Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме «Право»
Цель: обобщить полученные учащимися знания по итогам изучения главы "Право" через игровую деятельность учащихся.
Задачи:
Продолжить формирование умения работы учащихся в группе.
Повторить основные понятия по теме «Право»
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, созданная по итогам опережающего задания
Участники: обучающиеся 11 класса.
Предварительная подготовка:
Вопросы для игры готовит учитель, учащиеся готовят проект «Роль права в жизни человека»
Организационный момент: заранее расставляются столы для команд
Формы и методы работы, используемые на уроке:
Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения урока - обобщения выбрана игра с использованием информационных технологий.
В ходе урока применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, рефлексии.
Литература:
1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
4. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.
5. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.
6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Обществознание., 2014.
Ход урока
1.Актуализация.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока! Я очень рада встрече с вами на таком важном и ответственном мероприятии. В нашей школе мы много внимания уделяем изучению права, ежегодно у нас есть победители и призеры олимпиад по этому предмету. Даже среди вас есть победитель муниципального этапа олимпиады, победитель районного конкурса «Знатоки права», участник команды «Лига Справедливости», занявшей 2 место в области в рамках молодежного марафона «Имею право на жизнь» Зубровский Никита. Именно он возглавляет команду №1. Вторую команду возглавляет ученица, разработавшая проект по теме «Защита прав потребителя», представленного на всероссийской научно-практической конференции «Внешние и внутренние факторы, тенденции развития России в 21 веке», участницу олимпиады по праву этого учебного года, занявшую почетное 5 место, Эпсия Лолита.
И так, мы познакомились с капитанами. Они настоящие знатоки права, которые будут помогать своей команде. Но и среди остальных ребят много тех, кто сдает в 11 классе в этом году обществознание, а как вы знаете – одна из основных тем это, конечно, право.
И домашним заданием для вас было подготовить проект «Роль права в нашей жизни». И заодно мы познакомимся с командами.
2. Домашнее задание.
Команды по очереди выходят и защищают свой проект.
Спасибо ребятам за выступления!
3.Ну а сейчас настало время перейти к 1 туру нашей игры.
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Если команда соперника отвечает неправильно, то есть возможность ответить у второй команды. На обсуждение дается 30 секунд.
1.Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как |
||||||||||||
|
2.
Гражданин П. составил доверенность для своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения |
||||||||||||
|
3.
Административным правонарушением является |
||||||||||||
|
4.
В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является |
||||||||||||
|
5.
Основы общественного строя Российской Федерации законодательно закреплены в |
||||||||||||
|
6.
В системе источников современного российского права приоритет имеют |
||||||||||||
|
1 раунд подошел к концу. Он был, как вы увидели, разминочным.
4. 2 раунд.
Во втором раунде задания усложняются, но и баллов вы можете получить больше!
Удачи!
1.Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы. |
||||||||||||||||||
|
Ответ: 145
2.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) нормативно-правовой акт 2) источник (форма) права
3) судебный прецедент 4) естественное право
5) правовой обычай
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) акционерное общество |
2) дивиденд |
3) контрольный пакет акций |
4) общее собрание |
5) ограниченная ответственность |
5. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Порождённые фактами последствия не зависят от воли людей |
Действия |
Правовые последствия фактов зависят от воли людей |
Ответ: события
6. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Подведение итогов.
6.Физкультминутка.
Теперь нужно немного встряхнуться! Ведь впереди решающий раунд!
Физкультминутку проводит Семенов Дмитрий.
7. 3 раунд.
В 3 раунде вы можете заработать 3 балла. Главное – дать полный и четкий ответ!
Итак.
Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответ:
Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты:
— в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;
— Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответ: Сын обязан оказывать отцу материальную помощь.
Приведены два аргумента:
— согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям;
— несмотря на то, что отец не принимал непосредственного участия в воспитании сына, он не уклонялся от оказания ему материальной помощи до достижения совершеннолетия;
— согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отца;
— Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность детей, уклоняющихся от оказания материальной помощи нетрудоспособным родителям.
17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?
Ответ: В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) юноша имел право на совершение данной покупки;
2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.
4. Гражданин Г. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 76-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде. Какое решение может принять суд?
Приведите не менее трех позиций.
На основании ГК РФ, не могут быть лишены наследства нетрудоспособные родители и несовершеннолетние дети, следовательно, судом может быть принято решение:
1) часть имущества наследодателя должна получить мать;
2) часть имущества наследодателя должен получить несовершеннолетний сын;
3) остальное имущество получает жена, которой наследодатель отписал свое имущество.
5. Молодая женщина трудоустроилась на работу в фирму на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация фирмы расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде. Какое решение должен принять в данном случае суд? Приведите не менее трех оснований, по которым администрация может уволить работника по своей инициативе
Ответ:
суд признает увольнение женщины незаконным и обяжет фирму восстановить ее в должности и оформить ей, в соответствии с трудовым законодательством, декретный отпуск.
2) Приведены основания увольнения работника по инициативе администрации, например:
– с связи с реорганизацией предприятия;
– по сокращению штатов;
– в случае смены собственника(только руководитель, его заместители и главный бухгалтер);
– в случае несоответствия работника занимаемой должности, выявившегося при аттестации;
– в случае грубого однократного нарушения трудовой дисциплины (за прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.).
6. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
Ответ: В правильном ответе могут быть указаны следующие нарушения:
- продолжительность рабочего дня несовершеннолетних не может превышать 5 часов, здесь больше;
- рабочая смена не может заканчиваться позднее 22 часов, здесь до 23.00;
- можно привлекать к работе только во внеучебное время, а здесь с 12.00;
- договор заключается только, с лицами достигшими 16-летнего возраста.
7. Со слесарем Сидоровым был заключён трудовой договор сроком на три года. По истечении двух лет Сидоров решил уволиться, о чём уведомил работодателя в письменной форме. Работодатель отказал слесарю в прекращении трудового договора, сославшись на то, что до истечения срока действия договора остался год, который Сидоров должен отработать на предприятии. Правомерен ли отказ работодателя? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые два принципа, на которых основываются трудовые правоотношения в РФ.
Ответ: Отказ не правомерен. Т.к. работник может уволится в любое время со дня заключения договора, если подтвердил это в письменном виде.
Могут быть приведены следующие принципы на которых основываются Трудовые правоотношения РФ:
1. Обоюдное согласие сторон.
2. Ознакомление с условиями работы, заключенными в трудовом договоре(местом, датой начала и тп)
Могут быть приведены и иные принципы, не искажающие смысла.
8. В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело?
Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора?
Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.
Итак, теперь подводим общие итоги.
7.Рефлексия.
Ребята, понравилась ли вам наша игра? Давайте предоставим слово нашим капитанам.
Фирсова Светлана Геннадьевна