Семинар-практикум «Взаимодействие педагога с родителями»

2
0
Материал опубликован 16 March 2023

Семинар-практикум

«Взаимодействие педагога с родителями»


Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.

В настоящее время в связи с переходом на личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима, прежде всего, педагогам.

На самом же деле необходимость организовать работу с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

Однако, несмотря на потребность родителей в знаниях, педагог уже не может, как прежде, использовать только лекционную форму работы. В связи с этим возникла потребность в перестройке взаимоотношений в системе «педагог-родитель».

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

- доброжелательное отношение к ребенку и родителям;

- заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;

- системный характер работы с родителями.

В ходе нашего семинара мне хотелось бы предложить вам несколько упражнений, направленных на развитие эффективности взаимодействия.

Упражнение «Эффективность общения»

Цель: подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Участники с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. Высказывания записываются на доске, а затем выбираются три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.

Игра «Джунгли».

Материал: карточки с представленными на них названиями животных, прикрепленные к спинке стула.

Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с написанными на них названиями животных: крокодил, верблюд, слон.

Участники находят листочки с названиями животных и, не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде начинают двигаться, изображая свое животное. Задача – собраться в группы всем «крокодилам», «верблюдам», «слонам».

Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.

Упражнение «Работа с родителями»

Каждая подгруппа отвечает на вопрос.

1-ая – «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?»

2-ая – «Какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников?»

3-ья – Аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

В конце делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ.

Упражнение «Разные мнения»

Участники объединяются в 2 группы – «родители» и «воспитатели».

Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я – родитель» или «Я – воспитатель».

Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя.

Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, что ожидают от родителей.

Родители

Воспитатели

Ожидания от педа-гога на родитель-ском собрании


Я - родитель

Ожидания от роди-телей на родитель-ском собрании


Я - воспитатель





Упражнение «Иллюзия социальной перцепции (восприятия)»

Цель: развитие умения видеть в любом человеке положительные качества.

Командам необходимо охарактеризовать следующие персонажи: «Снежная королева», «Баба Яга». Одна группа описывает героя с положительной стороны, другая дает ему отрицательную характеристику.

Упражнение «Резервуар»

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара».

Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь несколько раз, и все будет легко получаться.

Упражнение «Живая шляпа»

Пока звучит музыка, участники передают по кругу шляпу. Когда музыка останавливается, тот, у кого шляпа, надевает ее на себя и говорит комплимент стоящему справа. Тот участник, кому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»

Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Это помогает выстроить эффективное общение с родителями.

Рефлексия.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.