Учебно-игровое коррекционное пособие «Домик»
Учебно-игровое коррекционное пособие
«Домик»
Пояснительная записка
В настоящее время возросло количество детей, имеющих речевые нарушения различного характера: нарушение звукопроизношения, нарушение лексико-грамматического строя речи, бедность словаря и навыков словообразования. Процесс исправления речевых недостатков – не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Большой интерес к занятиям ребенок проявляет в игре.
Рекомендуемый возраст: данное пособие рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Рекомендуемый тип занятия: индивидуальные, подгрупповые занятия.
Требуемые для работы знания и умения ребенка:
Ребенок должен знать названия цветов, птиц, животных, профессии людей.
Ребенок должен уметь считать, различать цвета, классифицировать слова, обобщать слова на картинке, употреблять предлоги в речи.
Ожидаемые результаты:
Развитие связной речи;
Развитие лексико-грамматических компонентов речи;
Автоматизация и дифференциация звуков (р, л, с, ш,ц);
Развитие словаря и навыков словообразования;
Развитие пространственной ориентировки;
Развитие навыков согласования числительных и существительных;
Развитие фонетико-фонематического слуха;
Закрепление навыков счета, знания цветов;
Развитие мышления, воображения, памяти.
Инструкция по использованию пособия
Правила и варианты работы
Описание пособия: пособие состоит из игрового поля (домика) и разделено на 12 частей (квартир) перегородками. Каждая квартира имеет свой порядковый номер. Стены квартир различаются материалами, из которых они сделаны, цветом и количеством окон.
Квартира №1 имеет снежную стену и оранжевые окна, у квартиры №2 – деревянная стена и синие окна, у квартиры №3 – ледяная стена и коричневое окно, у квартиры №4 – бумажная стена и зеленые окна, у квартиры №5 – пластмассовая стена и белое окно, у квартиры №6 – соломенная стена и черные окна, у квартиры №7 – железная стена и красные окна, у квартиры №8 – стеклянная стена и фиолетовое окно, у квартиры №9 – каменная стена и голубые окна, у квартиры №10 – целлофановая стена и серое окно, у квартиры №11 – кирпичная стена и желтые окна, а квартира №12 имеет резиновую стену и розовые окна.
Речевой материал: состоит из разрезных картинок.
Звук [р]
1) рак, робот, рысь, рыба, рыбак, Рома, Рая, рота;
2) баран, сорока, ворона, кенгуру, старуха, поросенок, муравей, корова, воробей, карапуз, жираф, карась;
3) комар, повар, пионер, бобер, шофер, актер, шахтер, кондуктор, гончар, кочегар, боксер, кассир.
Звук [л]
1)ласка, ласточка, лось, лошадь, Луша, лыжник, лыжница, Лунтик, лама, лань, лайка, лосось;
2) пчела, Володя, голубка, белуга, шалун, волы, малыш, пилот, акула, соловей, голубь, кукла;
3) вол, осел, щегол, козел, дятел, сокол, орел, буйвол, ангел, шакал.
Звук [с]
1) сокол, соболь, собака, соловей, солдат, судак, садовник, сова, сорока, сом, сын, сурок;
2) оса, лиса, гусак, касатка, барсук, крыса, плясун, пастух, невеста;
Звук [ш]
1) шут, шакал, шалун, шаман, шофер, шериф, шеф, Шура, шахтер;
2) волшебник, лошадь, кашалот, кошка, леший, малыши, лягушка, бабушка, дедушка, матрешка.
Звук [ц]1) цапля, царь, цыган, цыпленок, циклоп, цыганка;
2) танцор, офицер, овца, курица, рыцарь, официант, львица, тигрица, куница, певица, милиционер, медведица;
3) заяц, мудрей, младенец, певец, кузнец, отец, телец, птенец, борец, пловец, продавец, индеец.
Вариант 1 «Какая стена?»
Цель: развитие навыков словообразования.
Инструкция: педагог называет номер квартиры и просит назвать ребенка из чего сделана стена/какая она (из кирпича- кирпичная, изо льда-ледяная и т.д.)
Вариант 2 «Назови цвет»
Цель: закрепление знаний основных цветов
Инструкция: педагог называет номер квартиры (или «стену»), ребенок называет цвет, количество окон в ней.
Вариант 3 «Соседи»
Цель: развитие пространственной ориентировки, понимания предлогов.
Инструкция: педагог называет номер квартиры, в которой будет жить, к примеру, лягушка и просит положить соответствующую картинку. Далее, педагог говорит, что слева от лягушки будет жить бабушка, под бабушкой – лошадь, над лягушкой – матрешка и т.д. Задача ребенка правильно расселить соседей. В ходе игры можно уточнить номера квартир, этажей, цвета окон.
Вариант 4 «Кто в домике живет?»
Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (р, л, с, ш, ц)
Инструкция: ребенок называет картинки и расселяет жильцов по квартирам. Педагог уточняет, кто живет в «5» квартире, задача ребенка правильно произнести слово. Либо педагог уточняет, что на первом этаже будут находиться жильцы в названии которых есть звук [с], а на втором – в названии которых есть звук [ш].
Вариант 5 «Этажи»
Цель: учить определять место звука в слове.
Инструкция: ребенок берет картинки со звуком [ц], определяет место звука в слове и кладет в любую квартиру соответствующего этажа (1 этаж, если звук стоит в начале слова, 2 этаж – в середине слова, 3 этаж – в конце слова).
Вариант 6 «Цвета»
Цель: развитие фонематического слуха.
Инструкция: ребенок берет картинку заданного звука, называет ее и кладет в квартиру с окошками цвета соответствующего звука (комаР-серый цвет, Лось-желтый и т.д.).
Вариант 7 «Окошки»
Цель: учить детей делить слова на слоги.
Инструкция: ребенок берет картинку, называет ее и определяет количество слогов в слове (можно при помощи хлопков). Кладет картинку в ту квартиру, где количество слогов соответствует количеству окошек.
Вариант 8 «Цифры»
Цель: учить детей считать в прямом и обратном порядке, назвать цифры вразброс.
Инструкция: ребенок расселяет жильцов по квартирам, педагог просит назвать номер квартиры, в которой живет «дятел» и т.д.
Вариант 9 «Посчитай»
Цель: автоматизация звуков, правильное согласования числительных и существительных.
Инструкция: педагог просит посчитать «жильца» столько раз, какому число соответствует его квартира (один лось, два лося, три лося, четыре лося, пять лосей).
Вариант 10 «Классификации»
Цель: учить детей классифицировать картинки (птицы, профессии, животные и т.д.), знакомить детей с профессиями людей, с названиями птиц, животных и пр.
Инструкция: педагог просит ребенка расселить в квартиры всех птиц и назвать их. Или, педагог расселяет жильцов разных профессий по квартирам и просит ребенка назвать, кто проживает в «3» квартире? Кто проживает под боксером?
Используемые источники:
Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Вып. 1: Звук Л. – 80 с.: ил.
Жихарева – Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 4: Звук Р. – 136 с.: ил.
Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 7: Звук Ш, Ж. – 136 с.: ил.
Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 5: Звук С,Сь. – 128 с.: ил.
Интернет ресурс.