12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Анна Юрьевна607
Учитель высшей категории
Россия, Московская обл., Деденево
Материал размещён в группе «ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию»

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме «Право»

Цель: обобщить полученные учащимися знания по итогам изучения главы "Право" через игровую деятельность учащихся.

Задачи:

Продолжить формирование умения работы учащихся в группе.

Повторить основные понятия по теме «Право»

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, созданная по итогам опережающего задания

Участники: обучающиеся 11 класса.

Предварительная подготовка:

Вопросы для игры готовит учитель, учащиеся готовят проект «Роль права в жизни человека»

Организационный момент: заранее расставляются столы для команд

Формы и методы работы, используемые на уроке:

Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения урока - обобщения выбрана игра с использованием информационных технологий.

В ходе урока применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, рефлексии.

Литература:

1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.

4. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.

5. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.

6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Обществознание., 2014.
 

Ход урока

1.Актуализация.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока! Я очень рада встрече с вами на таком важном и ответственном мероприятии. В нашей школе мы много внимания уделяем изучению права, ежегодно у нас есть победители и призеры олимпиад по этому предмету. Даже среди вас есть победитель муниципального этапа олимпиады, победитель районного конкурса «Знатоки права», участник команды «Лига Справедливости», занявшей 2 место в области в рамках молодежного марафона «Имею право на жизнь» Зубровский Никита. Именно он возглавляет команду №1. Вторую команду возглавляет ученица, разработавшая проект по теме «Защита прав потребителя», представленного на всероссийской научно-практической конференции «Внешние и внутренние факторы, тенденции развития России в 21 веке», участницу олимпиады по праву этого учебного года, занявшую почетное 5 место, Эпсия Лолита.

И так, мы познакомились с капитанами. Они настоящие знатоки права, которые будут помогать своей команде. Но и среди остальных ребят много тех, кто сдает в 11 классе в этом году обществознание, а как вы знаете – одна из основных тем это, конечно, право.

И домашним заданием для вас было подготовить проект «Роль права в нашей жизни». И заодно мы познакомимся с командами.

2. Домашнее задание.

Команды по очереди выходят и защищают свой проект.

Спасибо ребятам за выступления!

3.Ну а сейчас настало время перейти к 1 туру нашей игры.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Если команда соперника отвечает неправильно, то есть возможность ответить у второй команды. На обсуждение дается 30 секунд.

1.Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как

  

 1) 

нормативность

  

 2) 

справедливость

  

 3) 

высшая юридическая сила

  

 4) 

соответствие нормам международного права


 

2.

Гражданин П. составил доверенность для своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

  

 1) 

семейные

  

 2) 

трудовые

  

 3) 

административные

  

 4) 

гражданские


 

3.

Административным правонарушением является

  

 1) 

неявка на работу бригады строителей

  

 2) 

забастовка авиадиспетчеров

  

 3) 

распитие студентами спиртных напитков в здании института

  

 4) 

захват заложников в здании театра


 

4.

В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является

  

 1) 

невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы

  

 2) 

отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

  

 3) 

распитие пива на детской площадке

  

 4) 

кража документов и бумажника с зарплатой у прохожего


 

5.

Основы общественного строя Российской Федерации законодательно закреплены в

  

 1) 

Гражданском кодексе РФ

  

 2) 

Всеобщей Декларации прав человека

  

 3) 

Конституции РФ

  

 4) 

Трудовом кодексе РФ


 

6.

В системе источников современного российского права приоритет имеют

  

 1) 

указы Президента РФ

  

 2) 

постановления Правительства РФ

  

 3) 

правовые прецеденты

  

 4) 

законы РФ


 

1 раунд подошел к концу. Он был, как вы увидели, разминочным.

4. 2 раунд.

Во втором раунде задания усложняются, но и баллов вы можете получить больше!

Удачи!

1.Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы.

  

 1) 

В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

  

 2) 

К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

  

 3) 

Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины.

  

 4) 

Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

  

 5) 

Супруги могут заключить брачный договор.

  

 6) 

Ближнего своего нужно любить как самого себя.


 

Ответ: 145

2.

3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт 2) ис­точ­ник (форма) права

3) су­деб­ный пре­це­дент 4) есте­ствен­ное право

5) пра­во­вой обы­чай


 

4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство

2) ди­ви­денд

3) кон­троль­ный пакет акций

4) общее со­бра­ние

5) огра­ни­чен­ная от­вет­ствен­ность

 

 5. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИЕ ФАКТЫ

 

ВИДЫ ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИХ ФАК­ТОВ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

...

По­рождённые фак­та­ми по­след­ствия не за­ви­сят от воли людей

Дей­ствия

Пра­во­вые по­след­ствия фак­тов за­ви­сят от воли людей

Ответ: события

6. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Подведение итогов.


 

6.Физкультминутка.

Теперь нужно немного встряхнуться! Ведь впереди решающий раунд!

Физкультминутку проводит Семенов Дмитрий.

7. 3 раунд.

В 3 раунде вы можете заработать 3 балла. Главное – дать полный и четкий ответ!

Итак.

За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние одной из рес­пуб­лик РФ утвер­ди­ло за­ко­но­про­ект, пред­ло­жен­ный пра­ви­тель­ством рес­пуб­ли­ки. Со­глас­но этому за­ко­ну в целях борь­бы с утеч­кой ка­пи­та­ла в рес­пуб­ли­ке вво­ди­лась своя де­неж­ная еди­ни­ца. Имеет ли право за­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки утвер­дить дан­ный за­ко­но­про­ект? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

Ответ:

За­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки не имеет права утвер­ждать за­ко­но­про­ект, ка­са­ю­щий­ся вве­де­ния соб­ствен­ной ва­лю­ты:

в целях со­хра­не­ния го­су­дар­ствен­ной це­лост­но­сти Кон­сти­ту­ция РФ право на уста­нов­ле­ние ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния остав­ля­ет за го­су­дар­ством;

Кон­сти­ту­ция РФ га­ран­ти­ру­ет един­ство эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства, сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров, услуг и фи­нан­со­вых средств.

Граж­да­нин А., на­хо­дясь в раз­во­де со своей женой, пла­тил али­мен­ты на со­дер­жа­ние не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына. Когда сыну ис­пол­ни­лось 30 лет, отец об­ра­тил­ся к нему с прось­бой о ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи, по­сколь­ку он по­те­рял тру­до­спо­соб­ность по ин­ва­лид­но­сти. Сын от­ка­зал­ся ока­зы­вать по­мощь отцу, мо­ти­ви­руя это тем, что отец на­хо­дил­ся в раз­во­де с его ма­те­рью и не при­ни­мал не­по­сред­ствен­но­го уча­стия в его вос­пи­та­нии. Отец подал в суд. Дол­жен ли в этом слу­чае сын ока­зы­вать отцу ма­те­ри­аль­ную по­мощь? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

Ответ: Сын обя­зан ока­зы­вать отцу ма­те­ри­аль­ную по­мощь.

При­ве­де­ны два ар­гу­мен­та:

со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ взрос­лые дети долж­ны ока­зы­вать ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку своим не­тру­до­спо­соб­ным ро­ди­те­лям;

не­смот­ря на то, что отец не при­ни­мал не­по­сред­ствен­но­го уча­стия в вос­пи­та­нии сына, он не укло­нял­ся от ока­за­ния ему ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи до до­сти­же­ния со­вер­шен­но­ле­тия;

со­глас­но Се­мей­но­му ко­дек­су суд может взыс­кать с сына али­мен­ты в поль­зу не­тру­до­спо­соб­но­го отца;

Уго­лов­ный ко­декс РФ преду­смат­ри­ва­ет уго­лов­ную от­вет­ствен­ность детей, укло­ня­ю­щих­ся от ока­за­ния ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи не­тру­до­спо­соб­ным ро­ди­те­лям.

17-лет­ний юноша на свою первую сти­пен­дию купил три диска с за­пи­ся­ми его лю­би­мой му­зы­каль­ной груп­пы. Раз­ре­ше­ния ро­ди­те­лей он при этом не спро­сил. Имел ли юноша юри­ди­че­ское право на эту по­куп­ку? К ка­ко­му ис­точ­ни­ку права нужно об­ра­тить­ся, чтобы найти ответ на дан­ный во­прос? Какой дее­спо­соб­но­стью он об­ла­да­ет?

Ответ: В от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие по­зи­ции:

1) юноша имел право на со­вер­ше­ние дан­ной по­куп­ки;

2) ука­зан Граж­дан­ский ко­декс РФ, к ко­то­ро­му нужно об­ра­тить­ся за от­ве­том;

3) ука­за­но, что 17-лет­ний юноша об­ла­да­ет ча­стич­ной дее­спо­соб­но­стью.


 

4. Граж­да­нин Г. скон­чал­ся, оста­вив за­ве­ща­ние. Все при­над­ле­жав­шее ему иму­ще­ство он оста­вил своей вто­рой жене. От пер­во­го брака у него оста­лось двое детей, один из сы­но­вей не­со­вер­шен­но­лет­ний. Также у него оста­лась 76-лет­няя мать. За­ве­ща­ние было оспо­ре­но род­ствен­ни­ка­ми умер­ше­го в суде. Какое ре­ше­ние может при­нять суд?

При­ве­ди­те не менее трех по­зи­ций.

На ос­но­ва­нии ГК РФ, не могут быть ли­ше­ны на­след­ства не­тру­до­спо­соб­ные ро­ди­те­ли и не­со­вер­шен­но­лет­ние дети, сле­до­ва­тель­но, судом может быть при­ня­то ре­ше­ние:

 

1) часть иму­ще­ства на­сле­до­да­те­ля долж­на по­лу­чить мать;

 

2) часть иму­ще­ства на­сле­до­да­те­ля дол­жен по­лу­чить не­со­вер­шен­но­лет­ний сын;

 

3) осталь­ное иму­ще­ство по­лу­ча­ет жена, ко­то­рой на­сле­до­да­тель от­пи­сал свое иму­ще­ство.

5. Мо­ло­дая жен­щи­на тру­до­устро­и­лась на ра­бо­ту в фирму на долж­ность сек­ре­та­ря-ре­фе­рен­та. Через не­сколь­ко ме­ся­цев она вышла замуж и за­бе­ре­ме­не­ла. Ад­ми­ни­стра­ция фирмы рас­торг­ла с ней тру­до­вой до­го­вор. Жен­щи­на об­жа­ло­ва­ла свое уволь­не­ние в суде. Какое ре­ше­ние дол­жен при­нять в дан­ном слу­чае суд? При­ве­ди­те не менее трех ос­но­ва­ний, по ко­то­рым ад­ми­ни­стра­ция может уво­лить ра­бот­ни­ка по своей ини­ци­а­ти­ве

Ответ:

суд при­зна­ет уволь­не­ние жен­щи­ны не­за­кон­ным и обя­жет фирму вос­ста­но­вить ее в долж­но­сти и офор­мить ей, в со­от­вет­ствии с тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ством, де­крет­ный от­пуск.

 

2) При­ве­де­ны ос­но­ва­ния уволь­не­ния ра­бот­ни­ка по ини­ци­а­ти­ве ад­ми­ни­стра­ции, на­при­мер:

с связи с ре­ор­га­ни­за­ци­ей пред­при­я­тия;

по со­кра­ще­нию шта­тов;

в слу­чае смены соб­ствен­ни­ка(толь­ко ру­ко­во­ди­тель, его за­ме­сти­те­ли и глав­ный бух­гал­тер);

в слу­чае не­со­от­вет­ствия ра­бот­ни­ка за­ни­ма­е­мой долж­но­сти, вы­явив­ше­го­ся при ат­те­ста­ции;

в слу­чае гру­бо­го од­но­крат­но­го на­ру­ше­ния тру­до­вой дис­ци­пли­ны (за про­гул, по­яв­ле­ние на ра­бо­те в не­трез­вом со­сто­я­нии и т.д.).

6. Вла­де­лец ин­тер­нет-ма­га­зи­на за­клю­чил сроч­ный тру­до­вой до­го­вор с тремя 15-лет­ни­ми уча­щи­ми­ся про­фес­си­о­наль­но­го лицея. В со­от­вет­ствии с усло­ви­я­ми до­го­во­ра каж­дый из них дол­жен вы­пол­нять ра­бо­ты по упа­ков­ке по­ку­пок кли­ен­тов ма­га­зи­на в те­че­ние учеб­но­го года 4 раза в не­де­лю, с 12:00 до 23:00 с ча­со­вым пе­ре­ры­вом на обед. Какие на­ру­ше­ния были до­пу­ще­ны при за­клю­че­нии до­го­во­ра? (Ука­жи­те три на­ру­ше­ния.)

Ответ: В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие на­ру­ше­ния:

- про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня не­со­вер­шен­но­лет­них не может пре­вы­шать 5 часов, здесь боль­ше;

- ра­бо­чая смена не может за­кан­чи­вать­ся позд­нее 22 часов, здесь до 23.00;

- можно при­вле­кать к ра­бо­те толь­ко во вне­учеб­ное время, а здесь с 12.00;

- до­го­вор за­клю­ча­ет­ся толь­ко, с ли­ца­ми до­стиг­ши­ми 16-лет­не­го воз­рас­та.


 

7. Со сле­са­рем Си­до­ро­вым был за­ключён тру­до­вой до­го­вор сро­ком на три года. По ис­те­че­нии двух лет Си­до­ров решил уво­лить­ся, о чём уве­до­мил ра­бо­то­да­те­ля в пись­мен­ной форме. Ра­бо­то­да­тель от­ка­зал сле­са­рю в пре­кра­ще­нии тру­до­во­го до­го­во­ра, со­слав­шись на то, что до ис­те­че­ния срока дей­ствия до­го­во­ра остал­ся год, ко­то­рый Си­до­ров дол­жен от­ра­бо­тать на пред­при­я­тии. Пра­во­ме­рен ли отказ ра­бо­то­да­те­ля? Свой ответ обос­нуй­те. На­зо­ви­те любые два прин­ци­па, на ко­то­рых ос­но­вы­ва­ют­ся тру­до­вые пра­во­от­но­ше­ния в РФ.

Ответ: Отказ не пра­во­ме­рен. Т.к. ра­бот­ник может уво­лит­ся в любое время со дня за­клю­че­ния до­го­во­ра, если под­твер­дил это в пись­мен­ном виде.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие прин­ци­пы на ко­то­рых ос­но­вы­ва­ют­ся Тру­до­вые пра­во­от­но­ше­ния РФ:

1. Обо­юд­ное со­гла­сие сто­рон.

2. Озна­ком­ле­ние с усло­ви­я­ми ра­бо­ты, за­клю­чен­ны­ми в тру­до­вом до­го­во­ре(ме­стом, датой на­ча­ла и тп)

Могут быть при­ве­де­ны и иные прин­ци­пы, не ис­ка­жа­ю­щие смыс­ла.

8. В пе­ри­од брака Олег со­здал свою фирму. Во время бра­ко­раз­вод­но­го про­цес­са его су­пру­га Ирина предъ­яви­ла ис­ко­вое тре­бо­ва­ние о раз­де­ле иму­ще­ства фирмы, при­над­ле­жа­щей Олегу. Олег воз­ра­жал, ссы­ла­ясь на то, что Ирина во время брака не ра­бо­та­ла и за­ни­ма­лась толь­ко ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства. В рам­ках ка­ко­го про­цес­са будет рас­смат­ри­вать­ся дан­ное дело?

Нормы ка­ко­го права долж­ны быть при­ме­не­ны для раз­ре­ше­ния дан­но­го спора?

Дол­жен ли суд удо­вле­тво­рить ис­ко­вое за­яв­ле­ние Ирины? По­яс­ни­те свой ответ.

Итак, теперь подводим общие итоги.

7.Рефлексия.

Ребята, понравилась ли вам наша игра? Давайте предоставим слово нашим капитанам.

Опубликовано в группе «ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию»


Комментарии (1)

Фирсова Светлана Геннадьевна, 05.04.16 в 01:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень содержательный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.