Конспект урока географии «Костромская "Атлантида"» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1449389399.docx (Текст для распечатки материала для учеников (1 на парту))
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1449389444.pptx (Презентация к теме, подготовленная ученицей.)
Введение. Костромская «Атлантида»
8 класс. Региональный компонент. После изучения темы «Водные ресурсы области» - перед изучением темы «Население области»
Актуальность: важность научно-обоснованного прогнозирования последствий вмешательства человека в природу, гуманизм в отношении человеческих судеб.
«Малая родина - Губачево »
Летом пятого июля В Губачево собрались, Навестить родные земли, И кой о чем поговорить. То ли власти было нужно, Иль высокий рядом чин. Нас сорвали из деревни Без больших на то причин. |
Земля малая, родная, Ты дороже нам всего, Где мы жили и трудились, Все от корня своего. Тяжело далась утрата, Поломали все дома Как война прошла в деревне, Разбежались кто куда. |
Кто купил домишко рядом, На низине Костромской, И уж многие селяне Там почили на покой. Деревенская поэтесса |
О каких событиях в жизни Костромского края пишет в своих стихах деревенская поэтесса?
Kostroma-sea
Местность, где сейчас плещется так называемое Костромское море, до затопления была уникальна в природно-географическом отношении. Вряд ли в европейской части России найдётся ещё 2–3 таких же уголка. Ну, а уж в близлежащих областях, точно: нет, не встречалось. А уникальность её состояла в образе жизни людей этих мест. По берегам рек и озёр рос ивовый кустарник, много было ягод чёрной смородины, ежевики, калины. Между рек и озёр росли превосходные заливные травы, где находились сенокосные угодья. Все эти реки и озёра буквально кишели рыбой, так как были практически идеальные условия для нереста и нагула.
Рис. 1 Костромской разлив
Необыкновенно своеобразен был весенний разлив. Как отмечали старожилы, самые большие весенние разливы были в 1915, 1926 и 1936 годах. Узнав об этом явлении, писатель М.М.Пришвин в 1937 году приехал на весенний разлив в деревню Вёжи, но разлив в 1937 году был небольшой, не такой, как в 1936 г., а ему хотелось посмотреть это стихийное явление и описать.1
Навсегда должно остаться в памяти народа то, что произошло на этой благодатной земле. Немногие жители Костромы и области знают сегодня о тех событиях, о той цене, которую пришлось заплатить за нынешнее Костромское море. Но стоило ли это того? Стоило ли создавать водоем, экология которого в настоящее время
печалит все больше и больше?
Как создавалось Костромское «море»?
Зачем человек создает подобные сооружения вопреки природе. За поисками ответа на этот вопрос обратимся к учебнику по географии 8 класса под редакцией А.И. Алексеева - §17 «Человек и вода» п.2 «Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических?»
Сопоставляя эту информацию с историей Костромского водохранилища, можно подумать, что написано именно про это место. Затопленные плодородные земли и насильно переселенные, ничего не понимающие жители. Костромское заречье было одной из самых, если не самой, природно и
культурно богатых местностей во всем районе и области. Эта земля была знаменита своими промыслами, традициями, товарами, которые выставлялись не только на продажу в России (Центральный регион), но и в зарубежье. Была.…
Какие же цели преследовали те люди, кто беспощадно разрушил красоты края? Воодушевленная великим социалистическим будущим, советская власть решила соорудить нечто грандиозное – расположенные на Волге гидроэлектростанции. Необходимо было создать водохранилища близ разных поволжских городов. Так, в зону затопления должны были попасть не только Кострома, но и Юрьевец, Кинешма, Чкаловск, Пучеж и прилегающие к ним территории. Референдумов, как сейчас, не проводилось, мнения населения не спрашивали и информацией никакой не снабжали. Наоборот, все планы «верхов» первоначально были в секрете.
Решение преобразовать Волгу в каскад плотин и водохранилищ для создания глубоководного речного пути и получения электрической энергии появилось еще в предвоенные годы. 24 августа 1955 года в 18 км от г. Нижний Новгород (Горький) в районе древнего Городца было перекрыто русло Волги.
Волжский воды, встретив на своем пути железобетонную преграду, стали постепенно накапливаться, разливаться, создавая Горьковское водохранилище площадью 1750 кв.км. В сентябре 1956 г. в районе села Куниково было перекрыто русло реки Костромы, и её воды направились по новому искусственному руслу в Волгу. Натолкнувшись на подпор Волги, воды реки Костромы широко разлились, образовав залив Горьковского водохранилища - Ярославско – Костромское Водохранилище.2
Рис. 2 Церковь Спаса Преображенья из села Вёжи http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/yuricon2007.b/0_25526_fa9ed570_XL.jpg
Перенесённые из затопляемых сёл и деревень ценные деревянные строения, в том числе церковь Спаса Преображения из села Вёжи (см. рис. 2), некоторые жилые и хозяйственные постройки, вошли в Костромской музей деревянного зодчества.
Сравните фрагмент карты – рис. 3 и космический снимок этой же территории, сделанный в настоящее время – рис. 4. Какие села и деревни были затоплены в результате создания Горьковского водохранилища?
Как жили и чем занимались жители края до создания Костромского моря?
С весенними водами рыба сходила с верховьев рек Костромы, Соти, Касти, Узоксы; основная же масса рыбы поднималась с Волги. Методов ловли рыбы было несколько. Летом рыбу ловили только для потребительских нужд, на праздники, для повседневной еды немного. За лето в озёрах рыба выгуливалась, набирала вес. Как наступали заморозки и реки-озёра покрывались льдом, начинался основной лов. Пойманную живую рыбу отвозили на специально устроенное на льду гумно, где перемешивали со снегом, чтоб не смерзалась, и хорошо промораживали. Затем сортировали по видам, мелочь — вандыш — просеивали через металлическую сетку, освобождая от снега и льда, складывали в корзины и увозили в деревню. Сдавали торговцам рыбой, делили по паям, везли в город продавать и т.д. Таким методом воду из озера за декабрь-январь спускали почти до дна, а вместе с ним и всю рыбу, крупную и мелочь. Часть рыбы, которая не смогла сойти, прижатая льдом, задыхалась. Но с наступлением весеннего половодья, благоприятных условий для естественного нереста к следующему лету все озёра вновь кишели рыбой, и так продолжалось веками. До сооружения водохранилища запретов на лов рыбы во время нереста не существовало. Наоборот, во время нереста шёл основной лов. Летом на реках были все: и мужики, и маленькие ребятишки. Но на удочки взрослые рыбаки никогда не ловили, считали детской забавой и тратой времени. Но ребята этим любили заниматься, особенно лазить по колодам во время купаний.
Торговля в городе рыбой велась на берегу Волги у Молочной горы — прямо из лодки, живой; покупали как население, так и для ресторанов — оптом. Тут уже, по привозу и наличию, назначалась определённая цена. Бывали случаи, когда приходилось продавать дешевле, чем купили у рыбаков.
Летом рыбу возили и на лошадях — в корзинах со льдом, уже охлаждённую, и продавали в мясном ряду рынка или сдавали прямо в ресторан. География сбыта – продажи рыбы была обширна. Зимой и летом много рыбы возили продавать по сёлам-деревням: в Шунгу, Саметь, Яковлевское, город, в
Рис. 3 Фрагмент территории до затопления
Рис. 4 Космический снимок Kostroma-sea
близлежащие сёла Ярославской области: Привалово, Слоново, Закобякино, Шигино. Особенно много возили продавать рыбы зимой в торговое село Середа Ярославской области. Там были большие базары, и рыба пользовалась большим спросом.
Не менее увлекательным и доходным занятием являлась охота. До самого затопления водохранилищем и переселения жителей этих мест в 1953–55 г. вся низина, озёра, леса, луга, перелески, болота имели превосходные условия для различных охот, для воспроизводства дичи. Надо заметить, медведи в лесах не водились; по рассказам старожилов только однажды в весенний разлив — в годах 1923–25 — был обнаружен на острове Красная Грива на р. Соти медведь. Была на него устроена охота, но безуспешно — медведь с острова исчез, собаки след утеряли. В костромской «низменный край» с давних времён тянулись как известные охотники, так и менее известные. Надо отметить, что великий поэт, Н.А. Некрасов много раз посещал эти места. В своих произведениях он описал многих местных жителей – их характеры, умения, природную смекалку. Знаменитое стихотворение «Дед Мазай и зайцы» - история костромских разливов и охотничьих баек.
Рис. 5
Рис. 6 Портрет Н.А. Некрасова |
В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем я бил дупелей.» «Дети, я вам расскажу про Мазая. Каждое лето домой приезжая, Я по недели гощу у него. Нравится мне деревенька его: Летом ее убирая красиво, |
Исстари хмель в ней родится на диво, Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах (Всю эту местность вода понимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край5. |
Рассмотрите фрагмент карты – рис. 3. Найдите на ней село Вежи, описанное писателем в своем стихотворении
Знаменит был этот край ещё одним промыслом – изготовлением крестьянской обуви – лаптей. Процесс плетения был сложный. Каждую липку толщиной в 2–3–4 см нужно было распластать по сердцевине длиной в 1,5–2 метра, а потом, переломив её в нескольких местах, отделить кору-лыко от древесины, затем снять верхний слой коры, выровнять вершину и корень лыка по ширине. Сухое лыко сначала вымачивали в пруду-реке, свивали из лыка оборье-верёвочки, которым опутывали ногу, чтоб не сваливались лапоть с ноги и портянка с ноги-голени, затем заплетали с носка (пока без колодки), а потом, когда носок получится, сажали на колодку по размеру.
В 20–30 годы, да и раньше, деревенские дети в школу ходили большей частью в лаптях. С конца Великой Отечественной войны на смену лаптям стали появляться резиновые сапоги, которые принялся массово производить Ярославский завод резинотехнических изделий. Жители решили перепрофилироваться — лаптей стали плести меньше, а больше заготавливать мочала, из которого делали мочалки для мытья в бане и возили их продавать в Ярославль, Кострому, Вологду, где был на мочалки большой спрос.6
Многие жители этих мест владели ещё одним искусством – плетением корзин. Корзины имели разное назначение: бельевые, круглые с редким дном — для картошки, хмелевые — для щипки хмеля, охотничьи — с окнами и перегородками для подсадных уток, с которыми ходили-ездили на охоту. Большие двуручные, для перевозки картофеля и овощей. Короба-сундуки, где хранили различную хозяйственную утварь. Большие сенные корзины, из которых раздавали сено скоту, овцам, лошадям на дворах. Бельевые с крышкой, в которых носили завтраки на сенокос. Маленькие — ребятишкам за грибами-ягодами ходить. И многие другие. В 1935–38 г. в Вёжах была организована учебная мастерская по плетению, где обучалось много наших ребят. Приезжали закупать их из других мест, где не было возможностей их плетения. С созданием водохранилища места роста прута исчезли под водой.7
С древних времён сельские жители носили домотканую одежду, рубахи - подштанники, дети повсеместно ходили в домотканой одежде. Ткали постельное бельё, навины, полотенца, скатерти и шерстяные портянки на пеньковой основе (онучи) для ношения в лаптях, дерюги. Примерно с начала XX века для ткачества стали покупать в городах хлопчатобумажную нить фабричного производства. А до этого для ткачества пряли вручную на прялках лён, пеньку, крутили на веретене, подвешенном к потолку. Ткацкий труд был тяжёлый, после каждого хлопка, челнок вручную нужно было отправлять в обратную сторону. Поэтому посменно садились за стан все женщины семейства: бабушка, мать, снохи, дочери, иногда ткали и мужики. Вытканные ткани, называемые навиной, расстилали в огороде (или в другом месте) на наст для отбеливания, летом расстилали на росе по раннему утру. А холсты красили, варили в коре различных деревьев: ольхи, ивы, дуба, крушины и других; особенно красивый, коричневый цвет был из ольхи.8
Владели местные жители и ещё одним нужным и важным промыслом – сетевязанием. Полотно для мережей вязали из очень тонкой нити, поэтому искусство прядения требовало большого мастерства. Не каждая женщина могла выпрясть такую нить. Для изготовления ветелей (ловушек) требовалось для каждого 5 колец и дуга. Их изготавливали из черёмухи, рябины — она была гибкая, не ломалась. Для мереж требовалось большое количество поплавков, а для грузов — камешков с дырочкой, величиной с куриное яйцо; на каждую мережу их требовалось по 40 штук; первые изготовляли из берёсты, делали-вырезали заготовки, опускали в крутой кипяток, а потом накручивали на палку, чтоб в середине была дырка для тетивы. Камни-грузила делали гончары из отходов глины при гончарном производстве, их покрывали краской-глазурью и обжигали. К началу 30-х годов появились сетевязальные фабрики и нужда в большей части сетематериалов ручной вязки отпала.
Заключение
Вот уже 58 лет (1956 г.), как создано Костромское водохранилище, или, как его называют, Костромское море. Сотни лодок и катеров, тысячи рыболовов бороздят его воды. Известность его распространилась далеко за пределы области. На создание этого моря затрачены огромные материальные средства. Там работали несколько лет, сотни автомашин и тракторов, несколько (6–8) земснарядов. Ведь, чтобы подготовить ложе моря, нужно было вырубить тысячи гектаров лесов и кустарников, переселить около 20 населённых пунктов — сёл и деревень. А ведь такие сёла, как Куниково, имели более четырёхсот дворов, а Мисково и Жарки — и того больше.
А что сегодня дает этот мелководный бассейн водохранилища? В год вылавливается 50–60 тонн рыбы всеми категориями рыбаков; это промысловики, любители и браконьеры. На долю водохранилища приходится энное количество кВт-ч. электроэнергии, вырабатываемой Горьковской ГЭС. А в марте месяце каждого года при понижении уровня воды в Волге с мелководий водохранилища стекают тысячи кубометров тухлой воды, которую костромичи пьют. Время идёт, история остаётся. А что было на дне рукотворного моря 70–100–150 лет назад, знают уже единицы людей, и то по рассказам старожилов.9
На селения, скрытые сегодня водами Костромского моря, за несколько веков их существования обрушивались большие катастрофы и стихии. Часто были пожары, когда выгорали дотла сёла и деревни, но народ не разбегался, а противостоял — жили в землянках, в других деревнях у родственников, в банях, амбарах. Природа и условия им тут помогали: лес для постройки был рядом, вырубали его бесплатно, сплавляли по воде до самого дома. В таких случаях все объединялись и сообща преодолевали трудности. И за 1,5-2 года снова обустраивались. Выстраивали новые дома. Были ураганы, эпидемии. Были стихии и другого порядка, но стихии шли от
Бога и природы, и она, природа, урон восполняла. А вот рукотворные катастрофы невосполнимы, так как они сотворены руками и разумом человека.10
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему параграф называется «Костромская «Атлантида»?
С какой целью создавалось Костромское «море»?
Составьте систематизирующую таблицу «Занятия и ремесла жителей края до создания «моря». Включите в таблицу следующие графы: вид деятельности; используемое сырье; получаемая продукция.
Составьте словарь, объяснив значение следующих слов: вандыш, мережи, оборье, ветеля, онучи.
ПРИМЕЧАНИЕ:
4 вопроса и задания содержатся в самом тексте предлагаемого параграфа.
Для написания текста параграфа использованы фрагменты реферата «Костромская «Атлантида», написанного капитаном команды Груздевой Наталией для городского Дня науки в 2014 году.
Источники информации
География Костромской области. Учебное пособие для средней школы, Кострома 1995год.
География России. Природа и население. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. М.: Дрофа, 2011.
http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/160.php - Переселение из зоны затопления будущего Костромского моря (1952–1955 годы)
http://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/171.php - Шода и Вежи – Край Деда Мазая в конце 30-х годов.
Церковь Спаса Преображенья из села Вёжи http://imgfotki.yandex.ru/get/3208/yuricon2007.b/0_25526_fa9ed570_XL.jpg
Портрет Н.А. Некрасова http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/746/4746704_1243787863_img193.jpg
1http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
3http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
4 http://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/171.php - Шода и Вежи – Край Деда Мазая в конце 30-х годов.
5 Н.А. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы»
6 http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
7 http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
8 http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
9 http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
10 http://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/160.php - Переселение из зоны затопления будущего Костромского моря (1952–1955 годы)
Примечание: Один из островов "Костромского моря" в настоящее время носит официальное имя Деда Мазая.
Князева Наталья Борисовна
Елена Хапилина