Учебно-игровое коррекционное пособие «Домик»

12
0
Материал опубликован 16 March 2021 в группе

Учебно-игровое коррекционное пособие

«Домик»

Пояснительная записка

В настоящее время возросло количество детей, имеющих речевые нарушения различного характера: нарушение звукопроизношения, нарушение лексико-грамматического строя речи, бедность словаря и навыков словообразования. Процесс исправления речевых недостатков – не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Большой интерес к занятиям ребенок проявляет в игре.

Рекомендуемый возраст: данное пособие рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Рекомендуемый тип занятия: индивидуальные, подгрупповые занятия.

Требуемые для работы знания и умения ребенка:

Ребенок должен знать названия цветов, птиц, животных, профессии людей.

Ребенок должен уметь считать, различать цвета, классифицировать слова, обобщать слова на картинке, употреблять предлоги в речи.

Ожидаемые результаты:

Развитие связной речи;

Развитие лексико-грамматических компонентов речи;

Автоматизация и дифференциация звуков (р, л, с, ш,ц);

Развитие словаря и навыков словообразования;

Развитие пространственной ориентировки;

Развитие навыков согласования числительных и существительных;

Развитие фонетико-фонематического слуха;

Закрепление навыков счета, знания цветов;

Развитие мышления, воображения, памяти.

Инструкция по использованию пособия

Правила и варианты работы

Описание пособия: пособие состоит из игрового поля (домика) и разделено на 12 частей (квартир) перегородками. Каждая квартира имеет свой порядковый номер. Стены квартир различаются материалами, из которых они сделаны, цветом и количеством окон.

Квартира №1 имеет снежную стену и оранжевые окна, у квартиры №2 – деревянная стена и синие окна, у квартиры №3 – ледяная стена и коричневое окно, у квартиры №4 – бумажная стена и зеленые окна, у квартиры №5 – пластмассовая стена и белое окно, у квартиры №6 – соломенная стена и черные окна, у квартиры №7 – железная стена и красные окна, у квартиры №8 – стеклянная стена и фиолетовое окно, у квартиры №9 – каменная стена и голубые окна, у квартиры №10 – целлофановая стена и серое окно, у квартиры №11 – кирпичная стена и желтые окна, а квартира №12 имеет резиновую стену и розовые окна.



t1615869337aa.jpg



Речевой материал: состоит из разрезных картинок.

Звук [р]

1) рак, робот, рысь, рыба, рыбак, Рома, Рая, рота;

2) баран, сорока, ворона, кенгуру, старуха, поросенок, муравей, корова, воробей, карапуз, жираф, карась;

3) комар, повар, пионер, бобер, шофер, актер, шахтер, кондуктор, гончар, кочегар, боксер, кассир.

Звук [л]

1)ласка, ласточка, лось, лошадь, Луша, лыжник, лыжница, Лунтик, лама, лань, лайка, лосось;

2) пчела, Володя, голубка, белуга, шалун, волы, малыш, пилот, акула, соловей, голубь, кукла;

3) вол, осел, щегол, козел, дятел, сокол, орел, буйвол, ангел, шакал.

Звук [с]

1) сокол, соболь, собака, соловей, солдат, судак, садовник, сова, сорока, сом, сын, сурок;

2) оса, лиса, гусак, касатка, барсук, крыса, плясун, пастух, невеста;

Звук [ш]

1) шут, шакал, шалун, шаман, шофер, шериф, шеф, Шура, шахтер;

2) волшебник, лошадь, кашалот, кошка, леший, малыши, лягушка, бабушка, дедушка, матрешка.

Звук [ц]1) цапля, царь, цыган, цыпленок, циклоп, цыганка;

2) танцор, офицер, овца, курица, рыцарь, официант, львица, тигрица, куница, певица, милиционер, медведица;

3) заяц, мудрей, младенец, певец, кузнец, отец, телец, птенец, борец, пловец, продавец, индеец.





t1615869337ab.jpg





Вариант 1 «Какая стена?»

Цель: развитие навыков словообразования.

Инструкция: педагог называет номер квартиры и просит назвать ребенка из чего сделана стена/какая она (из кирпича- кирпичная, изо льда-ледяная и т.д.)



Вариант 2 «Назови цвет»

Цель: закрепление знаний основных цветов

Инструкция: педагог называет номер квартиры (или «стену»), ребенок называет цвет, количество окон в ней.

Вариант 3 «Соседи»

Цель: развитие пространственной ориентировки, понимания предлогов.

Инструкция: педагог называет номер квартиры, в которой будет жить, к примеру, лягушка и просит положить соответствующую картинку. Далее, педагог говорит, что слева от лягушки будет жить бабушка, под бабушкой – лошадь, над лягушкой – матрешка и т.д. Задача ребенка правильно расселить соседей. В ходе игры можно уточнить номера квартир, этажей, цвета окон.



t1615869337ac.jpg



Вариант 4 «Кто в домике живет?»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (р, л, с, ш, ц)

Инструкция: ребенок называет картинки и расселяет жильцов по квартирам. Педагог уточняет, кто живет в «5» квартире, задача ребенка правильно произнести слово. Либо педагог уточняет, что на первом этаже будут находиться жильцы в названии которых есть звук [с], а на втором – в названии которых есть звук [ш].



Вариант 5 «Этажи»

Цель: учить определять место звука в слове.

Инструкция: ребенок берет картинки со звуком [ц], определяет место звука в слове и кладет в любую квартиру соответствующего этажа (1 этаж, если звук стоит в начале слова, 2 этаж – в середине слова, 3 этаж – в конце слова).



t1615869337ad.jpg

Вариант 6 «Цвета»

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция: ребенок берет картинку заданного звука, называет ее и кладет в квартиру с окошками цвета соответствующего звука (комаР-серый цвет, Лось-желтый и т.д.).



t1615869337ae.jpg



Вариант 7 «Окошки»

Цель: учить детей делить слова на слоги.

Инструкция: ребенок берет картинку, называет ее и определяет количество слогов в слове (можно при помощи хлопков). Кладет картинку в ту квартиру, где количество слогов соответствует количеству окошек.



t1615869337af.jpg



Вариант 8 «Цифры»

Цель: учить детей считать в прямом и обратном порядке, назвать цифры вразброс.

Инструкция: ребенок расселяет жильцов по квартирам, педагог просит назвать номер квартиры, в которой живет «дятел» и т.д.



Вариант 9 «Посчитай»

Цель: автоматизация звуков, правильное согласования числительных и существительных.

Инструкция: педагог просит посчитать «жильца» столько раз, какому число соответствует его квартира (один лось, два лося, три лося, четыре лося, пять лосей).



Вариант 10 «Классификации»

Цель: учить детей классифицировать картинки (птицы, профессии, животные и т.д.), знакомить детей с профессиями людей, с названиями птиц, животных и пр.

Инструкция: педагог просит ребенка расселить в квартиры всех птиц и назвать их. Или, педагог расселяет жильцов разных профессий по квартирам и просит ребенка назвать, кто проживает в «3» квартире? Кто проживает под боксером?







t1615869337ag.jpg



Используемые источники:

Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Вып. 1: Звук Л. – 80 с.: ил.

Жихарева – Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 4: Звук Р. – 136 с.: ил.

Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 7: Звук Ш, Ж. – 136 с.: ил.

Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 5: Звук С,Сь. – 128 с.: ил.

Интернет ресурс.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.