Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у подростков (автор О.Л. Гончарова)
Автор-составитель: Гончарова О.Л., кандидат педагогических наук, педагог-психолог, преподаватель психологии высшей квалификационной категории
Пояснительная записка к программе занятий по коррекции агрессивного поведения у подростков
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения предназначена для коррекционно-развивающей работы, проводимой психологом, педагогом-психологом с учащимися школ в возрасте от 14-16 лет, со студентами и обучающимися колледжей в возрасте от 16-17 лет.
Цель программы: коррекция агрессивного поведения у учащихся, обучающихся через осознание и развитие своих положительных качеств, раскрытия сильных сторон, способствующих позитивному отношению к себе и окружающим людям.
Задачи:
сформировать у учащихся, обучающихся необходимые психологические знания по тематике занятий;
сформировать у учащихся, обучающихся умения применять полученные психологические знания для саморазвития;
сформировать у учащихся, обучающихся позитивный «Образ-Я»;
сформировать у учащихся, обучающихся адекватные реакции в различных жизненных ситуациях;
сформировать у учащихся, обучающихся навыки модификации и коррекции агрессивного поведения;
способствовать у учащихся, обучающихся регуляции эмоциональной сферы;
способствовать у учащихся, обучающихся развитию навыков рефлексии.
Реализация программы предполагает:
взаимодействие психолога, педагога-психолога с учащимися, обучающимися;
взаимодействие учащихся, обучающихся друг с другом;
привлечение учащихся, обучающихся к групповому обсуждению;
использование полученных психологических знаний в повседневной жизни.
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у подростков рассчитана на 32 часа и включает в себя 16 занятий по 2 академических часа.
На занятиях используются мини-лекции, упражнения, ролевые игры, дискуссии, диагностика, анкетирование, рефлексивные технологии.
В конце каждого занятия задается домашнее задание, которое учащиеся, студенты и обучающиеся выполняют самостоятельно. В домашнем задании предусмотрено анкетирование, рисование, письменные ответы на вопросы, анализ, решение ситуаций, самоанализ, подготовка сообщений. Обсуждение домашнего задания происходит на следующем занятии.
На итоговом занятии с учащимися, обучающимися проводится повторная диагностика, позволяющая выявить уровень агрессивности после проведенных коррекционно-развивающих занятий по программе.
Тематический план занятий
программы по коррекции агрессивного поведения у подростков
№ занятия, тема |
Краткая аннотация содержания занятия |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
Занятие № 1. Знакомство |
Знакомство участников друг с другом и ведущим. Снятие напряжения. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. Использование упражнений «Имя и жест», «Будь внимателен!». Обсуждение условий и правил проведения занятий. Использование упражнения «Правила нашей группы». Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности. Методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Солнце и туча». Домашнее задание. Заполните анкету «Это Я» (автор Гончарова О.Л.). |
2
|
Занятие № 2. Индивидуально-психологические особенности личности и «Образ-Я» |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Прорвись в круг». Обсуждение домашнего задания. Осознание своих индивидуально-психологических особенностей. Использование упражнения «Кто Я?». Формирование представлений о своей «Я-концепции». Мини-лекция на тему: ««Я-концепция» в структуре личности». Диагностика уровня самооценки. Экспресс-диагностика уровня самооценки. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Моё мнение». Домашнее задание. Нарисуйте свой «Образ-Я». |
2 |
Занятие № 3. Мои цели и смысл жизни |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Спутанные цепочки». Обсуждение домашнего задания. Осмысление и осознание своих целей и смысла жизни. Использование упражнения «Волшебная лавка». 4. Диагностика жизненных ценностей личности. Методика «Определение жизненных ценностей личности» П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой. 5. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Футбольное поле». Домашнее задание. Нарисуйте дерево своих целей. |
2 |
Занятие № 4. Психология агрессивного поведения |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Три степени доверия». Обсуждение домашнего задания. Психологическое информирование. Мини-лекция на тему: «Психология агрессивного поведения». Диагностика форм агрессивного поведения. Методика самооценки форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса– Дарки). Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Плюс и минус». Домашнее задание. Подготовьте сообщение. |
2 |
Занятие № 5. Моё агрессивное поведение |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Молчащее и говорящее зеркало». Обсуждение домашнего задания. Осознание проблемы агрессивного поведения. Использование упражнения «Метафора проблемы». Диагностика агрессивности в отношениях. Методика агрессивности А. Ассингера. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Моё отношение». Домашнее задание. Напишите письмо ведущему. |
2 |
Занятие № 6. Оценка и анализ агрессивного поведения |
Сплочение группы. Создание рабочей обстановки. Использование упражнения «Без маски». Обсуждение домашнего задания. Оценка, анализ своего агрессивного поведения. Использование упражнения «Анализ моего агрессивного поведение». Диагностика враждебности. Шкала враждебности Кука-Медлей. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Рефлексивный круг». Домашнее задание. Проанализируйте ситуацию. |
2 |
Занятие № 7. Оценка и анализ агрессивного поведения (продолжение) |
Сплочение группы. Создание благоприятной обстановки. Использование упражнения «Любое число». Обсуждение домашнего задания. Оценка, анализ своего агрессивного поведения. Использование упражнения «Если, то…». Анкетирование. Анкета «Агрессивен ли Я?» (автор Гончарова О.Л.). Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Всё у меня в руках». Домашнее задание. Решите ситуацию. |
2 |
Занятие № 8. Агрессивное, неагрессивное поведение |
Сплочение группы. Создание рабочей обстановки. Использование упражнения «Встреча взглядами». Обсуждение домашнего задания. Формирование адекватных реакций в различных ситуациях. Использование упражнения «Агрессивное, неагрессивное поведение». Диагностика уровня устойчивости к конфликтам. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам. Рефлексия. Использование рефлексивное технологии «Моё впечатление». Домашнее задание. Проанализируйте свою реакцию в ситуации. |
2 |
Занятие № 9. Пересмотр своего поведения |
Сплочение группы. Создание рабочей обстановки. Использование упражнения «Что в нём нового». Обсуждение домашнего задания. Формирование навыков модификации и коррекции агрессивного поведения. Использование ролевой игры «Пересмотр поведения». Диагностика социально-психологической установки личности. Экспресс-диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм». |
2 |
Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Радуга и дождь». Домашнее задание. Проведите самоанализ своего агрессивного поведения. |
||
Занятие № 10. Полное изменение своего поведения |
Сплочение группы. Создание рабочей обстановки. Использование упражнения «Приятно сказать». Обсуждение домашнего задания. Формирование навыков модификации и коррекции агрессивного поведения. Использование ролевой игры «Полное изменение поведения». Анкетирование. Анкета «Моё поведение» (автор Гончарова О.Л.). Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Мои высказывания». Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос. |
2 |
Занятие № 11. Регуляция эмоциональной сферы |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Цвет эмоций». Обсуждение домашнего задания. Регуляция эмоциональной сферы. Использование упражнения «Лучевая пушка». Диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости. Экспресс-диагностика эмоциональной возбудимости В.В. Бойко. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Передай своё впечатление». Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос. |
2 |
Занятие № 12. Регуляция эмоциональной сферы (продолжение) |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Чувства». Обсуждение домашнего задания. Регуляция эмоциональной сферы. Использование упражнения «Передача эмоций». Анкетирование. Анкета «Моя эмоциональная сфера» (автор Гончарова О.Л.). Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Ресторан». Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос. |
2 |
Занятие № 13. Восприятие и понимание окружающих людей |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Добрые слова». Обсуждение домашнего задания. Восприятие и понимание других людей. Использование упражнения «Интервью». Диагностика принятия окружающих. Шкала принятия других Фейя. Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Если бы я был». Домашнее задание. Напишите о своих положительных и отрицательных качествах. Проанализируйте их. |
2 |
Занятие № 14. Мой позитивный «Образ-Я» |
Сплочение группы. Создание рабочей обстановки. Использование упражнения «Хлопки». Обсуждение домашнего задания. Создание позитивного «Образа-Я». Использование упражнения «Мои сильные стороны». Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности и поведения. Методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Передай своё мнение». Домашнее задание. Напишите о своём позитивном «Образе-Я», используя результаты диагностики. |
2 |
Занятие № 15. Мой позитивный «Образ-Я» (продолжение) |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Поделись улыбкой». Обсуждение домашнего задания. Усиление и поддержание позитивного «Я». Использование упражнения «Сказка о волшебнике». Анкетирование. Анкета «Мой позитивный образ» (автор Гончарова О.Л.). Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Раздумье». Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос. |
2 |
Занятие № 16. Итоговое занятие |
Сплочение группы. Создание рабочей атмосферы. Использование упражнения «Посылка». Обсуждение домашнего задания. Повторная диагностика. Подведение итогов. Использование упражнения «Это я возьму с собой». Анкетирование. Анкета «Моё отношение к пройденным занятиям» (автор Гончарова О.Л.) Рефлексия. Использование рефлексивной технологии «Мишень». |
2 |
Всего: |
32 часа |
Список литературы:
Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Учебно-методическое пособие. – М.: PRONDO, 2012. – 76 с.
Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Рабочая тетрадь учащегося, студента, обучающегося. – М.: PRONDO, 2012. – 44 с.