Конспект урока по географии в 8 классе «Крым»
Тема урока: Крым.
Цель: Формирование знаний о Крыме.
Задачи:
Предметные:
- давать определения терминов, понятий по тематике урока;
- выявлять и называть особенности природного района;
- читать и анализировать тематические карты;
- описывать географическое положение региона, влияние природных условий на хозяйственную деятельность;
- давать характеристику природного района;
- обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока.
Личностные:
- осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;
- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;
- использование знаний о природных районах России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья .
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- находить достоверные сведения в источниках географической информации;
- анализировать, выделять главное;
- обобщать тематический материал, формулировать выводы;
- составлять описания на основе достоверных источников, выделять особенности объектов.
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение;
- понимать позицию другого;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
Личностные УУД:
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;
- понимать эмоциональное состояние других людей;
- понимать и проявлять себя гражданином России.
Тип урока: Изучение новой темы.
Оборудование: физическая карта России, проектор, презентация.
Понятия, термины, номенклатура и персоналии: Степной Крым, Горный Крым, Южный берег Крыма, яйла.
УМК: учебник География Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, контурная карта, атлас.
Ход урока
I.Организационный момент: Приветствие, подготовка к уроку.
II. Опрос домашнего задания:
1. Рассказать о истории геологического развития Кавказа и его современном рельефе.
2. Климат и гидрография Северного Кавказа.
3. Полезные ископаемые, природа и человек.
III. Изучение новой темы:
Ребята, а что вы знаете о Крыме? ( предполагаемые ответы). А хотите узнать еще больше о нем? (предполагаемые ответы) Откройте тетрадь и запишите, тема урока «Крым». Исходя из темы определите цель и задачи урока. (предполагаемые ответы).
Да, в процессе изучения данной темы, сегодня на уроке вы узнаете:
1. Географическое положение Крыма.
2. Природные условия и ресурсы Крыма.
2. Почему природа полуострова Крым так сильно изменена человеком.
3. Почему Крым называют «жемчужиной Европы».
В конце урока постарайтесь ответить на вопрос, как в условиях умеренного климата могут сформироваться субтропические условия.
Как вы думаете, почему мы изучаем эту тему? Ведь ранее ее не изучали.(предполагаемые ответы)
Крым с недавних времён опять в составе России. Это произошло 16 марта 2014 года, когда жители Крыма изъявили желание присоединиться к огромной стране – России. Но документ, о присоединении Крыма к России, был подписан 18 марта и этот день считается праздничным для всех крымчан. И конечно первое, что мы должны с вами определить , это его географическое положение.
А) Географическое положение
Слайд 1
Крымский полуостров глубоко выдаётся в Чёрное море, которым омывается с юга и запада, с востока омывается Азовским морем. Береговая линия Крымского полуострова превышает 2 500 км. Из них почти 50% приходится на Присивашье, 750 км на Чёрное море и около 500 — на Азовское море.
Максимальная протяженность Крыма с севера на юг 207 км, с востока на запад – 324 км. Самая северная точка Крыма – село Перекоп, а самая южная – мыс Сарыч, который находится западнее поселка Форос. Самая восточная оконечность Крыма – мыс Фонарь на Керченском полуострове, западная – мыс Кара-Мрун на Тарханкуте
На севере полуостров соединяется с континентом узким (до 8 км) Перекопским перешейком. С геологической точки зрения Крымский полуостров представляет собой южную часть Украинского кристаллического щита Восточно-Европейской платформы, в пределах которой выделяются Скифская плита и Крымская складчатая область.
Б) Геологическое строение
В палеозойскую эру полуостров входил в состав огромной платформы. Значительная часть Крыма расположена в пределах этой платформы и сейчас. В середине юрского периода на территории полуострова возник огромный горный хребет, высотой несколько километров. Земную кору рассекли глубокие трещины, по которым к поверхности устремилась магма. Образовались мощные вулканы, остатки которых можно видеть в районе горного массива Кара-Даг, на мысе Фиолент и в других местах. В это время возникло несколько гор – лакколитов. Откройте учебник стр. 258, рис. 166.
Слайд 2.
Слайд 3.
Позднее произошло разрушение этого обширного горного района, и он почти весь опустился ниже уровня моря. Остался только небольшой «обломок» северного склона этого хребта. Эту сохранившуюся часть мы и называем Крымскими горами. Крымские горы являются частью Альпийско- Гимолайского пояса.
В) Современный рельеф
Слайд4
Рельеф Крыма разнообразен. Поверхность Крыма четко делится на две части. Северная часть полуострова, составляющая почти ¾ площади полуострова, это плоская, слабо расчлененная низменная равнина, постепенно повышающаяся к югу. Эту часть полуострова называют Степным Крымом. В южной части Крымского полуострова высятся горы, которые протянулись на 150 км от Севастополя до Феодосии. Максимальная ширина их около 50 км. Горы сильно расчленены разломами и размывами. Они образуют три гряды — Главную, Внутреннюю и Внешнюю (Северную), два межгрядовых понижения. Южная и самая высокая Главная гряда поднимается над уровнем моря до 1200—1500 м. Вершины Главной гряды плоские, в некоторых местах широкие (до 8 км).
В средней, наиболее высокой части она состоит из цепи столовых массивов, так называемых яйл: Ай-Петринской, Ялтинской, Никитской, Бабугана, Чатыр-Дага и некоторых других. Слово «яйла» - тюрского происхождения, обозначает «летнее пасибище». Самая высокая яйла – Бабуган- яйла, увенчанная вершиной Роман –Кош (1545м.).
Слайд 5.
Прибрежная (до высоты 400—500 м) часть южного склона Главной гряды от мыса Айя до Кара-Дага называется Южным берегом Крыма. Эта узкая полоса, наклоненная к морю, расчлененная многочисленными оврагами и речными долинами, очень живописна.
Слайд 6. Южный берег Крыма
Г) Полезные ископаемые.
Слайд 7
Слайд 8
Д) Климат
Слайд 9
Слайд 10
Е) Гидрография
Крым – территория с недостаточным увлажнением. Протекает 257 рек, но все они невелики. В степной зоне свыше 50 соленых озер. Большие запасы подземных вод. Степная часть изрезана каналами для орошения, вода в Северо- Крымский канал поступает из реки Днепр.
Д) Почвы
Е) Природные зоны
Большую часть полуострова занимают степи. Это равнинная территория, полностью освоенная человеком. На северо-востоке, ближе к Азовскому морю располагаются полупустынные степи и солончаки.
Самое большое богатство равнинной части Крыма – это его плодородная земля. Она представлена черноземами и темно-каштановыми почвами. На сегодняшний день 70% территории степи освоено человеком. Здесь находятся плантации кукурузы, риса, пшеницы, подсолнечника, а также винограда.
Среди растений преобладают ковыль, типчак, многолетние злаки. Весной поля укрываются плантациями удивительных цветов: тюльпанами, ирисами. Животные селятся в норках. Это суслики, тушканчики, хорьки, хомяки, различные мыши. Много степных птиц. Предгорье представлено лесостепью. Главный представитель этой части – дуб. Также много других средиземноморских растений: клен, боярышник, бересклет, фисташки, терн.
На северных и южных склонах главной гряды гор – широколиственные леса. Почвы здесь – горно-лесные. Особое место на вершинах гор уделяется Крымской сосне. Это дерево невысокое, но с очень широкой и раскидистой кроной. Береговая линия Крымского полуострова покрыта сухими можжевелово-дубовыми лесами и кустарниками, характерными для средиземноморского климата. Растения разрастаются на коричневых почвах. Среди уникальных видов встречаются: держидерево, сумах, скумпия, ладанник, грецкий орех, миндаль.
Слайд 11
Слайд 12
Крым – это богатый плодородный край, полностью освоенный человеком. Диких лесов в этом регионе практически не осталось, а все уникальные животные проживают в заповедниках. Вместе с тем, здесь очень богатая природа: степной край на севере полуострова, красивейшие широколиственные леса на Южных и Северных склонах Горного массива и удивительный жаркий средиземноморский регион на самом берегу Черного моря.
Свой урок мне бы хотелось закончить словами о том, что …
IY. Закрепление.
1. На какие части можно разделить территорию Крымского полуострова?
2. В каком климатическом поясе расположен Крым?
3. Почему природа Крыма сильно изменена человеком?
4. Как в условиях умеренного климата могут сформироваться субтропические условия.
Y.Рефлексия.
1. Мне было на уроке……..
2. Я узнал………
3. Для меня было трудным …………..
4. Я могу рассказать ……
YI.Оценивание.
YII. Домашнее задание.
Параграф 41