12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лазарева Анна Александровна123
Россия, Бурятия респ., село Турунтаево
0

Коррекционно-развивающее взаимдействие родителей с ребёнком с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Семинар на тему:

Коррекционно-развивающее взаимдействие родителей

с ребёнком с ОВЗ (нарушением интеллекта)

проводит: педагог-психолог Лазарева Анна Александровна

Появление ребёнка – большое и радостное событие в каждой семье. Ребёнку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота, внимание. Эти дети нуждаются в постоянной помощи, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Установление взаимопонимания, тесного контакта специалиста с родителями является необходимым условием успешной психолого – педагогической работы с ребёнком.

Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, представляет собою важную и сложную проблему. Социальная адаптация ребёнка с аномальным развитием зависит от правильного родительского поведения.

Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребёнка с родителями, другими членами общества. Это значительно затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие ребёнка с интеллектуальным нарушением. Вопросами формирования адекватных видов взаимоотношений в рамках семьи занимаются различные специалисты: психологи, психотерапевты, олигофренопедагоги, логопеды и др

Проблемы отношений в семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. В общей и специальной педагогике установлено, что развитие ребёнка, его социализация начинаются с общения с близкими ему людьми. Эмоциональное общение ребёнка с матерью – это первый вид деятельности, в который он вступает в качестве субъекта обучения. Успешное развитие ребёнка с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от правильного подхода к ребёнку в семье. Установлено, что для детей, растущих в атмосфере отчуждения, характерны повышенная аффективность, недостаточность контроля жизни, эмоциональная незрелость, антагонизм и более высокая возбуждённость. Как правило родители с трудом воспринимают диагноз, который определяют ребёнку.

Особенности отношений родителей к ребёнку с нарушением интеллекта. Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане.

Первичная реакция на диагноз – сознание «вины»: «Почему именно у меня?»

Амбвивалентность (двойственность) – второй вид реакции. При возникновении стресса появляются как позитивные, так и негативные реакции. Гнев, ярость, разочарование – нормальные проявления любви и заботы о ребёнке. Амбвивалентность проявляется при всяком новом кризисе и с трудом устраняются. Разочарование, стыд, боль – это реакции, типичные для 48% родителей детей данной категории.

Кризис девиации (отсутствие правил) – ещё одна форма реакции, появление которой зависит от идентификации состояния и стресса, который этим вызывается.

Родители сталкиваются с неизвестным им явлением и ищут помощи: новой информации, новых знаний и контактов с ещё незнакомыми специалистами. Патология некоторых специфических состояний вызывают у родителей тяжелейший стресс.

Кризис хронического напряжения возникает у родителей вследствие расхождения между потребностями УО ребёнка и стилем их жизни. Ребёнок лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни.

Острота боли со временем притупляются, но всё же большинство родителей испытывают хронические страдания («хроническую боль»), чего специалисты, которые им должны помочь, не принимают во внимание. Некоторые родители уходят в себя, прерывают все связи со знакомыми и друзьями, другие, напротив, в поисках помощи стремятся более широким контактам.

Три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятных для развития ребёнка, которые должны сформировать у родителей специалисты:

Адекватность наиболее близких к объективной оценке психических и характерологических особенностей своего ребёнка и построение на этой основе процесса воспитания

Динамичность - как способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребёнка применительно к ситуации и условиям жизни семьи

Прогностичность – как направленность воспитательных усилий в будущее.

В настоящий период развития специальной педагогики мысль о влиянии на возникновении позитивного прогноза в развитии ребёнка стала очевидной, а необходимость работы с семьёй осознаётся всё острее. Осуществляя комплексный подход, имеющим интеллектуальные нарушения, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и др. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско- родительских отношений.

Родителям в первую очередь нужно принять особенности своего ребёнка. Ограниченные возможности здоровья, интеллектуальные нарушения – это не приговор!

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

       Нередко родителям недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической помощи, потребности поделиться с другими своими сомнениями и трудностями. Члены семьи не должны замыкаться рамками отношений только между собой, а иметь друзей.  У детей, как и у взрослых, также должны быть друзья вне семьи, чтобы дети могли приобщаться к любимым занятиям, расти уверенными в себе.

Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов.

      Систематически интересуйтесь школьными делами своего ребёнка, радуйтесь его успехам, не огорчайтесь его временным неудачам. Терпеливо и заинтересованно выслушайте рассказы дочери или сына. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность ребёнка. Возвращаясь из школы домой он должен быть уверен, что здесь его встретят с любовью и радостью. Чувствуя вашу поддержку и заинтересованность, он не будет падать духом из – за неудач, потому что рядом с ним всегда любимые им и любящие его мудрые люди – папа и мама, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищённости делает его счастливым. Очень важно организовать занятия в условиях семьи.

Дата проведения: с 4 апреля по 5 апреля
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.