят к выводу, что, наверное, есть другая, более мелкая мерка – единица измерения длины. Этот вывод-предположение подтверждается выводом из учебника. Дети узнают о существования миллиметра.

При изучении темы «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» детям предлагается следующая задача: « На башнях Изумрудного города 500 изумрудов 400 зелёных гранатов. Сколько всего изумрудов и зелёных гранатов на башнях Изумрудного города?» Создаётся проблемная ситуация. Что нужно знать, чтобы решить эту задачу? Как выполнить вычисления? Дети сразу активизируются в поиске способов сложения трёхзначных чисел. Приходят к выводу, что числа можно выразить в сотнях или в десятках, а однозначные и двузначные числа они умеют складывать. Читается вывод в учебнике.

При изучении темы «Род имён существительных» в учебнике «Русский язык» (3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Москва, ООО «Баласс» 2013) авторы просят детей прочитать название темы в учебнике (с.21) и ответить на вопросы: «Какие вопросы у тебя возникли? А какие предположения?» дети отправляются на поиск и затем сравнивают свои вопросы и формулировки авторов учебника (с. 196 Что это за признак имён существительных? У всех ли слов он есть? Как определить род имён существительных?) Затем решается проблема, открываются новые знания при выполнении заданий из упражнения 230: какие имена существительные называют мужчин, а какие женщин.

На страницах учебника «Литературное чтение» (3 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Москва, ООО «Баласс» 2013) к изучению новых литературоведческих понятий, к желанию детей читать мотивируют постоянные диалоги герои учебника Насти и её папы. Когда вместе с этой вымышленной девочкой хочется узнать и почитать «авторские сказки»; сказки, сочинённые по мотивам сказок других авторов. Выяснить, какие литературные произведения называются пьесами, после прочтения которых возникает немедленное желание их инсценировать.

Необходимо отличать понятия интерес и заниматель­ность. Занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса. Особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отно­шение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выпол­нять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную за­дачу и т. п.). В данном случае присутствует только один ком­понент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно го­ворить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятель­ности - предпосылка интереса, но не сам познавательный ин­терес. 

Большое место в эмоциональной и социальной мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.

Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По моим наблюдениям большинство детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

Заключение.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Соотнеся эти исследования с опытом работы по системе развивающего обучения «Школа 2100» и с требованиями новых стандартов, можно сделать следующее заключение. При организации учебного процесса в этой системе у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ребенка к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу личностных УУД.

В учебниках по математике и русскому языку много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности.

При подборе системы заданий по литературе четко проявляются условия для формирования комплекса УУД. Вопросы типа: Приведи примеры из своей жизни: когда ты читатель, когда слушатель, когда зритель?» , «Автор стихотворения придумал эту ситуацию или подсмотрел ее в жизни?», «Чью точку зрения разделяет поэтесса: мальчика или его бабушки? А ты?», Знаешь ли ты что любят читать в твоей семье? формируют личностные универсальные учебные действия.

Развитию нравственно-этической ориентации, нравственных чувств гордость, стыд, вина; интеллектуальных переживаний радость познания; эстетических чувств способствует работа по целому ряду художественных произведений. Содержание учебных курсов в образовательной системе «Школа 2100» выстроено так, что одним из планируемых результатов изучения различных тем является формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Литература.

Приказ Министерства образования, науки и высшей школы РФ от 6 октября 2009 г. №343 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». – 2010 - № 11. – С. 45-48.

Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // «Начальная школа. – 2011. - № 1. - С. 8-12.

Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // «Начальная школа». – 2009. - № 2. - С. 20-26.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под.ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 2011.

Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2013.

Учебник «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких, 3 класс, 2 часть, М.,ООО »Баласс», 2014.

Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 3 класс, 2 часть, М.,ООО »Баласс», 2014.

Учебник «Литературное чтение», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 3 класс, 2 часть, М.,ООО »Баласс», 2014.

 

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.