Коррекционно-развивающее занятие «Курить — здоровью вредить!» (7 класс)
Коррекционно - развивающее занятие
«Курить – здоровью вредить!»
Цели:
1.Формирование осознанного отрицательного отношения к курению.
2.Реальное представление о вредности курения и заболеваниях курильщиков.
3. Воспитание у детей ответственности за своё здоровье.
Задачи:
На реальных примерах доказать пагубное влияние никотина на организм человека.
1.Вступительная часть
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Ведущий: Наверное потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Есть пагубные привычки, которые отрицательно влияют на наше здоровье: курение, алкоголь, наркотики.
2.Коррекционные упражнения на развитие анализа и синтеза:
- (СЛАЙД 1) «Курить – здоровью вредить!»
- (СЛАЙД 2) Прочитать вслух загадку. «Говорить мы будем сегодня о сигарете, о том, какой вред приносит курение.» Каждый человек, чаще всего в подростковом возрасте, сталкивался с вопросом: « Начинать курить или нет?» С одной стороны, на каждой пачке сигарет написано: « Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья! Курение убивает. Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких»
(показать пустую коробочку из-под сигарет)
Но, с другой стороны, часто заядлые курильщики приводят доводы: - «Со мной же еще ничего не случилось!
(комментарий: «не случилось сегодня, случится завтра»);
- «Мой дед всю жизнь курил и прожил 80 лет».
(комментарий: «а если бы мой дед не курил, он бы прожил не 80 лет, а 85 лет). Сигарета - это враг, который убивает медленно, но верно! И сегодня мы с вами в этом убедимся.
3. Из истории табакокурения (СЛАЙДЫ)
Табак людям известен давно. Родом он из Америки, откуда привёз его русский путешественник Х.Колумб. Растение получило своё название от названия провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало оно своё победное шествие по всем континентам. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет. Индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях. Этот обряд часто называют: «выкуривание трубки мира».
В Европу табак попал вместе с испанскими путешественниками в XV веке и достаточно быстро завоевал популярность. Табаку приписывались необыкновенные свойства – считалось, что он целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п.
Однако нельзя сказать, что табак так беспрепятственно проникал повсюду. В Испании табак был объявлен «забавой дьявола» и тех, кто курил табак, инквизиция отправляла на костер. Римские папы предлагали наказывать курящих и нюхающих табак. Однажды, в назидание потомкам, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу королевы Елизаветы Первой, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
Ведущий: В те далёкие времена родился вот такой анекдот для начинающих курильщиков и для заядлых.
«Врач посоветовал больному человеку бросить курить, и тот с неохотой согласился. По дороге домой он думал о своей жизни без любимых сигарет и зашел к священнику. "Отец мой, - спросил он. - Я вынужден сейчас бросить курить, но когда я уйду в мир иной ,скажи мне, будут ли сигареты в раю?" Священнику пришлось подумать над таким явным противоречием: в раю есть все, но позволит ли Бог принести туда сигареты и загрязнять рай зловонным дымом табака? И он, наконец, ответил: "Да, сын мой, в раю будут сигареты, но за огоньком тебе придется сбегать в ад!"
Продолжение исторического сообщения:
«В Россию табак завезли английские купцы в 1585 году (XVI в.) через Архангельск, и он довольно быстро распространился на российской земле, Бороться с табакокурением начал царь Михаил Федорович. В его царствование уличенного в курении первый раз наказывали 60 ударами палкой по стопам, во второй раз - отрезанием носа или ушей. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович специальным законом запретил курение и ввел наказание – курящих наказывать кнутом, а торговцев табаком ссылать в дальние города».
Большому распространению курения способствовал Пётр первый. Так постепенно все народы стали курить.
(видеоролик «Колумб Америку открыл»)
4. Цифры и факты
Ведущий: В нашей стране сегодня напряжённая ситуация с курением. Подростковое курение стремительно молодеет. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью. (слайды)
Ведущий: Мы провели анкетирование среди воспитанников интерната. Что мы сегодня имеем?
Анализ опроса воспитанников (зачитать)
Из 41 воспитанника нашей школы – интерната курят систематически 7 человек, 5 человек курят по мере возможностей, периодически, а 20 человек пробовали курить: кто-то однажды, кто-то несколько раз. Из курящих 4 человека уже могут выкуривать до 10 сигарет в день, остальные от 3 до 5 сигарет.
На вопрос «Что тебя заставляет курить?» дети ответили:
-«за компанию», «курят все и я курю», «попробовал и начал курить», «привык уже».
На вопрос «Хотел бы ты бросить курить?» все дети ответили:
«да, но уже привык» «хочу, но не могу»
На вопрос «Что бы вы посоветовали другим?» дети ответили: «кто не курит, не надо начинать», «не жалко здоровье - пусть курят», «не курить совсем, а то лёгкие почернеют и разрушатся», «каждый решает сам», «бросить трудно, втягиваешься», «хочу бросить курить и пытался не один раз, не получается, не надо начинать, уже привык, тянет».
Мультфильм «Курить или не курить?»
(ответить на вопрос)
5. Почему люди курят?»
Интерактивная беседа «Причины курения»
Ведущий: Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно покупать сигареты? Итак, почему же ваши сверстники курят?
Примерные ответы детей:
- За компанию,
- из любопытства,
- по незнанию,
- чтобы успокоить нервы,
- чтобы снять напряжение,
- чтобы казаться старше, взрослее,
- чтобы казаться современным,
- чтобы лучше работала голова.
Дискуссия «Что дает курение?»
Ведущий: Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным? («курю, чтобы выглядеть взрослым», «курю, чтобы казаться современным», «курю, чтобы снять стресс, успокоиться». (дети высказывают своё мнение)
(Примерные аргументы детей):
- Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек - тот, кто умеет отвечать за свои поступки.
- Сигарета не делает человека современным. Курили люди и сто лет назад. А девушка с сигаретой выглядит не современно, а вульгарно.
- И нервы табачный дым не успокаивает, наоборот, делает человека более раздражительным.
- От курения голова работает хуже, ухудшается память.
Ведущий: Значит, люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же истинная причина курения?
Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Карра «Легкий способ бросить курить». Автор книги стал знаменитым, придумав свой способ избавления людей от курения. Он называет сигарету «коварной ловушкой». Вот как он объясняет, почему люди попадают в эту ловушку.
«Никотин - бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.
Каждая затяжка сигаретой поставляет через легкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина, которую наркоман вводит в вену.
Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика».
Итак, истинная причина курения - это наркотическая зависимость.
Большинство курильщиков выкуривает одну пачку в день. Но, когда они начинали, то думали, что будут выкуривать не больше 5 сигарет в день и что смогут бросить в любой момент.
По словам ученых, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.
Никотин – один из наиболее опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву лишь только поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает каждый день в кровь после выкуривания 20-25 сигарет.
Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в 1 прием. Систематическое поглощение некрупных, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
Ролевая игра «Умей сказать "нет"».
Ведущий: Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться и не могут отказаться.
Сейчас вы прослушаете два диалога (разговор между детьми) и ответьте на вопрос «Кто сильнее?»
Диалог № 1
Миша. Давай закурим!
Саша. Я не могу.
Миша. Почему?
Саша. Родители увидят.
Миша. А мы отойдем за угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша. Ну ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша. А я сигареты без фильтра не курю.
Миша. У меня с двойным фильтром.
Саша. Да я спички забыл.
Миша. У меня есть зажигалка.
Саша. Соседи из окон нас увидят.
Миша. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что ответить.
Ведущий: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Дети считают, что победил Миша.
Как это ни странно, Саша ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.
Друзья встретились в парке. Серёжа предлагает Диме закурить.
Дима: - Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа - А что тогда сюда пришел?
Дима - Захотел и пришел.
Сережа - Ну тогда иди отсюда.
Дима - Не хочу и курить не буду.
Ведущий: Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают.
А за что можно уважать?
Примерные ответы детей:
- За спортивные достижения.
- За силу.
- За смелость.
- За то, что хорошо разбирается в чем-то.
(мультфильм «Валентин и курение»)
ВЫВОД: Чтобы противостоять курению, человек должен обладать такими качествами характера как: чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права. Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защищать, попадает под влияние других. Курение - это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы. В 2016 году в России принят Федеральный Закон о курении, в котором оговорены общественные места, где запрещено курить. 31 мая – всемирный день без табака.
17 ноября отмечался международный день отказа от курения.
Физминутка музыкальная
5. Информационный блок о вреде курения
(слайды)
Сценка о курении
(Демко И., Морозова Ю., Вагапова Л., Щеглова Ю., Корпейко А.)
Задание: сравнить лицо курящего человека с лицом некурящего человека
«Пассивное курение»
Ведущий:
Народная мудрость гласит: ” Один курит - весь дом болеет”. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и более страдают болезнями органов дыхания. Люди, которые не курят сами, но находятся с курящими, становятся пассивными курильщиками. Если курильщик несколько раз наберет в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку, то на белой ткани образуется коричневое пятно. Это табачный деготь – яд, который содержится в дыму. И если помазать кролику уши этим дегтем, он заболевает и умирает. Вот почему надо стараться не находиться в помещении, где курят, быстрее проветривать такое помещение.
Опыт о вреде курения (видеоролик)
Выработка общего мнения о том, что такое курение
Ведущий: Итак, ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое курение.
Курение - это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость, вред здоровью.
Заключительная часть:
Ведущий: Завершить наше занятие я хочу словами известного писателя Марка Твена: «Ничего нет легче, чем бросить курить, - я сам это делал сотни раз, но так ни разу и не бросил по-настоящему». Помните, ребята, что никакой пользы от табакокурения человек не получает, и никогда не поддавайтесь этой вредной привычке.
Каждый должен сделать свой выбор: «Курить или не курить», «жить или не жить». Подумайте! Курение - это крупнейшая из причин смерти, которую можно предотвратить.
Итог занятия: домашнее задание
(раскладушка с раскрасками курильщика)
Звучит песня «Бросай курить!»