Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей».
Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями.
Задачи
Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.
Обучение техникам невербального общения и активного слушания.
Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
План:
1.Вступление.
2.Оценка коммуникабельности педагога с родителями. (методика В.Ф.Ряховского)
3. Мини-лекция «Правила построения эффективного общения».
4.Упражнение «Тренировка интонации».
5. Упражнение «Самый трудный родитель».
6. Игра-шутка «Ералаш».
7. Приемы активного слушания.
8.Упражнение «Гимнастика ума».
9. Упражнение «Поговори со мной».
10.Упражнение «Резервуар».
11. Заключение. Рефлексия. Раздача памяток.
В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: Общение педагога с родителями воспитанников».
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Диагностика профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи-тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».
Цель: познакомить педагогов с правилами эффективного общения с родителями.
-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», «Здравствуйте, Анна Владимировна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнести фразы:
-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
-Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).
- А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Упражнение «Самый трудный родитель».
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые, по их мнению, наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.
Анализ упражнения.
Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
При общении с такими родителями, необходимо попытаться отнестись к ним по-другому, используя следующий алгоритм:
1. Нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
2. Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.
3. На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
4. Попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Несколько вариантов сообщения негативной информации о ребенке:
В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, это поможет сделать общение более эффективным.
Можно использовать такие выражения, как:
- «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы,
- «давайте попробуем так поступить…» т.е. предлагаем родителям сотрудничество.
Можно негативную информацию о ребенке передать в позитивном ключе, давая возможность
родителю самому понять (озвучить) что происходит…
– «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень внимательно слушал…»
Можно вовлекать родителей в работу, например, сказать, что мы уже в группе попробовали такой вариант, а вы дома?
Игра-шутка «Ералаш».
Ведущий называет четыре слова: «плавание», «волейбол», «бокс», «велосипед». На каждое движение группа реагирует определенным жестом, движением, соответствующим названному слову. При слове «плавание» участники должны делать движения руками, как при плавании брассом. Слово «бокс» заставит боксировать с воображаемым противником. «Волейбол» требует отбивать двумя руками вперед и вверх невидимый мячик. «Велосипед» соответствует движению ног, как бы вращающих педали (участники сидят). Когда же ведущий произносит фразу «горшок на голове», участники подхватывают этот воображаемый горшок так, чтобы он не свалился с головы.
Игра заключается в том, что ведущий называет все четыре слова и фразу «горшок на голове» в случайном порядке, а участники группы стремятся безошибочно реагировать на это соответствующими жестами и движениями. Ведущий может провоцировать игроков на несоответствия.
Еще один из способов эффективного общения, это активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
Активно слушать собеседника — означает:
Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Приемы активного слушания.
1. Глухое молчание.
2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).
3. ЭХО - повторение последних слов собеседника. Эта техника наиболее уместна в тех ситуациях, где смысл высказываний собеседника оказался не вполне ясным или где его высказывания несут эмоциональную нагрузку. Иногда отражение последних слов фразы партнера используется во время продолжительных пауз в качестве приглашения продолжить рассказ.
4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.
5. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).
6. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический". Прояснение — это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точнее понял, о чем идет речь. Если предыдущие техники рефлексивного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе, привести примеры или остановиться на чем-то подробнее. Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно следующее:
«Не повторите ли вы еще раз?»
«Что вы имеете в виду?»
Если же слушатель понял общий смысл высказывания, но нуждается в дополнительных деталях для прояснения ситуации, он может обратиться к говорящему с прямой просьбой расширить ответ:
«Не объясните ли вы поподробнее?»
«Может быть, вы что-нибудь добавите?..»
«Не могли бы вы развить вашу мысль?..»
«Что случилось потом?..»
7. Перефразирование (парафраз) — формулирование той же мысли другими словами. В беседе парафраз состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.
Исполнение этой техники можно начать следующими словами:
«Как я понял вас, вы считаете, что…»
«Как я понимаю, вы говорите о том, что…»
«По вашему мнению…»
«Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но…»
«Другими словами, вы считаете…»
«Правильно ли я понимаю?»
8. Резюмирование — техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным. Эта техника вполне применима в продолжительных беседах, где она помогает выстроить фрагменты разговора в смысловое единство. Она дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогает говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свои мысли. Вступительными фразами могут быть, например, такие:
«Я внимательно вас выслушал. Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял…" (или «Вот, как я понял, что с вами произошло…«)
«Если теперь подытожить сказанное вами, то…»
«Из вашего рассказа я сделал следующие выводы…»
Далее вы буквально в двух-трех фразах пересказываете вашему партнеру то, что он рассказывал вам в течение нескольких минут. При этом вы отмечаете ключевые моменты его речи, но подбираете для этого самую лаконичную форму.
Резюмирование уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий или в таких ситуациях, где необходимо решать какие-либо проблемы.
8. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ.
9. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".
10. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.
Упражнение «Гимнастика ума»
Цель: отработка техники рефлексивного слушания на практике.
Инструкция. Упражнение проходит в кругу. Перед его началом каждый участник записывает у себя в блокноте или на листе бумаге одну любую пословицу, поговорку или краткое мудрое изречение. Например: «Благими намерениями вымощена дорога в ад», «Каждый сам кузнец своего счастья» и др.
Затем каждый участник группы получает карточку, содержащую варианты вступлений, которые можно использовать перед тем, как делать резюмирование, перефразирование (например: «Как вы сказали…" и др.).
Карточка «Варианты вступлений к перефразированию и резюмированию»
• Как я вас понял…
• Вы сказали, что…
• Если я понял вас правильно…
• Как я понимаю, речь идет о…
• Вы говорите, что…
• По вашему мнению…
• Вы считаете, что…
• Если теперь подытожить сказанное вами, то…
• Из ваших слов я сделал следующие выводы…
Примечание. Варианты вступлений к перефразированию можно написать на доске. В этом случае необходимость карточек отпадает.
Участники знакомятся с содержанием карточки, а затем добавляют свои вводные слова, которые можно сказать перед тем, как перефразировать высказывание собеседника.
После того как проделана эта работа, один из участников подгруппы читает пословицу, которую он записал у себя в блокноте. Второй участник (сидящий слева от него) выбирает любое начало для перефразирования из списка и прибавляет к нему измененный текст пословицы. Затем остальные участники группы по желанию добавляют свои варианты.
Пример. Первый участник прочитал вслух: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Второй участник, продолжая упражнение, может сказать: «Ты сказал, что, если кто-либо попытается поймать сразу двух зайцев, он может остаться ни с чем». Третий участник: «Как я понял, речь идет о том, что не стоит сразу пытаться ловить двух зверей, можно не поймать никого». Четвертый участник: «Ты считаешь, что стоит поймать сначала одного зайца, а потом ловить второго» и т. д. Затем второй участник читает свою пословицу, и упражнение продолжается по той же схеме.
В ходе данного упражнения педагог-психолог обращает внимание на то, чтобы участники не нарушали основное правило: нельзя интерпретировать пословицу на свой или традиционный лад! Смысл упражнения состоит именно в том, чтобы научиться перефразировать содержание, при этом не интерпретируя и не обобщая.
Упражнение «Поговори со мной».
Выбрать пару, где одному участнику дается инструкция(написанная на карточке): сосчитай до пяти, прежде чем ответить; улыбайся и говори, что ничего не знаешь; не смотри в глаза; смотри в пол; перебивай напарника; говори на другую тему и т.п. Второй участник инициирует разговор на любую тему (5 минут).
Темы: Как тяжело растить детей.
Мой ребенок впервые пошел в детский сад.
У меня всегда не хватает времени.
Я люблю свою работу. Или свои темы по желанию.
Обсуждение: Что чувствовал каждый из участников? Какие мысли возникали? О чем это говорит? Что значит для каждого?
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.
- Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар».
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Ваше впечатление от сегодняшнего семинара?
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у них есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.
Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Памятка для педагогов.
Условия, необходимые для оптимального педагогического общения.
1. Искренний интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним.
2. Умение слушать людей – как конкретное проявление интереса к людям.
3.Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
4. Улыбайтесь, это согревает и создает аванс положительного отношения.
5. Проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.
6. Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.
7. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
8. Покажите родителю свое положительное отношение к его ребенку.
9. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
10. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с ними, как ему помочь.
11. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
Десять правил эффективного слушания.
1. Перестаньте говорить! Невозможно слушать, разговаривая.
2. Помогите говорящему раскрепоститься! Создайте у человека ощущение свободы.
3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать! Продемонстрируйте заинтересованность в информации, старайтесь ее понять и не ищите поводов для возражений.
4. Устраните раздражающие моменты! Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги и т.д.
5. Сопереживайте говорящему! Постарайтесь «войти» в его состояние.
6. Будьте терпеливы! Не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь уйти.
7. Сдерживайте свои эмоции! Помните: рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8. Не спорьте и не начинайте критиковать, перебивая говорящего! Это вынудит его занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.
9. Задавайте вопросы! Это подбадривает говорящего и показывает, что вы его слушаете.
10. Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.