Открытый классный час, посвящённый Дню космонавтики «Космическое пространство и мы» (4 класс)
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 107»
Открытый классный час посвященный Дню космонавтики
«Космическое пространство и мы»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ветошкина М. В.
Новосибирск
2021
КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И МЫ
Цель: Развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах, и первооткрывателях космоса.
Задачи:
- развитие познавательного интереса и знаний об истории космонавтики,
- развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Реквизит: воздушные шары с буквами, картинки планет, разрезные картинки, карточки, пюре фруто няня.
Ход программы:
Звучит музыка, на экране Слайд 1.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня для всей нашей страны великий день. Кто знает, как он называется и чем он знаменит?
Слайд 2. Правильно, именно в этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту.
Кто же стал 1 в мире космонавтом? (Юрий Гагарин). Слайд 3.
Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам. В 1960 году этот момент настал. Счастливчиком для роли в космонавты стал 26-летний Юрий Гагарин. Его зачислили в отряд космонавтов в число летчиков, которые обладали отличными навыками управления летательными аппаратами.
Слайд 4. Требования к кандидатам (их было 20 человек) были высокие и жесткие. Здоровье должно быть отменное, выносливость и дисциплина, отличные знания и навыки на высоком уровне. Юрий Алексеевич блестяще закончил курс подготовки.
Слайд 5. И 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин с космодрома Байконур совершает свой судьбоносный полет. Давайте посмотрим, как это происходило (ВИДЕО). Как вы уже смогли увидеть, в 9 часов 6 минут со стартовой площадки космодрома Байконур была запущена ракета “Восток” под управлением Юрия Гагарина. Когда ракета начала подъем, Гагарин сказал историческую фразу: «Поехали!». Его полет продолжался 108 минут и завершился успешным приземлением у села Смеловка Саратовской области
СЛАЙД6. После такого прорыва в освоении космоса Юрий Гагарин получил досрочное звание майора и одновременно звание Героя СоветскогоСоюза.
Юрий Алексеевич мечтал о новых полетах. Однако судьба распорядилась по-своему
СЛАЙД 7. 27 марта 1968 года Ю.А. Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полета вместе с инструктором, героем Советского Союза Владимиром Серегиным.
Вскоре, в 1968 году, этому празднику придали статус международного
СЛАЙД 8. Благодаря подвигу Юрия Гагарина, День космонавтики сегодня отмечается с уважением и почетом тех, кто внес вклад в развитие современных космических технологий.
Имя Юрия Гагарина будет жить, пока живет человечество. Его именем названы улицы, площади и учебные заведения. Во многих городах есть памятник Великому космонавту, есть музеи Гагарина. В день космонавтики во всех городах и селах проводятся различные мероприятия.
Со дня полета Юрия Гагарина многое изменилось: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу, и не только мужчины, но и женщины.
Первой женщиной космонавтом считается Валентина Терешкова. Слайд 9. По сей день она остается единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полет в одиночку, без помощников и напарников.
Слайд 10. Она также стала первой женщиной в России, удостоенной звания генерал-майора. Именно в этом звании Терешкова и ушла в отставку в 1997 году, в возрасте шестидесяти лет. Валентина Терешкова навеки вписала свое имя в историю Советского Союза, России и всего мира.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправиться в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ну что, ребята, вы готовы испытать себя в роли космонавтов? Тогда мы смело можем начинать нашу программу.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И МЫ!». Слайд 11.
И для начала проведем разминку.
Сейчас каждый из вас почувствует себя в космосе в невесомости. Для этого вам нужно встать со своих мест, или выйти к нам вперед. По команде вы должны прокрутится вокруг себя 5 раз. Готовы? Тогда начали! Считаем! А теперь попробуйте сделать ласточку, это будет означать полет в невесомость. Поаплодируем всем ребятам, я вижу, что вы очень старательные и терпеливые ребята.
Конкурс на координацию движения.
Уч-ль: Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?
Уч-ся: им мешает невесомость.
Уч-ль: Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш конкурс — это испытание на невесомость. Слайд 12. Давайте разделимся на 2 команды
Конкурс «Невесомость»
Для конкурса нужно по 3 человека. Каждый из вас получает по 1 воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик (в каждом из шариков лежат кусочки бумаги с буквами: С, О, Л, Н, Ц, Е), и пока он находится в невесомости, в воздухе, вы должны рассмотреть, какие буква внутри него находится. Как только вы увидели букву, вы должны подбежать к стулу, написать ее. В результате у вас должно получится 1 слово
– Какое это слово?.
- Что вы знаете про солнце? (это большая огненная звезда.)
Конкурс «Шифровальщик» слайд 13
Уч-ль: Чтобы отправиться в полет, космонавт проходит множество испытаний. И одно из них, это умение разгадывать шифр. Сейчас перед вами таблица с цифрами. Каждая буква соответствует определенной букве алфавита. Вам необходимо разгадать предложение по цифрам. В уме (образец алфавита) просчитать буквы и разгадать зашифрованное послание. Итак, внимание на карточках дан шифр.
- Желаете узнать что мы буде расшифровывать?
Загадка:
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (планеты)
- Поехали! Кто отгадает первым все слова, кричит с места. (раздать детям карточки с шифром по четыре на команду.)
14, 6,18,12,21, 18,10,11 -Меркурий,
3,6,15,6,18,1 – Венера,
9,6,14,13,33 – Земля,
14,1,18,19 – Марс,
32,17,10,20,6,18 – Юпитер,
19,1,20,21,18,15– Сатурн,
21,18,1,15 – Уран,
15,6,17,20,21,15 – Нептун.
- Назовите планеты , которые мы расшифровали.
- Какую планету мы не назвали? (Плутон) Как вы думаете, почему ее у нас не оказалось?
Уч-ся рассказывает о ней (Плутон - Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названия не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти)
Уч-ль: отлично ребята! Испытание на невесомость мы прошли. Разгадывать зашифрованные слова получилось, ну теперь мы можем расположить планеты на орбитах в солнечной системе.
следующая игра «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ» слайд 14
Задачи:
-расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы;
-развивать навыки ориентировки и пространственные представления;
-называть по памяти планеты Солнечной системы;
-упражнять в счете планет;
-развивать у детей коммуникативные навыки.
Материал:
Карточки и магниты (на доске вокруг солнца приклеивают карточки с изображением планет) Дети выстраиваются в колонну и читают считалку, бегут к столу выбирают нужную карточку с изображением планеты и крепят на доску.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть -Сатурн,
Семь — Уран,
За ним -Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- На какие две группы можно поделить планеты солнечной системы? ( Земная группа. Вторую группу планет составляют гиганты. Их часто называют ледяными гигантами или газовыми.
)
Земная группа. Дело в том, что ближе всего к Солнцу находятся планеты земной группы, потому как они обладают небольшой массой и размерами, но достаточно высокой плотностью. В основе этих планет кремниевые соединения, а также железо. В основном все они имеют железное ядро, и другие более отдаленные слои. В целом, можно сказать, что их поверхность твердая, а спутников у планет совсем немного, их всего 4. А температура на этих планетах самая высокая, потому как наблюдается минимальная отдаленность от Солнца. К этой группе относят Марс, Венеру, Землю и Меркурий.
Вторую группу планет составляют гиганты. Их часто называют ледяными гигантами или газовыми. Дело в том, что их атмосфера существенно отличается от планет земной группы. При этом размеры планет гигантов просто огромные. У них имеется 98 спутников, и более сильное магнитное поле, нежели у планет земной группы. В основном состоят эти тела из разнообразных газов, таких как метан, аммиак, углекислый газ. Можно сказать что их поверхность не является ни твердой ни жидкой. Потому как газ имеет разную плотность, в зависимости от удаленности от центра. К этой группе относят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Уч-ль: Теперь мы смело можем отправиться в открытый космос. Слайд 15
Кстати, первым человеком, который побывал в открытом космосе, был Алексей Леонов. Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Экипаж корабля состоял уже из двух человек. Командир аппарата был Павел Беляев, а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут", который его в последствии и подведет.
-Что еще мы можем увидеть в открытом космосе? (звезды)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
ИГРА «ИЗОБРАЗИ СОЗВЕЗДИЕ» слайд 16
Задачи:
-учить детей изображать созвездие на плоскости;
-развивать мышление, творческое воображение, память;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал:
листы черной или синей бумаги, звездочки из желтого картона.
игра:
Дети изображают созвездие по образцу или по памяти. (Можно показать на несколько минут и убрать) (большая и малая медведица, дракон)
Отгадать созвездие каждой команды.
Уч-ль: Мы продолжаем наш полет в солнечную систему, где мы можем повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к встречи с ними. Давайте попробуем с ними подружиться.
Итак, следующий конкурс «Инопланетяне». Слайд 17. Собрать разрезную картинку. По 3 картинки на команду (3 инопланетяне и 1 космонавт)
Игра «Четвертый лишний»
Уч-ль: У космонавтов очень долгий и сложный полет. И ему обязательно захочется перекусить. Космонавт пищу берет с собой, и ему не нужны ложки и вилки, потому что пища запаяна в тубы. Слайд 18. Космонавты пищу выдавливают прямо в рот. Для конкурса очень вкусного конкурса прошу выйти 4 человека.
Каждому из участников дается пюре фрутоняня. Нужно как можно быстрее его съесть. Кто первым съест, не оставив ни грамма еды, тот и побеждает.
Конкурс «Обед космонавта».
Уч-ль. Что, ребята, пообедали? Пора узнать название планеты, на которую мы прибыли. Посмотрите внимательно на свои тюбики. И найдите букву, которая обведена. Из всех букв вам нужно составить слово и вы узнаете, название одной из планет (Земля). Ребята выполняют задание.
Уч-ль: УРА!!!! Мы благополучно вернулись на Землю!
Все сегодня отлично потрудились, и я предлагаю закрепить знания о космосе. Проведем конкурс «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» Я задаю вам вопрос, а вы должны правильно на него ответить.
Рефлексия
1. Назовите дату 1 полета в космос. (12 апреля 1961 г.)
2. Кто стал первым человеком, отправившимся в космос? (Ю.А. Гагарин)
3. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
4. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан).
5. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
6.Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
7. Что такое космос? (Космос-это звёзды, планеты, межзвёздное пространство, астероиды, кометы и метеориты).
8. Сколько планет вращаются вокруг солнца? ( Вокруг Солнца вращаются 9 планет).
9. Какая самая маленькая и самая большая планета? (Самая большая- это Юпитер, а самая маленькая-это Плутон).
10. Какую планету называют красной? (Красной планетой называют Марс, потому что она покрыта оранжево-красным песком).
11. Какую планету называют голубой? (Планету Земля называют голубой, потому что на ней много воды.
12. На какой планете есть жизнь и почему? ( Только на Земле есть жизнь, т.к. на ней есть воздух и вода, а на других планетах нет).
13.Назовите спутник Земли?Спутник Земли-Луна.
14. Что такое метеориты? (Метеориты-это камни, которые падают на Землю из космоса. Они имеют светящийся хвост).
Ведущий: Молодцы, ребята! На этом наша программа подходит к концу и завершить я бы хотела ее словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. А я с вами прощаюсь, до свидания, до новых встреч!
14 | 6 | 18 | 12 | 21 | 18 | 10 | 11 |
| | | | | | | |
3 | 6 | 15 | 6 | 18 | 1 | | |
| | | | | | | |
9 | 6 | 14 | 13 | 33 | | | |
| | | | | | | |
14 | 1 | 18 | 19 | | | | |
| | | | | | | |
32 | 17 | 10 | 20 | 6 | 18 | | |
| | | | | | | |
19 | 1 | 20 | 21 | 18 | 15 | | |
| | | | | | | |
21 | 18 | 1 | 15 | | | | |
| | | | | | | |
15 | 6 | 17 | 20 | 21 | 15 | | |
| | | | | | | |
Ломакина Ирина Алексеевна