Краткосрочная индивидуальная программа «Коррекция девиантного поведения у подростков»
«Утверждаю»
Председатель Совета школы ________________________
Директор школы ________________________
« »_________________ « » _______________
Краткосрочная индивидуальная программа
«КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»
Цель программы:
Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации.
Задачи программы:
Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.
Обучение саморегуляции эмоционального состояния.
Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30-40 минут.
Планируемые результаты психологической работы
Прекращение проявлений девиантного поведения. Обращение ребенка с проблемами к психологу, воспитателям. Умение сдерживать свои эмоции в критических ситуациях. Использование изученных способов для снятия напряжения.
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)
Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах –4 занятия:
Арт-терапия – 3 занятий:
-
-
-
Беседа об этике, культуре поведения.– 1 занятие.
Беседа об ответственности за поведение – 1 занятие.
Беседа о контроле негативных эмоций/депрессии – 1 занятие.
Беседа о социально приемлемых способах снятия гнева – 1 занятие.
-
-
-
Рисование различных ситуаций и сценария их решения – 1занятие.
Рисование настроения, своих чувств – 1 занятие.
Рисование себя таким, каким тебя видят люди; и таким, какой ты есть – 1 занятие.
-
-
Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)
В практическую часть входят упражнения, аутотренинги. Эти формы практической работы позволяют ребенку доступным способом, соответствующим возрасту и развитию, усвоить получаемую информацию. Через практические упражнения происходит:
ассимиляция получаемых знаний с уже имеющимся жизненным опытом и знаниями;
получение эмоциональной поддержки от психолога, повышение мотивации на работу с чувствами;
расширение знаний участника о самом себе, осознание своих внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе;
обучение отдельным техникам самоконтроля;
обучение эффективному общению, умению избегать ошибок в общении;
формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.
Поэтому практическая часть занимает ведущее место в курсе коррекционно-развивающих занятий программы «Коррекция девиантного поведения у подростков».
Список литературы:
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. «Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов». – Ярославль: Академия развития, 2001г.(Серия: «Практическая психология в школе»).
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений |
1. |
Вводное занятие. Беседа об этике, культуре поведения. |
|
Цели: Первичная диагностика Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций». |
Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера |
2. |
Беседа об ответственности за поведение. |
1 |
Цели: Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций».
|
Беседа Обсуждение негативных последствий наступавших в жизни ребенка, когда он не брал на себя ответственность за собственное поведение. Обсуждение чувств. |
3. |
Беседа о контроле негативных эмоций. |
1 |
Цели: Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций». Актуализация положительного опыта ребенка, повышение уверенности в себе. Повышение мотивации на работу с чувствами. |
Беседа Обсуждение удачных случаев из жизни ребенка, когда у него получалось контролировать собственные негативные эмоции. Обсуждение чувств. Обсуждение негативных последствий неудачных случаев. Обсуждение чувств. |
4. |
Беседа о социально приемлемых способах снятия гнева. |
1 |
Цели: Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Знакомство с социально приемлемыми способами выражения гнева и негативных эмоций. Создание «Банка проблемных ситуаций». |
Беседа Обсуждение способов снятия негативных эмоций наиболее приемлемых для данного ребенка. |
5. |
Рисование себя таким, каким тебя видят люди; и таким, какой ты есть. |
1 |
Цели: Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Повышение уверенности в себе. |
Рисование двух автопортретов цветными карандашами. Обсуждение чувств.
|
6. |
Рисование различных ситуаций и сценария их решения |
1 |
Цели: Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Формирование навыков принятия правильного решения. Формирование критического мышления. Формирование умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций. |
Рисование ситуаций из «Банка проблемных ситуаций». Обсуждение чувств.
|
7. |
Рисование настроения, своих чувств. Завершение |
1 |
Цели: Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Контрольная диагностика |
Рисование настроения на момент занятия. Обсуждение чувств. Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера |