Рабочая тетрадь к программе занятий по коррекции агрессивного поведения у подростков
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к программе занятий по коррекции агрессивного поведения у подростков
Автор О.Л. Гончарова
Фамилия ___________________________________ Имя _______________________________________ Отчество ___________________________________ № школы, колледжа __________________________ Класс, группа ________________________________ |
Занятие 1. Знакомство
Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
«ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» Дж. Бука
Инструкция: Нарисуйте дом, дерево, человека.
Заключение психолога___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексивная технология «Солнце и туча»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: Участникам предлагается если понравилось занятие нарисовать солнце и написать, чем понравилось занятие, если не понравилось занятие, то нарисовать тучу и написать, почему оно не понравилось.
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
обсуждение результатов;
обобщение ведущего для получения общей картины.
Домашнее задание
Заполните анкету.
АНКЕТА «ЭТО Я»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
Нравится ли вам учиться? ___________________________________
_______________________________________________________________
Что Вас привлекает в учёбе? _________________________________
_______________________________________________________________
Перечислите предметы, которые Вы изучаете с большим интересом? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
С каким чувством вы идёте на учебу? _________________________
_______________________________________________________________
Считаете ли Вы себя вспыльчивым, неуравновешенным человеком? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Считаете ли Вы себя спокойным, уравновешенным человеком? ___
_______________________________________________________________
Назовите положительные черты своего характера? ______________
_______________________________________________________________
Назовите отрицательные черты своего характера? _______________
_______________________________________________________________
Какие черты характера помогают вам в жизни добиться успеха? ___
_______________________________________________________________
От каких чёрт характера вы хотели бы избавиться?______________
_______________________________________________________________
Насколько для вас значима дружба? __________________________
_______________________________________________________________
Принимают ли родители активное участие в вашей жизни?_______
_______________________________________________________________
Имеете ли вы секреты от родителей?__________________________
_______________________________________________________________
Каким видом творчества Вы занимаетесь? ____________________
_______________________________________________________________
Кем мечтаете стать в будущем? _____________________________
_______________________________________________________________
Занятие 2. Индивидуально-психологические особенности личности и «Образ-Я»
Диагностика уровня самооценки
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
Инструкция: укажите, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния следующим образом: «очень часто», «часто», «иногда», «редко», «никогда».
Я часто волнуюсь понапрасну __________
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня__________
Я боюсь выглядеть глупцом____________
Я беспокоюсь за свое будущее___________
Внешний вид других куда лучше, чем мой__________
Как жаль, что многие не понимают меня__________
Чувствую, что не умею, как следует разговаривать с людьми________
Люди ждут от меня очень многого____________
Чувствую себя скованным____________
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность____________
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне__________
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной__________
Я чувствую, что люди чувствую себя в безопасности____________
Мне не с кем поделиться своими мыслями___________
Люди не особо интересуются моими достижениями__________
Обработка и интерпретация результатов. Ответы оцениваются: «очень часто» – 4 балла, «часто» – 3 балла, «иногда» – 2 балла, «редко» – 1 балл, «никогда» – 0 баллов. Чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям и подсчитать общий суммарный балл.
Уровень самооценки:
10 баллов и менее – завышенный уровень;
11-29 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей;
Более 29 баллов – заниженный уровень.
Количество набранных баллов_____
Рефлексивная технология «Моё мнение»
Подведение итогов занятия. Анализ.
Участникам предлагается заполнить анкету:
Выразите своё мнение к проведенному занятию
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
По вашему мнению, занятие было интересное для вас?
________________________________________________________________________________________________________________________________
По вашему мнению, занятие было интересное для других участников группы? ________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Домашнее задание
Нарисуйте свой «Образ-Я».
Занятие 3. Мои цели и смыл жизни
Диагностика жизненных ценностей личности
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ» П.Н. ИВАНОВА, Е.Ф. КОЛОБОВОЙ
Инструкция: вам предлагается продолжить высказывания. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.
Я непременно должен ________________________________________
Я непременно должен ________________________________________
Я непременно должен ________________________________________
Я непременно должен ________________________________________
Я непременно должен ________________________________________
Ужасно, если _______________________________________________
Ужасно, если _______________________________________________
Ужасно, если________________________________________________
Ужасно, если _______________________________________________
Ужасно, если _______________________________________________
Ужасно, если _______________________________________________
Я не могу терпеть ___________________________________________
Я не могу терпеть ___________________________________________
Я не могу терпеть ___________________________________________
Я не могу терпеть ___________________________________________
Я не могу терпеть ___________________________________________
Я не могу терпеть ___________________________________________
Обработка и интерпретация результатов. Для обработки данных, полученных с помощью этой методики, не существует стандартизированной процедуры. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности.
Свобода, открытость и демократия в обществе.
Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества, указывается на необходимость социальной справедливости, выражаются требования к власти всех уровней.
Безопасность и защищенность.
Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких.
Служение людям.
Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких.
Власть и влияние.
Высказывания этой группы связаны со стремлением проявить власть над другими, оказывать влияние на других.
Известность.
Высказывания, связанные со стремлением обратить внимание на себя, быть известным.
Автономность.
Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни.
Материальный успех.
Высказывания, связанные со стремлением к материальному благополучию.
Богатство духовной культуры.
Высказывания, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижению культуры, искусства.
Личностный рост.
Высказывания, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала.
Здоровье.
Высказывания о своем здоровье, здоровом образе жизни.
Привязанность и любовь.
Высказывания о близких, дорогих людях, о чувствах. Озабоченность по поводу отношений с этими людьми.
Привлекательность.
Высказывания, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольным своим внешним видом.
Чувство удовольствия.
Утверждения, касающиеся комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни как еда, отдых, увлечения.
Межличностные контакты и общение.
Высказывания, касающиеся потребности в общении, взаимодействии с людьми.
Богатая духовно-религиозная жизнь.
Высказывания, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями.
Домашнее задание
Нарисуйте дерево своих целей.
Занятие 4. Психология агрессивного поведения
Диагностика форм агрессивного поведения
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(модифицированный вариант Басса-Дарки)
Инструкция: ответьте на утверждения следующим образом: если согласны, то «+», если не согласны, то «-».
Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь__
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами__
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь__
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу__
Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива__
Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной__
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной__
Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести__
Мне кажется, что я не способен ударить человека__
Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверьми__
Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием__
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить__
Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю__
Я думаю, что многие люди не любят меня__
Я требую, чтобы люди уважали мои права__
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь__
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки__
Иногда я выражаю гнев тем, что стучу кулаком по столу__
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться__
Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор__
Нет людей, которых я по-настоящему ненавидел бы__
Довольно много людей мне завидуют__
Даже если я злюсь, то не прибегаю к «сильным» выражениям__
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины__
Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня__
Я могу вспомнить случай, когда был так зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его__
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся__
Когда со мной разговариваю командным тоном, мне ничего не хочется делать__
Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям__
Иногда мне кажется, что надо мной смеются__
Если кто-то раздражает меня, я готов сказать всё, что я о нём думаю__
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей__
Если кто-то первым ударит меня, я не отвечу ему__
В споре я часто повышаю голос__
Я не раздражаюсь из-за мелочей__
Когда люди корчат из себя начальника, я делаю всё, чтобы они не зазнавались__
Я не всегда получаю то хорошее, чего заслуживаю__
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить__
Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение__
Я делаю много того, о чём впоследствии жалею__
Обработка и интерпретация результатов. Чем больше совпадений, тем ярче выражена агрессия. Обведите совпадения.
Физическая агрессия 1 -9 17 -25 -33
Косвенная агрессия -2 10 18 26 34
Раздражительность 3 11 19 27 -35
Негативизм 4 12 20 28 36
Обидчивость 5 13 -21 29 37
Подозрительность 6 14 22 30 -38
Вербальная агрессия 7 15 -23 31 39
Чувство вины 8 16 24 32 40
Физическая агрессия – использование физической силы против другого человека.
Косвенная агрессия – агрессия, направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу.
Раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета.
Обидчивость – зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к окружающим людям.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств словестно по отношению к другим людям (ссора, крик, визг, угрозы, ругань).
Чувство вины – угрызение совести, вина себя в чем-либо.
Рефлексивная технология «Плюс и минус»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: Участниками предлагается проанализировать занятие, заполнив таблицу.
Преимущества (+) |
Недостатки (-) |
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
обмен мнениями в группе;
обобщение ведущего для получения общей картины.
Домашнее задание
Подготовьте сообщение по теме: «Психология агрессивного поведения».
Занятие 5. Моё агрессивное поведение
Диагностика агрессивности в отношениях
МЕТОДИКА АГРЕССИВНОСТИ А. АССИНГЕРА
Инструкция: ответьте на вопросы, выбрав из трех вариантов ответа один.
Обведите выбранный ответ.
Склонны ли вы искать, пути к примирению после очередного служебного конфликта?
1) всегда
2) иногда
3) никогда
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
1) внутренне кипите
2) сохраняете полное спокойствие
3) теряете самообладание
3. Каким считают вас друзья?
1) самоуверенным и завистливым
2) дружелюбным
3) спокойным и независтливым
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
1) примите ее с некоторыми опасениями
2) согласитесь без колебаний
3) откажетесь от нее ради собственного спокойствия
5. Как вы будете себя вести, если кто-то без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
1) выдадите ему «по первое число»
2) заставите вернуть
3) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь
6. Какими словами вы встретили бы жену (мужа), если она (он) вернулся с работы позже обычного?
1) «что это тебя так задержало?»
2) «где торчишь допоздна?»
3) «я уже начал (а) волноваться»
7. Как бы вы вели себя за рулем автомобиля?
1) старались обогнать машину, которая «показала вам хвост»
2) вам все равно, сколько машин вас обогнало
3) помчались с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
1) сбалансированными
2) легкомысленными
3) крайне жесткими
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
1) пытаетесь свалить вину на другого
2) смиряетесь
3) становитесь впредь осторожнее
10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
1) «пора бы уже запретить им такие развлечения»
2) «надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»
3) «и чего мы столько с ними возимся?»
11. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?
1) «и зачем я только на это нервы тратил?»
2) «видно, его физиономия приятнее»
3) «может быть, мне это удастся в другой раз?»
12. Как вы смотрите страшный фильм?
1) боитесь
2) скучаете
3) получаете искреннее удовольствие
13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете?
1) будете нервничать
2) попытаетесь вызвать снисходительность
3) огорчитесь
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
1) обязательно стараетесь выиграть
2) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым
3) очень сердитесь, если не везёт
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
1) стерпите, избегая скандала
2) вызовете администратора и сделаете ему замечание
3) отправитесь с жалобой к директору ресторана
16. Как вы себя поведёте, если вашего ребёнка обидели в школе?
1) поговорите с учителем
2) устроите скандал родителям, того ребёнка, который обидел вашего
3) посоветуете ребёнку дать сдачи
17. Какой, по-вашему, вы человек?
1) средний
2) самоуверенный
3) пробивной
18. Что вы ответите человеку, с которым столкнулись в дверях, если он начал извиняться перед вами?
1) «простите, это моя вина»
2) «ничего пустяки»
3) «повнимательней вы не можете быть?»
19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
1) «когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
2) «надо бы ввести телесные наказания»
2) «нельзя все валить на молодежь, виноваты в этом и взрослые»
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?
1) тигра или леопарда
2) домашнюю кошку
3) медведя
Обработка и интерпретация результатов. Суммируйте номера ответов.
35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
36-44 баллов. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более баллов. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям.
Количество набранных баллов _____
Рефлексивная технология «Моё отношение»
(автор Гончарова О.Л.)
Подведение итогов занятия. Анализ.
Участникам предлагается заполнить анкету:
Выразите своё отношение к проведенному занятию
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ваше самоощущение на данном занятии?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Было ли что-то неожиданное для Вас в Ваших мыслях, чувствах, что именно?
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Домашнее задание
Напишите письмо ведущему о проблемах, которые у вас возникают из-за вашего агрессивного поведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 6. Оценка и анализ агрессивного поведения
Упражнение «Анализ моего агрессивного поведения»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: Каждому участнику предлагается заполнить таблицу.
Агрессивное поведение |
|
«+» |
«-» |
Далее проводится оценка и анализ агрессивного поведения каждого из участников.
Диагностика враждебности
Шкала враждебности Кука-Медлей
Инструкция: ответьте на суждения опросника следующим образом: «обычно», «часто», «иногда», «случайно», «редко», «никогда».
Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются__________
Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я____________
Многих людей можно обвинить в аморальном поведении_________
Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь____________
Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы__________
Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны__________
Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте__________
Люди часто разочаровывали меня__________
Обычно люди требуют большого уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
Большинство людей не нарушают закон, потому что бояться быть пойманными__________
Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды__________
Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше__________
Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что невольно радуюсь, когда их постигают неудачи__________
Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника__________
Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа__________
Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения__________
Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают__________
Я не всегда легко соглашаюсь с другими__________
Никого никогда не заботит то, что со мной происходит__________
Более безопасно никому не верить___________
Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно__________
Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим__________
Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно__________
Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать__________
Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела_________
Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением__________
Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях_________
Обработка и интерпретация результатов. За ответ «обычно» – 6 баллов,
часто – 5 баллов, «иногда» – 4 балла, «случайно» – 3 балла, «редко» – 2 балла, «никогда» – 1 балл.
Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22.
Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27.
Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25.
Шкала цинизма:
65 баллов и больше – высокий показатель;
40-64 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
25-39 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
24 балла и меньше – низкий показатель.
Шкала агрессивности:
45 баллов и больше – высокий показатель;
30-44 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
15-29 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
14 баллов и меньше – низкий показатель.
Шкала враждебности:
25 баллов и больше – высокий показатель;
18-24 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
10-17 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
9 баллов и меньше – низкий показатель.
Количество набранных баллов_____
Домашнее задание
Проанализируйте ситуацию. Представьте себе, что вы едете в общественном транспорте, и вам наступил на ногу незнакомый человек. Но он не заметил этого. Как вы отреагируете на это? Разозлитесь или не обратите внимание. Если, вы разозлитесь, правильно ли это? Напишите.
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 7. Оценка и анализ агрессивного поведения (продолжение)
Анкетирование
Заполните анкету.
АНКЕТА «АГРЕССИВЕН ЛИ Я?»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
Часто ли вы раздражаетесь? __________________________________
________________________________________________________________
Быстро ли вы успокаиваетесь? ________________________________
________________________________________________________________
Способны ли вы ударить обидчика? ____________________________
________________________________________________________________
Как вы отнесётесь к тому, кто вас обидел? ______________________
________________________________________________________________
Как вы отнесётесь к тому, кто над вами зло пошутил?_____________
________________________________________________________________
Когда на вас кричат, что вы делаете в ответ? ____________________
________________________________________________________________
Часто ли вы конфликтуете с окружающими людьми? _____________
________________________________________________________________
Срываете ли вы зло на окружающих людях? ____________________
________________________________________________________________
Вы считаете себя неуравновешенным человеком? Почему? ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вы считаете себя вспыльчивым человеком? Почему?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Проявляются ли у вас вспышки гнева? Если да, то, как часто? ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ваше поведение по отношению к окружающим можно назвать агрессивным? Если да, то почему? __________________________________
________________________________________________________________
Домашнее задание
Решите ситуацию. На уроке у вас с учителем произошёл конфликт. Ваши действия? Напишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 8. Агрессивное, неагрессивное поведение
Диагностика устойчивости к конфликтам
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УСТОЙЧИВОСТИ К КОНФЛИКТАМ
Инструкция: оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Обведите выбранную цифру.
1. |
Уклоняюсь от спора |
54321 |
Рвусь в спор |
2. |
Отношусь к конкуренту без предвзятости |
54321 |
Подозрителен |
3. |
Имею адекватную самооценку |
54321 |
Имею завышенную самооценку |
4. |
Прислушиваюсь к мнению других |
54321 |
Не принимаю иных мнений |
5. |
Не поддаюсь провокации, не завожусь |
54321 |
Легко завожусь |
6. |
Уступаю в споре, иду на компромисс |
54321 |
Не уступаю в споре: победа или поражение |
7. |
Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины |
54321 |
Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя |
8. |
Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность |
54321 |
Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность |
9. |
Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции |
54321 |
Считаю, что в споре нужно проявлять сильный характер |
10. |
Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта |
54321 |
Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте общую сумму баллов. |
Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:
40-50 – высокий уровень конфликтоустойчивости;
30-39 – средний уровень конфликтоустойчивости;
20-29 –уровень выраженной конфликтности;
19 и менее – высокий уровень конфликтности.
Количество набранных баллов_____
Рефлексивная технология «Моё впечатление»
(Автор Гончарова О.Л.)
Подведение итогов занятия. Анализ.
Участникам предлагается заполнить анкету:
Что вам понравилось, что не понравилось на занятии?
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ваше впечатление о проведённом занятии?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши эмоции после проведённого занятия?
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Проанализируйте свою реакцию в ситуации. Посторонний человек сделал вам замечание, по поводу вашего поведения. Ваша реакция? Напишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 9. Пересмотр своего поведения
Диагностика социально-психологической установки личности
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОЙ УСТАНОВКИ «АЛЬТРУИЗМ-ЭГОИЗМ»
Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет».
Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?_____
Вам легче просить за других, чем за себя?_____
Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?_____
Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? _____
Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?_____
Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?_____
Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей?_____
Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?_____
Ваша отличительная черта – бескорыстие?______
Вы убеждены, что забота о других часто идёт в ущерб себе?_____
Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?_____
Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?_____
Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?_____
Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?_____
Вы обычно много времени уделяете своей особе?_____
Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?_____
Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени? ______
Свободное время вы используете только для своих увлечений?_____
Вы можете себя назвать эгоистом?____
Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?_____
Обработка и интерпретация результатов. Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма балов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.
Количество набранных баллов_____
Рефлексивная технология «Радуга и дождь»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: Участникам предлагается если понравилось занятие нарисовать радугу и написать, чем понравилось занятие, если не понравилось занятие, то нарисовать дождь и написать, почему оно не понравилось.
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
обсуждение результатов;
анализ проведенного занятия.
Домашнее задание
Самоанализ своего агрессивного поведения. Проанализируйте своё агрессивное поведение, ответив на следующие вопросы:
Можете ли вы себя контролировать, когда агрессивны?
Как часто ваше агрессивное поведение приносило вам вред?
Как вы считаете, своим агрессивным поведением вы можете нанести вред окружающим?
Считаете ли вы, что плохо быть агрессивным человеком?
Тяжело ли вам изменить своё агрессивное поведение? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 10. Полное изменение своего агрессивного поведения
Анкетирование
Заполните анкету.
АНКЕТА «МОЁ ПОВЕДЕНИЕ»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
1. Хорошо ли к вам относятся окружающие люди? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Как вы относитесь к ним? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Как вы себя обычно ведёте себя? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Как часто вам делают замечания по поводу вашего поведения?_____________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Как вы реагируете на эти замечания? __________________________
_______________________________________________________________
6. Часто ли у вас возникают конфликты из-за тех замечаний, которые вам делают? ____________________________________________________
_______________________________________________________________
7. Как часто у вас возникают проблемы из-за вашего поведения? Почему?________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Каким считают ваше поведение окружающие люди? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Считаете ли вы своё поведение агрессивным?___________________
_______________________________________________________________
10. Испытываете ли вы трудности из-за своего агрессивного поведения? ________________________________________________________________
________________________________________________________________
11. Хотели бы вы изменить своё агрессивное поведение? _____________
________________________________________________________________
12. По вашему мнению, как это можно сделать? _____________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Рефлексивная технология «Мои высказывания»
(автор Гончарова О.Л.)
Подведение итогов занятия. Анализ.
Участникам предлагается заполнить анкету:
Насколько вам было интересно?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши высказывания о занятии?
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ваши пожелания участникам группы
________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Ответьте письменно на вопрос. Владеете ли вы своими эмоциями?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 11. Регуляция эмоциональной сферы
Диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНОЛЬНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ В.В. БОЙКО
Инструкция: ответьте «да» или «нет».
-
Обычно высказываете свои мнения людям откровенно, не особо задумываясь над выбором слов и выражений_____
Быстро начинаете злиться или впадать в гнев_____
Можете ударить обидчика, оскорбившего вас_____
После приема небольшой дозы алкоголя становитесь несдержанными_____
Можете стать резким или нагрубить, когда заденут ваше самолюбие_____
В детстве вы убегали из дома, обидевшись на родителей_____
Обижаетесь по пустякам_____
Перед важной встречей, событием волнуетесь, нервничаете_____
Под влиянием эмоций можете сказать, о чём потом будете жалеть_____
В возбужденном состоянии плохо контролируете свои действия_____
Вам приходилось расплачиваться за свою вспыльчивость (вас наказывали, объявляли выговор, вас покидали друзья)_____
Нередко вы быстро покупаете понравившуюся вам вещь, не успев рассмотреть и оценить ее как следует, и оказывается, что купили не то, что надо_____
Обработка и интерпретация результатов. За каждый утвердительный ответ начисляется один балл.
10-12 баллов – вы очень импульсивный человек, неуправляемая эмоциональная возбудимость.
5-9 баллов – у вас есть признаки импульсивности.
4 балла и меньше – вы неимпульсивны.
Количество набранных баллов_____
Домашнее задание
Ответьте письменно на вопрос. Какие эмоции вы испытываете к тем людям, которые вам не нравятся?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 12. Регуляция эмоциональной сферы (продолжение)
Анкетирование
Заполните анкету.
АНКЕТА «МОЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
1. Раздражают ли вас окружающие люди? Почему? ________________ _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Как часто вы срываетесь на них? ________________________________
_______________________________________________________________
Считаете ли вы себя раздражительным человеком?________________
_______________________________________________________________
Считаете ли вас окружающие люди раздражительным человеком?__________________________________________________
_______________________________________________________________
Как вы реагируете на замечания окружающих людей? ______________
_______________________________________________________________
Владеете ли вы своими эмоциями независимо от ситуации?_________
_______________________________________________________________
Трудно ли вам сдерживать свои эмоции? _________________________
_______________________________________________________________
Как часто вы переживаете за свою несдержанность? _______________
_______________________________________________________________
9. Как часто у вас возникают конфликты? Почему? ________________
_______________________________________________________________
Легко ли вам контролировать свои эмоции в конфликте? ___________
_______________________________________________________________
Как вы думаете вы эмоциональный человек? ______________________
_______________________________________________________________
12. Хотели бы вы научиться контролировать свои эмоции? __________
________________________________________________________________
Домашнее задание
Ответьте письменно на вопрос. Как вы воспринимаете окружающих вас людей?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 13. Восприятие и понимание окружающих людей
Диагностика принятия окружающих
ШКАЛА ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ ФЕЙЯ
Инструкция: прочитайте суждения, если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и о других людях, то, ответьте на суждения следующим образом: 1 – практически всегда, 2 – часто, 3 – иногда, 4 – случайно, 5 – очень редко.
Людей достаточно легко ввести в заблуждение_____
Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а)_____
В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы_____
Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качествам______
Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком_____
Всё, о чём люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода_____
Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его_____
Люди думают только о себе_____
Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое_____
Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть_____
Людям определенно необходим сильный и умный лидер_____
Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей_____
Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми_____
Мне нравится быть с другими людьми_____
Большинство людей глупы и непоследовательны_____
Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих_____
Каждый хочет быть приятным для другого_____
Чаще всего люди недовольны собой_____
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.
60 баллов и больше – высокий показатель принятия других.
45-59 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому.
30-44 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому.
29 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.
Количество набранных баллов_____
Домашнее задание
Напишите о своих положительных и отрицательных качествах. Проанализируйте их.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 14. Мой позитивный «Образ-Я»
Упражнение «Мои сильные стороны»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: Каждому участнику предлагается заполнить таблицу:
Мои стороны |
|
Сильные |
Слабые |
Далее проводится оценка и анализ сильных и слабых сторон участников.
Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ТЕСТА С. ДЕЛЛИНГЕР
(адаптация А.А. Алексеева и Л.А. Громовой)
Инструкция: посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это Я! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Нарисуйте ее и поставьте № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и нарисуйте их под соответствующими номерами.
Нарисуй фигуры
Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигуру или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения – это своеобразные модуляторы. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности.
Краткая психогеометрическая характеристика основных форм личности
Квадрат – организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентации на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник – лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких друзей.
Прямоугольник – изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка на все новое, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, не пунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям. Круг – высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Зигзаг – жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянстве настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.
Рефлексивная технология «Передай своё мнение»
(автор Гончарова О.Л.)
Подведение итогов занятия. Анализ.
Участникам предлагается заполнить анкету:
1. Ваше мнение о пройденном занятии?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Кому вы могли передать своё мнение?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему, именно этому человеку?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Напишите о своем позитивном «Образе-Я», используя результаты диагностики.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 15. Мой позитивный «Образ-Я» (продолжение)
Анкетирование
Заполните анкету.
АНКЕТА «МОЙ ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
1. Перечислите свои отрицательные черты характера _______________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Перечислите положительные черты характера ___________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Какие черты вашего характера вам не нравятся? Почему?__________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Какие черты характера вам помогают в жизни?_____________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Перечислите свои сильные стороны ____________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Перечислите свои слабые стороны_____________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Как вы оцениваете себя?______________________________________
________________________________________________________________
8. Из чего складывается позитивный образ человека?________________
________________________________________________________________
9. Из чего складывается ваш позитивный образ?____________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
10. Может ли вам в жизни помочь ваш позитивный образ? Чем? _____
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Рефлексивная технология «Раздумье»
(автор Гончарова О.Л.)
Подведение итогов занятия. Анализ.
Участникам предлагается заполнить анкету:
1. Подумайте, что для вас было важным на этом занятии?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Подумайте, о том, чтобы вы хотели изменить в себе?
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Подумайте, кто в этом может вам помочь?
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Домашнее задание
Ответьте письменно на вопрос. Какие положительные качества вы хотели выработать в себе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 16. Итоговое занятие
Анкетирование
Заполните анкету.
АНКЕТА «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЙДЕННЫМ ЗАНЯТИЯМ»
(автор Гончарова О.Л.)
Оцените в баллах, своё отношение к пройденным занятиям (обведите кружком)
1 2 3 4 5
Какое занятие вам больше всего понравилось? Почему? ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Что вам в целом понравилось в занятиях (подчеркни):
содержание занятий
форма проведения
ведущий
другое _____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что изменилось в вас после проведенных занятий? ________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Пригодятся ли вам полученные знания на занятиях в дальнейшем? Чем? ___________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А. БАССА и А. ДАРКИ
(адаптация А.К. Осницкого)
Инструкция: Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех важных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо_____
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю_____
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь_____
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню_____
Не всегда получаю то, что мне положено_____
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной_____
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать____
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека_____
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи_____
Всегда снисходителен к чужим недостаткам_____
Когда установленное правило не нравится мне, хочется его нарушить_____
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства_____
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю_____
Часто бываю не согласен с людьми_____
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь_____
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же_____
В раздражении хлопаю дверьми_____
Я более раздражителен, чем кажется со стороны_____
Если кто-то строит из себя начальника, я поступаю ему наперекор_____
Меня немного огорчает моя судьба_____
Думаю, что многие люди не любят меня_____
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной_____
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины_____
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку_____
Я не способен на грубые шутки_____
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются_____
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались_____
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится_____
Довольно многие завидуют мне______
Требую, чтобы люди уважали мои права_____
Меня огорчает, что я мало делю для своих родителей_____
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу______
От злости иногда бываю мрачным_____
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь_____
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания_____
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть_____
Иногда мне кажется, что надо мной смеются______
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям_____
Хочется, чтобы мои грехи были прощены______
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня_____
Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему______
Иногда люди раздражают меня своим присутствием_____
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел_____
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»______
Если кто-то раздражает меня, готов сказать все, что о нем думаю_____
Делаю много такого, что о чем впоследствии сожалею_____
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь_____
С десяти лет у меня не было вспышек гнева______
Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться______
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить_____
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня_____
Когда кричат на меня, кричу в ответ_____
Неудачи огорчают меня_____
Дерусь не реже и не чаще других_____
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее______
Иногда чувствую, что готов первым начать драку_____
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо_____
Раньше думал, что большинство людей говорят правду, но теперь этому не верю______
Ругаюсь только от злости_____
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть_____
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её______
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу______
Бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся______
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить_____
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает______
Часто думаю, что живу неправильно_____
Знаю людей, которые способны довести меня до драки_____
Не огорчаюсь из-за мелочей_____
Мне редко приходит мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня_____
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение______
В последнее время я стал занудой_____
В споре часто повышаю голос_____
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям_____
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить______
Обработка и интерпретация методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого)
При обработке данных в обычных условиях ответ «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как ответы «да»), также как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»).
КЛЮЧ 1
для обработки результатов испытания по опроснику
«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11):
1+, 9–, 17–, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8):
7+, 15+, 23+, 31+, 39–, 46+, 53+, 60+, 66–, 71+, 73+, 74–, 75–.
«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13):
2+, 10+, 18+, 26–, 34+, 42+, 49–, 56+, 63+.
«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20)
4+, 12+, 20+, 28+, 36–.
«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9):
3+, 11–, 19+, 27+, 35–, 43+, 50+, 57+, 64+, 69–, 72+.
«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11):
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65–, 70–.
«7». ОБИДА (к=11):
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11):
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера вопросов со знаком «–» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «НЕТ», если был ответ «НЕТ», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов,
умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели:
(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности;
(«6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности.
КЛЮЧ 2
с бланком для анализа результатов
«1» |
«3» |
«5» |
«4» |
«7» |
«6» |
«2» |
«8» |
|
1+ |
2+ |
3+ |
4+ |
5+ |
6+ |
7+ |
8+ |
|
9– |
10+ |
11– |
12+ |
13+ |
14+ |
15+ |
16+ |
|
17– |
18+ |
19+ |
20+ |
21+ |
22+ |
23+ |
24+ |
|
25+ |
26– |
27+ |
28+ |
29+ |
30+ |
31+ |
32+ |
|
33+ |
34+ |
35+ |
36– |
37+ |
38+ |
39– |
40+ |
|
41+ |
42+ |
43+ |
44+ |
45+ |
46+ |
47+ |
||
48+ |
49– |
50+ |
51+ |
52+ |
53+ |
54+ |
||
55+ |
56+ |
57+ |
58+ |
59+ |
60+ |
61+ |
||
62+ |
63– |
64+ |
65– |
66– |
67+ |
|||
68+ |
69– |
70– |
71+ |
|||||
72+ |
73+ |
|||||||
74– |
||||||||
75– |
||||||||
11 |
13 |
9 |
20 |
13 |
11 |
8 |
А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
Использование физической силы против другого лица – ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.
Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.) – КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.
Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – НЕГАТИВИЗМ.
Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – РАЗДРАЖЕНИЕ.
Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.
Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – ОБИДА.
Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – АУТОАГРЕССИЯ или ЧУВСТВО ВИНЫ.
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Г. АЙЗЕНКА
Инструкция: предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов. Отметьте галочками ответы.
№ |
Психические состояния |
Подходит |
Подходит, но не очень |
Не подходит |
2 |
1 |
0 |
||
1. |
Не чувствую в себе уверенности |
|||
2. |
Часто из-за пустяков краснею |
|||
3. |
Мой сон беспокоен |
|||
4. |
Легко впадаю в уныние |
|||
5. |
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях |
|||
6. |
Меня пугают трудности |
|||
7. |
Люблю копаться в своих недостатках |
|||
8. |
Меня легко убедить |
|||
9. |
Я мнительный |
|||
10. |
С трудом переношу время ожидания |
|||
11. |
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход |
|||
12. |
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом |
|||
13. |
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя |
|||
14. |
Несчастья и неудачи ничему меня не учат |
|||
15. |
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной |
|||
16. |
Я нередко чувствую себя беззащитным |
|||
17. |
Иногда у меня бывает состояние отчаяния. |
|||
18. |
Чувствую растерянность перед трудностями |
|||
19. |
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели |
|||
20. |
Считаю недостатки своего характера неисправимыми |
|||
21. |
Оставляю за собой последнее слово |
|||
22. |
Нередко в разговоре перебиваю собеседника |
|||
23. |
Меня легко рассердить |
|||
24. |
Люблю делать замечания другим. |
|||
25. |
Хочу быть авторитетом для окружающих |
|||
26. |
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего |
|||
27. |
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю |
|||
28. |
Предпочитаю больше руководить, чем подчинять |
|||
29. |
У меня резкая, грубоватая жестикуляция. |
|||
30. |
Я мстителен |
|||
31. |
Мне трудно менять привычки |
|||
32. |
Нелегко переключаю внимание |
|||
33. |
Очень насторожено отношусь ко всему новому |
|||
34. |
Меня трудно переубедить |
|||
35. |
Нередко у меня выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться |
|||
36. |
Нелегко сближаюсь с людьми |
|||
37. |
Меня расстраивают даже незначительные разрушения плана |
|||
38. |
Нередко я проявляю упрямство |
|||
39. |
Неохотно иду на риск |
|||
40. |
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима |
Обработка и интерпретация результатов методики самооценки психических состояний А. Айзенка
Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:
1. 1-10 вопросы – тревожность.
2. 11-20 вопросы – фрустрация.
3. 21-30 вопросы – агрессивность.
4. 31-40 вопросы – ригидность.
1. Тревожность
0-7 баллов – вы не тревожны.
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня.
15-20 баллов – вы очень тревожны.
2. Фрустрация
0-7 баллов – вы имеете высокую самооценку, устойчивы к
неудачам и не боитесь трудностей.
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место.
15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.
3. Агрессивность
0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны.
8-14 баллов – средний уровень.
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержанны. Есть трудности
в работе с людьми.
Ригидность
0-7 баллов – ригидности нет, лёгкая переключаемость.
8-14 баллов – средний уровень.
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.
Содержание
Занятие № 1. Знакомство…………………………………………………3
Занятие № 2. Индивидуально-психологические особенности личности
и «Образ-Я»……………….………………………………………………6
Занятие № 3. Мои цели и смысл жизни………………………………..8
Занятие № 4. Психология агрессивного поведения……………………11
Занятие № 5. Моё агрессивное поведение………………………………13
Занятие № 6. Оценка и анализ агрессивного поведения………………17
Занятие № 7. Оценка и анализ агрессивного поведения
(продолжение)…………………………………………………………….19
Занятие № 8. Агрессивное, неагрессивное поведение…………………20
Занятие № 9. Пересмотр своего поведения…………………………….22
Занятие № 10. Полное изменение своего поведения…………………..24
Занятие № 11. Регуляция эмоциональной сферы……………………...26
Занятие № 12. Регуляция эмоциональной сферы
(продолжение)……………………………………………………………..27
Занятие № 13. Восприятие и понимание окружающих людей………..28
Занятие № 14. Мой позитивный «Образ-Я»……………………………29
Занятие № 15. Мой позитивный «Образ-Я»
(продолжение)..……………………………………………………………32
Занятие № 16. Итоговое занятие………………………………………...34
Методики выявления агрессии………………………….………………..35
42
Литература:
Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Рабочая тетрадь учащегося, студента, обучающегося. – М.: PRONDO, 2012. – 44 с.