12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Анатольевна2607
Россия, Донецкая Народная Респ., город Донецк

Обобщающий урок по теме

«Разнообразие птиц»

Цели:

Обобщить и систематизировать знания о разнообразии птиц, выявить лучших знатоков пернатых друзей;

Развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию, умения выделять существенные признаки птиц, производить классификацию фактов, обобщать и делать выводы

Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру подрастающего поколения

Оборудование: ноутбук, репродукции картин русских художников

Ход занятия:

Звучит фонограмма птичьего пения.

Ученик 1.

Кудряв и зелен лес дремучий
Листы зарей освещены,
Огнём охваченные тучи
В стекле реки отражены
Звенит и льётся птички голос,
Узнай, о чём она поёт
Вот царство жизни и свободы!
Здесь всюду блеск!
Здесь вечный пир!
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: прекрасен мир!
(В.В. Бианки)

Учитель Наступила весна! И с ее приходом мы будем наслаждаться разнообразием птиц в нашем крае. Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. 

Ученик 2. 
Прислушайтесь: тут и там
По утрам и вечерам
Раздаются чьи-то трели.
Дивные на самом деле!
Птичьи чудо-голоса
Наполняют все леса,
Рощи, парки и поля!
Чтобы пела вся земля!

Учитель Сегодня мы проведем обобщающий урок, посвященный предстоящему Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Всего на Земле около 8500 видов птиц. Существуют: лесные, городские, болотные, птицы открытых пространств и культурных ландшафтов. Питаясь насекомыми и грызунами, птицы регулируют их численность и защищают сельскохозяйственные культуры от вредителей. Употребляя плоды, ягоды и семена растений, птицы способствуют их расселению.

Пернатые дороги нам и тем, что они красивы. Их звонкие мелодичные песни оживляют природу, доставляя людям истинное наслаждение. В течение года мы помогаем птицам выживать: сооружаем кормушки и птичьи домики, подкармливаем их зимой.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство учеников, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.

- Сегодняшний урок пройдет в форме игры. Я думаю, что вы сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно найдут ответы на все задания.


Определение команд.

Учащиеся объединяются в 2 команды. Необходимо придумать название команды и выбрать ее капитана.


Ребята, вы знаете, что многие русские художники писали птиц. Например,

Николай Константинович Рерих «Заморские гости» (чайки, отряд ржанкообразные)

Виктор Михайлович Васнецов «После побоища Игоря Святославовича над половцами» (орел, отряд ястребообразные)

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» (грачи, отряд воробьинообразные)


Эмблема «Птица счастья завтрашнего дня»

В нашем следующем конкурсе вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На доске надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет ведущий. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего рисунка. Всего за это задание можно заработать 5 баллов.

Порядок рисования: голова, лапы, крылья, туловище, хвост, название.


Наука о птицах

Как вы знаете, рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.

t1641488371aa.jpg

Получается слово орнитология


Учитель Названия или прозвища птиц соответствуют человеческим профессиям или роду занятий. Давайте попробуем их определить. За каждый правильный ответ – 1 балл.

В давние времена писец писал птичьим пером, а запасные перья закладывал за ухо. Одна африканская птица внешне напоминает такого писца. Что это за птица? (Секретарь)

Длинноногий кулик, или морской кулик, имеет ещё одно название, обозначающее профессию человека. (Пожарный)

Название хищной птицы, схожее с названием человека, ловящего рыбу. (Рыболов)

А эта африканская птица очень искусно плетёт гнездо, похожее на мешок. Какая человеческая профессия дала ей название? (Ткач)

Красноносая водяная курочка, она же конюх и она же имеет ещё одно название, связанное с профессией «начальника» стада. (Пастух)


«Видна птица по полёту и следам»

Командам вручаются картинки с силуэтом птиц, нужно отгадать название каждой птицы и определить кому принадлежат следы.

t1641488371ab.gif

t1641488371ac.jpg(Ответы: 1. Деревенская ласточка, 2.Гагара, 3.Гусь, 4.Голубь, 5.Журавль, 6.Стриж, 7.Сорока, 8.Береговая ласточка, 9.Орел-беркут, 10.Пустельга, 11.Чибис, 12.Цапля, 13.Скворец, 14.Ворона, 15.Вальдшнеп)

Учитель Многим птицам уже сооружены памятники в разных частях света: в США и России – воробью, в Италии – гусям, во Франции – голубям, в Канаде – казарке, в Японии – лебедю. Отгадайте о какой птице идет речь и заработайте в актив команды 1 балл.

«Легендарные птицы»

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)

Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. (Клест)

3. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Кукушка)

4. Как известно, эти птицы «спасли Рим». Произошло это, согласно приданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только эти птицы, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготанием римских воинов. Дело в том, что они — птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности. С тех пор в Риме они пользовались особым почетом. (Гуси)

«Живые барометры». Назовите приметы по поведению птиц За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Когда это бывает? (Перед дождём)
2. Стрижи летают низко с криком. К чему бы это? (К дождю).
3. Свистит снегирь. О чём это говорит? (Скоро наступит зима).
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. К чему бы это? (К тёплой погоде.)
5. Воробьи купаются в песке. Как изменится погода? (Будет дождь).
6. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом)
7. Вороны садятся на снег. (К оттепели) 
8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)
9. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди … ( хорошую погоду). 

«Птичий перезвон»

По песне (звукам) отгадать птицу (2 балла), а по рисунку (1 балл)

1-соловей

2-чёрный дрозд

3-глухарь

4-воробей

5-ворон

6-жаворонок полевой

7-аист белый

8-скворец

«Конкурс капитанов» Капитанам команд зачитываются факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда это или нет. Время – 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл.

В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

Первая весенняя птица – скворец. (Нет – грач)

Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет – питается мошками)

Синицы вьют гнёзда в дуплах (Да)

Гуси прячут птенцов от непогоды под крыльями (Да)

Любимое лакомство аистов лягушки (Да)

Оперение птиц, которые живут в клетках, становится ярче. (Нет)

У австралийских страусов эму, яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Нет)

Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

На юге Америки живёт птица-хохотун. Она издаёт звуки, похожие на хохот человека. (Нет)

Клесты выводят птенцов зимой. (Да)

Ворон – это «муж» вороны? (нет)

У пингвина язык покрыт шипиками (да)

У гусей самые густые перья (нет)

Совы могут вертеть головой почти на 270° (да)

Чайки могут пить морскую воду (да)

Наши перелётные птицы вьют на юге гнёзда (нет)

Многочисленные породы голубей произошли от сизого голубя (нет)

Больше синиц в садах – меньше червивых яблок (да)

Пеликан живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять (Нет)

У дятла самый длинный язык среди птиц (Да)

Ласточка имеет самый длинный хвост среди птиц (Нет)

Дышит ли птенец в яйце? (да)


«Мудрая сова» В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соотнести половины пословиц или поговорок


НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ

РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ

КРАСНА ПТИЦА ПЕРЬЯМИ

А ЧЕЛОВЕК УМЕНЬЕМ

СТАРОГО ВОРОБЬЯ

НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ

ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ

ОДНА ЛАСТОЧКА

ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ

СЧИТАЮТ

РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА

КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА

ВСЯКИЙ КУЛИК

СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ

ГЛУПА ТА ПТИЦА

КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО

МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ

ДА НИЗКО СЕЛ

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ

ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ

ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЕТЕ

А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ

ГУСЬ

СВИНЬЕ НЕ ТОАВАРИЩ

СИНИЧКА НЕВЕЛИЧКА

А ПТИЧКА

УВИДЕЛ СКВОРЦА

ВЕСНА У КРЫЛЬЦА


«Характерные черты»

Участникам предлагается бланк – задание, в котором указаны названия птиц и некоторые их характерные особенности.

Задача участников соединить признаки с названиями птиц. (стрелкой карандашом)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Птица-рыболов

баклан

Птица-плотник

дятел

Лесная кошка

иволга

Птица-строитель

ласточка

Птица-акробат

поползень

Пернатый солист

соловей

Ночной хищник

сова

Легкомысленная мамаша

кукушка


Подведение итогов

Учитель Ребята, наша урок-игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники. Капитаны, подсчитайте количество набранных вашей командой баллов. И узнаем какая команда сегодня оказалась знатоками разнообразия птиц.


Рефлексия

Учитель Возьмите бумажные ладошки. Каждый палец – это выраженная позиция, загните палец, соответствующей определенной позиции.

большой – для меня изученное важно и интересно

указательный - я получил конкретные рекомендации

средний - мне было трудно (не понравилось)

безымянный – ничего не понял

мизинец - для меня было недостаточно информации


Домашнее задание

Повторить материал по теме, составить синквейн к слову «Птицы»


Учитель Хотелось бы еще раз напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

На этом наш урок окончен. До новых встреч, юные любители природы!

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.01.22 в 22:38 3Ответить Пожаловаться
Птицы

Быстрые, разнообразные

Летают, кричат, предсказывают

Умей наблюдать за птицами!

Восторг
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.