Краеведческий курс «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» 3-4 классы

0
0
Материал опубликован 19 May

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 го Большой Камень















Рассмотрено

_________________ 

Руководитель ШМО

«__»_____________2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы МБОУ СОШ № 2__

«__»_______________2022 г.



Краеведческий курс

«Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю»

3-4 классы

на 2022-2024 учебные года







курс разработала:

Нестерова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 2

г. Большой Камень






г. Большой Камень

2022


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Пояснительная записка

2.1. Актуальность краеведческого образования……………………………………3-4 

2.2. Цели и задачи краеведческого образования……………………………………5 
3. Организация краеведческой деятельности в рамках курса…………………………………………………………………………………..6-7

4. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами…………………………..7-8

  5.Отслеживание результатов………………………………………………………8

6.Календарно-тематическое планирование внеурочной краеведческой деятельности……………………………………………………………………………..9

6.1. Примерное тематическое планирование курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» 3 класс……………………………………………….10-15

6.2. Примерное тематическое планирование курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» 4 класс……………………………………………….15-19

Заключение………………………………………………………………………………..20

Библиографический список………………………………………………………………21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тест для входной и итоговой диагностики 3 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Викторина "Ожившие страницы прошлого"

по теме «История Приморского края» для учащихся 4 класса

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Брейн-ринг «Моё Приморье» 4 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Исследовательская работа на тему «Экономика родного края. Приморский край» 3 класс в сервисе Writereader.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Тексты с краеведческим компонентом о г. Большой Камень для 4 класса







1.Введение

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
 Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Изучая историю г. Большой Камень и Приморского края, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном городе и крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам. Так был разработан курс краеведения для 3-4 классов, который прошёл через урочную и внеурочную деятельность, внеклассную работу.


2.Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Курса по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него краеведческого содержания. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Настоящий курс краеведения предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования, как через урочную, так через внеурочную и внеклассную деятельности. Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края, города Большого Камня, микрорайона проживания.

Содержание курса отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города.

Краеведческий курс предназначен для учителей начальных классов и направлен на организацию краеведческой деятельности младших школьников при изучении Приморского края.

Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом края и г. Большой Камень, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Цели курса:

Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Задачи курса.

Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Приморского края и г. Большой Камень, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.

Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией

Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.


Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные формы с применением иллюстративных и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в кинотеатр и библиотеку города.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и исследовательских работ.

3.Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по курсу «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» младшие школьники получат возможность для формирования следующих личностных и метапредметных результатов:

Ожидаемые личностные результаты освоения краеведческого курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю»:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, край, город, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование ценностных ориентаций в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивания их возможного влияния на будущее страны;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре, религии других народов, проживающих в Приморском крае, в твоём городе; 

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с национальной культурой города, края;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 


Ожидаемые метапредметные результаты освоения краеведческого курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю»:

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

вносить необходимые изменения, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику города;

описывать достопримечательности своего города, Приморского края;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Приморского края и атласом;

работать с атласом, глобусом и картой;

находить на карте свой край и город;

устанавливать причинно‐следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

устанавливать аналогии.

работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

готовить и выступать с сообщениями;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Курс ориентирован на систематическую исследовательскую деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую исследовательскую деятельность и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют исследовательскую деятельность, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать исследовательскую деятельность по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Приморского края, контурные карты.

Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительного искусства, технологией. Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, текстами краеведческой направленности, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Курс внеурочной деятельности ««Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю»» в начальной школе включает в себя введение, пояснительную записку, тематическое планирование на два года обучения (3-4 классы), формы подведения итогов, учета знаний.

5.Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

создания и защиты собственного проекта;

создания презентаций

- представлений по изученной теме;

конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

участия в конференциях разного уровня.


6.ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«КРАЕВЕДЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» в 3 классе.

Общее количество часов на 1 год – 34, по 1 часу в неделю

Название раздела

Всего часов

1.

Введение

2 часа

2.

Мой край на карте Родины

6 часов

3.

История моей семьи – история моего народа

5 часов

4.

Природные богатства Приморского края

2 часа

5.

Заповедное Приморье

9 часов

6.

История и культура Приморья

9 часов

7.

Итоговое занятие

1час


Итого

34 часа

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«КРАЕВЕДЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» в 4 классе.

Общее количество часов на 1 год – 34, по 1 часу в неделю

Название раздела

Всего часов

1.

Наш край (рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

9 часов

2.

История Приморского края

6 часов

3.

Культура и литература Приморского края

8 часов

4.

Мой город

9 часов

5.

Итоговое занятие

2 часа


Итого

34 часа

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю»

3 класс (1 час в неделю)

п/п

тема

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

дата

план

факт

Тема 1: Введение 2 часа


1.

Краеведение – наука о родном крае. Входная диагностика на начало учебного года.

Беседа об истории возникновении краеведения.


Входная диагностика



2.

Природа – наш второй дом

Беседа «Природа Приморского края»

Просмотр презентации «Природа Приморского края»

Библиотечный час

Чтение на тему «Природа родного края» (стихи, рассказы)




Тема 2: Мой край на карте Родины -6 часов


3.

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Беседа о стране, в которой мы живём. Просмотр презентации «Наша страна – Россия»

Создание альбома «Наша страна – Россия»

2.Решение задач



4.

Символ России – берёза.

Беседа «Берёза – символ России»


1.Рисование на тему «Берёза – символ России»

2.Чтение рассказа В.Боталова «Старая берёза».



5.

Приморский край – частица России. История и символика края.

Беседа +презентация «Первооткрыватели и первооснователи Приморского края»

1.Экскурсия в городскую центральную библиотеку.

2. Создание устного журнала

«Наш Приморский край»



6.

Край, в котором живем.



7.

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

Беседа+

презентация «Легенды и предания Приморья»



8.

Знакомство с символикой Шкотовского района и города Большой Камень. История возникновения города Большой Камень

Беседа+презентация об истории района и города

Создание фотоальбома

«Моя малая родина»



Тема 3: История моей семьи – история моего народа – 5 часа


9.

Профессии моих родителей.

Беседа+презентация «Такие разные профессии»

1.Экскурсия на ОАО завод «Звезда», хлебозавод

2.Создание альбома «Профессии родителей»



10.

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

Презентация исследовательских работ.



11.

Моя родословная.

Беседа «Генеалогическое древо семьи»

Составление родословной своей семьи



12.

Экскурсия-квест «По улицам города Большой Камень» (топонимика)

Беседа об истории улиц города Большой Камень Просмотр презентации

«Улицы нашего города»


1.Экскурсия в музейно-выставочный комплекс для проведения квеста.

2.Семейно- поисково-исследовательская работа «История моей улицы»

Создание газет

«Улица, на которой я живу»



13.

Знакомство с историей, традициями своей школы.

Беседа «Наша школа»

1.Посещение школьного музея «Летопись нашей школы»

2.Исследовательский проект «Путешествие во времени». Создание альбома «Наша семья в истории школы»



Тема 4: Природные богатства Приморского края – 2 час

14.

Полезные ископаемые Приморского края.

Беседа+ презентация «Полезные ископаемые Приморья»

1.Создание презентаций «Тайны седого Сихотэ-Алиня»

2. Исследовательская работа «Экономика Приморского края» в сервисе Write Reader



15.

Что дает наш край стране.


Беседа+презентация «Что даёт наш край стране»



Тема 5: «Заповедное Приморье»-9 ч


16.

Реки и озера Приморского края.

Беседа+презентация+видеоролик «Рождение реки Уссури-самая крупная река Приморья»

1.Рисование на тему «Уссури-красавица».

2.Чтение стихов приморских авторов об Уссури

3. Решение задач



17.

Растительный мир Приморья. Лиственные и хвойные деревья региона.

Беседа +презентация «Приморский край-лесной край»

1.Прогулка с целью наблюдения за растениями, растущими в нашем городе.

2.Составление лэпбука «Зелёный наряд моей улицы»

3. Создание гербария



18.

Лекарственные растения нашего края.

Беседа +презентация

«Лекарственные растения Приморья»



19.

Правила поведения в лесу, в парковой зоне

Беседа+презентация «Правила поведения в лесу, в парковой зоне»

Создание памятки

«Правила поведения в природе».



20.

Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Приморского края

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».


Изготовление книжки «Букет» (рассказы, сказки собственного сочинения о растениях Приморского края, занесённых в Красную книгу)



21.

Животный мир Приморского края

Беседа+презентация «Животные Приморского края»


1.Поездка в океанариум г. Владивостока.

2.Участию в VII региональном открытом конкурсе творческих работ среди детей и подростков «Морское отражение».

3. Сбор и анализ фольклорных материалов о животных создание мини-сборника




22.

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

Беседа +презентация «Редкие животные Приморского края»



23.

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

Викторина «В мире животных».



24.

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Беседа+презентация «Населённые пункты городского округа Большой Камень»

Поездка в музей с. Новый Мир

Изучение традиций, быта, ремесел



История и культура Приморья – 10 часов


25.

Народные промыслы Приморского края.

Беседа+презентация «Народные промыслы Приморья»

1.Поездка в мастерскую «Жар-птица» г. Фокино

2. Участие в мастер-классе по изготовлению гвоздя, пряника, кружки.

3. Участие городском и региональном конкурсе «Город мастеров»



26.

Знакомство с произведениями приморских писателей Берестовой Л.П. 

Беседа +презентация «Берестова Л.П. и её произведения»

Чтение рассказа Берестовой Л.П. «Детское время»

Чтение, пересказ, инсценировка



27.

Знакомство с произведениями приморских писателей Деменок М.С. 

Беседа +презентация «Деменок М.С. и его произведения»

Чтение рассказа Деменок М.С. «Здравствуй, белолапый!»

 Обсуждение прочитанного



28.

Знакомство с произведениями Кашо В.Н. 

Беседа на тему +презентация «Кашо В.Н. и его произведения»

Чтение стихов Кашо В.Н. «Путешествие на дно моря: фотокнижка»

Выразительное чтение, обсуждение, творческие работы



29.

Замечательные люди нашего города


Беседа+презентация на тему «Замечательные люди нашего города»

1.Встреча со знаменитыми людьми нашего города

2.Экскурсия к городской доске почёта «Город славен этими именами»

3.Выход в кинотеатр. Просмотр об известных людях г. Большой Камень



30.

Народы, населяющие наш край.

Беседа+презентация на тему «Многонациональное Приморье»

1.Исследовательская деятельность «Коренные народы Приморья»

2.Изучение фольклорных праздников



31.

Маленькие герои-земляки Вов

Мероприятие на тему «Вечная память героям!»

1.Участие в школьном и городском конкурсе стихов «Ура, Победа!»

2. Участие в городском конкурсе детского рисунка «Рисуем Победу вместе!»

3.Возложение цветов к памятнику г. Большой Камень

4. Письма и подарки бойцам СВО.



32.

День Победы. Памятники Вов

33.


Подведение итогов-1ч

34.


Что мы узнали за год?

Подведение итогов.

Диагностика

Летние задания «Лето красное»





ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю»

4 класс (1 час в неделю)

п/п

Дата

тема

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

план

факт

Наш край-9 ч

1.



Вводное занятие. Входная диагностика


Входная диагностика

2.



Описание территории родного края. Карта края.

Квест "Путешествие по Приморью"

1.Создание альбома «Карта края»

2.Создание макета «Поверхность Приморского края»

3. Практическая работа с контурной картой: обозначить Приморский край на карте России, наших соседей, г. Большой Камень

4.Решение задач о протяженности рек

3.



Поверхность нашего края.

Беседа+презентация «Подземные богатства края»

4.



Подземные богатства края.

Беседа+презентация «Подземные богатства края»

5.



Водные богатства Приморского края

Беседа+презентация «Водные богатства Приморского края»

6.



Растительность Приморского края

Беседа+презентация

«Растительность края»

1.Чтение на тему «Растения родного края» (стихи, рассказы)

7.



Уникальные уголки природы Приморского края.

Виртуальная экскурсия «Заповедное Приморье»

1.Поездка на Кравцовские водопады

2. Создание видеофильма «Заповедное Приморье»

3.Изучение туристических маршрутов Приморья

4.Создание буклетов «Туристическое Приморье»

8.



Уникальные уголки природы Приморского края/ пещеры

Беседа+видеофильм «Пещеры края»

9.



Обобщающий урок «Разнообразие мира природы родного края»

Брейн-ринг «Животный и растительный мир Приморья»

Фотовыставка «Животный и растительный мир Приморья»

История Приморского края-6 ч

10.



Территория Приморского края во времена Древней Руси.

Беседа+презентация «Приморский край во времена Древней Руси».

1.Практическая работа: сравнить Приморскую землю в древности и до наших дней.


11.



Страницы истории Приморского края.

XIX век.

Беседа+презентация «Страницы истории Приморского края 19 века»

1. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Приморской Земле в прошлом.


12.



Страницы истории

XX-XXI в.в.

Знакомство с административным центром и крупными городами Приморского края

1.Беседа «Приморский край в 20-21 в.в.».

2.Просмотр видеофильма

«Приморский край в 20-21в»


1.Исследовательская деятельность «Ожившие страницы прошлого»

2.Создание буклета «Города Приморского края»

3.Решение задач на движение между городами Приморья

13.



В.К. Арсеньев в истории освоения Дальнего Востока и Приморского края

Беседа+презентация «В.К. Арсеньев в истории края»

Просмотр фильма

1.Поездка в музей К.В.Арсеньева г. Владивосток

2.Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. 3.Создание иллюстративного текста (лист, презентация).

14.



Н. Н. Муравьёв-Амурский -первооткрыватель земли Приморской

Беседа+презентация «Н. Н. Муравьёв-Амурский

в истории края»

Просмотр фильма

15.



Обобщающий урок «Ожившие страницы прошлого»

1.Викторина «Ожившие страницы прошлого».

2.Презентации в Padlet

«Ожившие страницы прошлого»

Культура и литература Приморского края-8 ч

16-17



Народы Приморья – одна семья. Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Приморского края

Беседа+презентация на тему «Многонациональное Приморья»

Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

18.



Народный календарь жителей Приморья


Беседа на тему «Народный календарь жителей Приморья»

Практическая работа. Составление в паре странички календаря «Народный календарь жителей Приморья»

19.



Фольклор и мифология края.

Беседа+презентация на тему «Фольклор и мифология края»

Чтение на тему «Фольклор и мифология края»

20.



Художники нашего края

Посещение выставки приморского художника МВК г. Большой Камень

22.



Сказки Приморья

Беседа на тему «Сказки Приморья»

1.Индивидуальная работа «Сочини сказку»

2.Создание книги «Сказки Приморья»

3.Прочтение сказки классу

23.



Творчество приморских поэтов

Литературная гостиная. Прочтение детьми произведений приморских поэтов

24.



Народные промыслы Приморского края»


Беседа «Народные промыслы Приморского края»


1.Поездка в арт-парк «Штыковские пруды»

2.Мастер-классы по изготовлению сувениров

Мой город-9 часов

25.



История города Большой Камень

Беседа «История нашего города»


1.Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении г. Большой Камень

2.Создание буклета «История нашего города»

26.



Истории названий улиц города Большой Камень

Беседа «Пройду по улочкам нашего городка»

1.Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц города. (выступление обучающихся на уроке города)

27.



Церковь нашего города

Экскурсия. в церковь нашего города


1.Подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.

28.



Памятники городского округа Большой Камень

Беседа+презентация на тему «Памятники городского округа Большой Камень»

1.Исследовательская деятельность «Расскажи о памятнике г. Большой Камень

2. Иммерсивные экскурсии по памятникам го Большой Камень, в которых о них рассказывают дети

3. Письма и подарки участникам СВО.

4. Участие в конкурсах чтецов и конкурсах рисунков ко Дню Победы

29.



Писатели и художники г. Большого Камня

Беседа+презентация на тему «Знаменитые земляки в искусстве»

1.Встречи с писателями, художниками Большого Камня и их творчеством

2.Создание фотоальбома «Мои славные земляки»

30.



Обобщение на тему «Мой город»

Брейн - ринг «Мой город»




Акция «Чистый город»

1.Участие в городской экологической конференции «От Дня Земли-к веку Земли»

2.Создание экологических плакатов

3. Уборка территории МБОУ СОШ № 2

31.



Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

1.Беседа по содержанию.

2.Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах

3.Участие обучающихся в классной конференции

32.



Перспективы развития г. Большой Камень «Город будущего».

Организация исследовательской работы Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Можно пригласить родителей, учителей

Подведение итогов-2ч

33.



Чему мы научились. Диагностика.

Итоговая диагностика

34.



Перспективы развития Приморского края

1.Круглый стол "Будущее Приморье"

2.Конкурс творческих работ «Приморье в будущем»

Заключение

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне открывает в привычном окружении новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать.
При использовании
краеведческого курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» у учащихся начальной школы значительно повысились результаты, способствующие разностороннему развитию детей. Этот курс позволил учащимся углубится в историю, культуру и природу своего родного края, города, что способствует формированию глубокого понимания окружающего мира. У учащихся развиваются навыки самостоятельного исследования, анализа информации, а также навыки работы в команде. Кроме того, краеведческий курс способствует формированию патриотических чувств у детей, помогая им любить и уважать свой родной край. Учащиеся приобретают практические навыки, ориентированные на исследовательскую деятельность, изучают местные традиции и обычаи, что способствует их культурному развитию.

Использование краеведческого курса «Юные следопыты Приморья: путешествие по родному краю» в начальной школе не только обогащает знания учащихся, но и способствует формированию ценностных ориентаций и развитию ключевых компетенций, необходимых для обязательного общественного участия.











Библиографический список

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

Концепция краеведческого образования в Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2015.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010.

Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в сфере среднего образования. - М.: Национальный книжный центр, 2016.

Данилюк А.Ю., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2003.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. -

































Приложение 1


 Тест с открытым ответом для входной и итоговой аттестации для 3-го класса

Назови 3 достопримечательности твоего города.

Какие важные события в истории твоего края ты знаешь?

Назови 3 достопримечательности твоего края.

Как называется столица России?

Как называется столица Приморского края?

Какие животные обитают в твоем регионе?

Какие растения произрастают в твоем регионе?

Назови 2 реки, которые протекают по территории Приморского края.

Названия каких улиц ты знаешь в твоем городе? Напиши 5 улиц

Напиши главную улицу твоего города?

Как называется главная площадь твоего города?

Какие памятники Приморского края ты знаешь? Напиши название 3 памятников.

Какие промышленные предприятия находятся в твоём городе и Приморском крае?

Какие праздники отмечаются в твоём регионе?

Как называется самая высокая гора в твоём крае?

















Приложение 2

Викторина "Ожившие страницы прошлого"

по теме «История Приморского края» для учащихся 4 класса

Цель викторины:

Познакомить учащихся 4 класса с историей Приморского края, повысить их интерес к изучению родного края, расширить кругозор и повысить уровень знаний по данной теме.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают об основных исторических событиях и фактах, связанных с Приморским краем.

Учащиеся научатся применять полученные знания при ответах на вопросы викторины.

У учащихся формируется интерес к дальнейшему изучению истории родного края.

Вопросы викторины:

Когда был основан город Владивосток - административный центр Приморского края?

Какое животное является символом Приморского края?

Какая река является самой длинной в Приморском крае?

Какое крупное сражение Гражданской войны в России произошло на территории Приморского края в 1922 году?

Какой известный путешественник и исследователь Дальнего Востока России посетил Приморский край в XIX веке?

Какое уникальное природное явление можно наблюдать на побережье Приморского края?

Какая крупная военно-морская база России расположена в Приморском крае?

Какие народы являются коренными жителями Приморского края?

Какие полезные ископаемые добываются в Приморском крае?

Какие замечательные памятники истории и культуры находятся на территории Приморского края?

Как называется знаменитый мост во Владивостоке?

Какие крупные города Приморского края вы знаете?



Ответы на эти вопросы помогают ученикам повысить уровень своих знаний в области истории и культуры Приморского края.





Приложение 3

Брейн-ринг «Моё Приморье»

Вед. Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Приморский край.  Богато его историческое прошлое. Славен трудом сегодняшний день наших земляков. Наши города и сёла, поля и реки - тот мир, в котором нам предстоит жить; о нем надо заботиться, беречь его, благоустраивать и украшать. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем это мероприятие.

Вед: А начнем мы свое мероприятие с легенды о сотворении Приморского края.

Легенда  о сотворении Приморья

Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все: флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли.

        Вед: Наш край расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации.

Приморский край — субъект Российской Федерации.

 Территории Приморского края в разное время входила в состав таких государств, как Бохай, империя Цзинь, Приморского край, который был образован 20 октября 1938 года

        На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив - Петра Великого. Максимальная протяжённость края (от устья реки Туманная до истоков реки Самарга) около 900 км. Наибольшая ширина (от долины реки Уссури до побережья Японского моря) около 280 км.

Общая протяжённость границ края 3000 км, из них морские около 1500 км. Столица края, его центр - город Владивосток.

        Приморье - неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепной  тайгой, и пещеры, водопады. Величие природы особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшихся под вечно голубым небом. В Приморье 6 заповедников (6: Кедровая падь, Уссурийский, Лазовский, Сихотэ-Алинский, Морской, Ханкайский). Многие животные, обитающие на территории Приморского края занесены в Красную книгу? (амурский тигр, дальневосточный леопард, утка- мандаринка, уссурийский безлегочный когтистый тритон, орел-беркут, гигантская бурозубка).

Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь, на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности. Самой высокой вершиной края является гора Аник высотой 1933 метра, расположенная на северо-востоке края у границы с Хабаровским краем.

В одной из Легенд о Приморском крае рассказывается – «…В Шкотовском районе располагается загадочная гора Ливадийская, более известная под старым названием, высота ее- (1332 м). О ней существует много слухов, легенд, устных рассказов туристов, она давно облюбована уфологами — здесь наблюдались НЛО, снежный человек и т.д. Назовите старое название горы Ливадийской. (Пидан)

Крупные острова: Русский, Путятина, Аскольд, Попова, Рикорда, Рейнеке, Большой Пелис. Приморский край включает в себя 12 городских округов или проще городов,проживает 117 наций и народов, население более 2 млн. человенк.

Вед: А теперь   проверим, знаете ли вы историю и географию  Приморья?  

Предлагаю провести брей-ринг «Знатоки Приморского края»

Ответившая на вопрос команда, получает жетон, а набравшая наибольшее количество жетонов станет знатоком Приморского края.

 Брей-ринг о Приморском крае

Раунд «Исторический»

1. Гончаров  Андрей в своем стихотворении так описывает один из дальневосточных краев:

«…Богат наш край дальневосточный
Волшебным лесом и углем, 
Фруктовым садом, рисом сочным,
А также горным хрусталем» О каком крае идет речь? (о Приморском крае)

2.Первое древнее государство образовавшееся в 698-926 гг. (Бохай)

3.Дата образования приморского края (20 октября 1938 год)

4. В честь кого назван полуостров, на котором расположен город Владивосток? (Муравьев-Амурский)

5.Автор книги «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю». (Арсеньев)

2 Раунд «Природа края»

1.Какие деревья, произрастающие в нашем крае, называют «сахарными»? (клен, береза)

2.Кого называют «морским огурцом»? (трепанг)

3.Самая длинная река края. (Уссури- 897 км)

4.Самая высокая вершина. (г. Аник – 1932 м)

3. Сколько заповедников в Приморье? (6: Кедровая падь, Уссурийский, Лазовский, Сихотэ-Алинский, Морской, Ханкайский).

3 Раунд «Животные Приморского края»

1. Кто такой амба? (тигр)

2. Сколько видов диких кошек обитает в Приморском крае, перечислите их? (4: амурский тигр,  дальневосточный леопард, рысь, амурский лесной кот)

3. Сколько видов копытных обитает в Приморье, перечислите их? (6: лось, пятнистый олень, кабарга, кабан, косуля, горал)

4Какие животные, обитающие на территории Приморского края занесены в Красную книгу? (амурский тигр, дальневосточный леопард, утка- мандаринка, уссурийский безлегочный когтистый тритон, орел-беркут, гигантская бурозубка).

5.. Где гнездятся утки-мандаринки? (дупла)

4.Раунд «Экономика края»

1.Сколько городов в крае? (12)

2.Сколько жителей проживает сегодня на территории Приморского края? (ок. 2 млн. человек)

3.Сколько наций и народностей проживает в Приморском крае? (117)

4.Какой вид транспорта имеет огромное значение для края? (морской)

5. Назовите крупные порты Приморского края?\

(Владивосток, Находка, Посьет, Ольга)

(награждение победителя)

Вед: «…Богат наш край дальневосточный
Волшебным лесом и углем, 
Фруктовым садом, рисом сочным,
А также горным хрусталем»  

Даже человеку, выросшему в Приморье, трудно увидеть глазами все достопримечательности нашего края, ведь наш край огромен! И рассказать обо всем невозможно - тема эта необъятная! Но надо стараться сохранить то замечательное в природе, что мы имеем, чтобы никогда не увядала привлекательность нашего удивительного Приморья. Ведь чаще всего именно человек является виновником гибели природы, не осознавая того, что мы живы, пока жива природа.









































Приложение 4

Исследовательская работа на тему

«Экономика родного края. Приморский край» 3 класс

Цель исследовательской работы: получить информацию об одной из отраслей экономики Приморского края или об одном из крупных промышленных предприятий Приморского края.

Практическая часть: сделать электронную интерактивную книгу, в которой рассказать об одной из отраслей экономики Приморского края или об одном из крупных промышленных предприятий Приморского края.

ПЕРВЫЙ ПЛАН ТЕМЫ «ОТРАСЛИ Приморского края»,

по которому будет создаваться электронная интерактивная книга:

Родной край на карте России (описание местоположения Приморского края, какие моря омывают Приморский край)

Экономическое развитие Приморского края (назвать главный административный центр, крупные города Приморья, какие полезные ископаемые добываются в Приморье).

Отрасли экономики Приморья (сначала перечислить основные отрасли края, потом написать об одной из отраслей Приморья).

Вывод (каким экономическим потенциалом обладает эта отрасль Приморья для России, какие отрасли края являются перспективными).



ВТОРОЙ ПЛАН ТЕМЫ «ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Приморского края»,

по которому будет создаваться электронная интерактивная книга:

Родной край на карте России (описание местоположения Приморского края, какие моря омывают Приморский край)

Экономическое развитие Приморского края (назвать главный административный центр, крупные города Приморья, какие полезные ископаемые добываются в Приморье).

Основные промышленные предприятия Приморья (сначала перечислить основные промышленные предприятия края, потом написать об одном из промышленных предприятий Приморья).

Вывод (каким экономическим потенциалом обладает это промышленное предприятие Приморья для России, какие промышленные предприятия края являются перспективными).



Ребёнок выбирает план темы (или первый план или второй), по которому будет создавать электронную интерактивную книгу.



СРОКИ ПРОЕКТА: 02 апреля -23 апреля 2023 г.



ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

«Экономика родного края. Приморский край»:

1.Просмотреть обучающий фильм «Как создавать электронную интерактивную книгу» (будет дана ссылка на фильм)

https://youtu.be/Rj4uoaU_Bpw


2.Зайти в программу для создания электронных интерактивных книг

(ссылка будет дана)

https://www.writereader.com/


3.Для того, чтобы авторизироваться надо набрать

Имя пользователя (фамилия ребёнка пишется с заглавной буквы русскими буквами)

код класса vaw0


4.Заходите на свою страницу и создаёте книгу.

5.Как оформлять книгу я показала в образце, создав обложку книги и одну страницу.

Её можно увидеть на книжной полке в программе https://www.writereader.com/


6.Когда все 30 книг будут выставлены на «полке» в программе https://www.writereader.com/ , ребёнок должен выбрать 5 понравившихся книг, прочитать их и написать краткий отзыв о каждой книге в читательский дневник. Читательский дневник сдать на проверку. За краткие отзывы ученик получает оценку.

План краткого отзыва о прочитанной книге:

Я прочитал книгу ….(автор и название)

В ней я узнал…. (о чём рассказывается в книге коротко описать- об отрасли или промышленном предприятии)

Язык автора понятен или нет





















Приложение 5

Тексты краеведческой направленности о городском округе Большой Камень

Текст 1

В долине реки Петровка, поселились крестьяне-переселенцы, первым из них был Никита Алексеевич Васьков, и его принято считать основателем села. Река Петровка (Шкотовкий район, Приморский край) впадает в бухту Суходол в Уссурийском заливе залива Петра Великого. Приустевая часть реки Петровка образует большой неглубокий эстуарий, который является местом зимовки красноперки. Реку облюбовали любители зимней ловли. Сюда же заходят зимой навага, корюшка, селедка и зубарь. Весной здесь можно ловить камбалу и красноперку. А на берегу реки сварить вкусную уху. На берегу реки Петровка любят отдыхать селяне и жители города Большой Камень.


Задание к тексту:

1)Озаглавьте текст. Определи тему и главную мысль текста.

2)Раздели текст на части и составь план.

3) Узнайте в словаре, что означает слово «эстуарий», «уха»

4) Выпишите названия рыб, которые встретились в тексте

5) Найди и выпиши однокоренные слова.

6)Составьте текст –инструкцию «Как сварить уху»


Текст 2

Улицы и переулки с таким названием есть почти в каждом городе России, и наш Большой Камень не исключение. У нас этот небольшой, чистый, зелёный переулок находится на окраине города, в частном секторе, который в народе называют Нахаловкой. Этот переулок начинается от улицы Приморского Комсомола, пересекается с улицей Чкалова. Слева на сопке находится Храм Николая Чудотворца. Назван этот переулок в честь знаменитого русского поэта, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке».


Задания по тексту:

1.Прочитай текст.

2. О каком переулке идет речь?

3. Какие улицы нашего города, названные в честь знаменитых людей вы знаете? Запишите эти названия в тетрадь.

4.Раздели текст на смысловые части, составь план, отражая основную мысль каждой части. Запиши в тетрадь.

5. Выпиши из текста собственные имена существительные, определи их падеж.

6. Подготовьте текст-загадку и расскажите об улице, названной в честь знаменитого человека, не упоминая его фамилию.

Текст 3

Знаешь ли ты, как получают свое название улицы нашего города? Чаще всего улицы называют в честь известных ученых, правителей, героев войны, писателей, поэтов.

Улица Мичурина расположена в селе Андреево. Она названа в честь известного русского ученого-биолога Ивана Васильевича Мичурина. Через его руки прошли десятки тысяч опытов. Он вырастил массу новых разновидностей плодовых растений, из которых получилось несколько сот новых сортов яблонь и груш.


Задания к тексту:

1. Как получают свое название улицы нашего города?

2. Вспомните, что такое подлежащее, и назовите подлежащее в каждом предложении этого текста. Назовите, какой

частью речи оно выражено.

3. Найдите предложения с однородными членами. Определите, какими членами предложения они являются.

4. Составьте текст-повествование об улице, на которой ты живёшь.



Текст 4

Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Любимый уголок, в котором провел своё детство и юность, навсегда занимает почетное место в сердце. Но не каждый может рассказать об истории своей малой Родины и о происхождении его названия.

Камень по-китайски именовался Тау-да-Гуши, что буквально переводится как Большой Сирота-Камень, а русское название является калькой с китайского. Так как камень по-китайски «куши», то со временем название бухт стало называться Большие и Малые Куши.

Есть версия, что названия бухт Большого и Малого Камня и, соответственно, города пошли от огромного камня .Он был размером с пятиэтажный дом.

В 1939 году в Приморье направилась первая экспедиция , чтобы начать исследовательские работы для строительства крупного судоремонтного завода. Этим местом стала бухта Большие Куши .Для удобства в разговоре бухта Большие Куши часто упоминалась как “бухта с большим камнем”. Вскоре это стало ее официальным названием.

Задание по тексту:

1.Восстанови деформированный текст.

1. Подберите из представленных заголовков тот, который больше всего подходит к этому тексту:

«Камень», «Малая Родина», «Большой Сирота-Камень», «Большие Куши».

2. Найди в предложении слово, в котором 4 буквы и 5 звуков. Подчеркни его.

3. Используя толковый словарь или Интернет, дай определение слову «версия»

4. Подберите синонимы к слову «бухта»

5. Определи падеж имени прилагательного, которое относится в тексте к существительному «камень».

6. Найди в тексте предложение с однородными членами.

7. Найдите в тексте сложное слово и разберите его по составу



Текст 4 (проверка)

В 1939 году в Приморье направилась первая экспедиция , чтобы начать исследовательские работы для строительства крупного судоремонтного завода. Этим местом стала бухта Большие Куши .Для удобства в разговоре бухта Большие Куши часто упоминалась как “бухта с большим камнем”. Вскоре это стало ее официальным названием.

Есть версия, что названия бухт Большого и Малого Камня и, соответственно, города пошли от огромного камня .Он был размером с пятиэтажный дом.

Камень по-китайски именовался Тау-да-Гуши, что буквально переводится как Большой Сирота-Камень, а русское название является калькой с китайского. Так как камень по-китайски «куши», то со временем название бухт стало называться Большие и Малые Куши.

Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Любимый уголок, в котором провел своё детство и юность, навсегда занимает почетное место в сердце. Но не каждый может рассказать об истории своей малой Родины и о происхождении его названия.

Текст 5

Многие географическ.. названия бухт восточн.. части Уссурийск… залива и названия населенн.. пунктов, прилегающих к современн… городу, были связаны с переселением эстляндск.. и лифляндск.. поморов, начиная с 1899 года. Землемером Отто Мартиновичем Кидерманом, прибывшем из Эстонии в 1902 году, была составлена карта. На месте нынешн… города располагалось селение Лифляндское . На берегу бухты Большой Камень проживали семьи: Наабер, Мюрисепи, Мяги, Тумма, Марибу, Пястель, Сиркель и другие. Каждая семья ставила свой хутор. Бухты и села обрели нов… имена: деревня Линда (Мысовой), Южная Лифляндия (Новый Мир).

В 1898 году на берегу залива между поселком Андреево и Южной Лифляндией построил свой хутор Юган Андросович Вальтон. Одним из первых вступил во вновь образованный рыболовецкий колхоз “Новый Мир” Ю.А. Вальтон умер в 1940 году, и по традиции бухта, на берегу которой он жил, названа его именем. Доброе имя Ю.А. Вальтона навсегда останется в памяти горожан. Большекаменцы любят в летнее время отдыхать у моря, на берегу бухты Вальтон.



Задание по тексту:

1.Прочитайте текст.

2. Как ты понимаешь смысл выде­ленных слов и выражений?

3. К тексту придумайте несколько заголовков, отра­жающих тему и основную мысль текста.

4. Спишите первую часть текста, вставьте пропущенные окончания. У прилагательных определите падеж.

5 Перескажи вторую часть текста. За­пиши свой пересказ.



































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.