Программа факультативного курса «Путешествие по родному краю» (7 класс)
Путешествие по родному краю
Пояснительная записка
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
«Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места родного села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава края.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой Родине», отчему краю.
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности школьника является краеведческая деятельность. Данный факультатив имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися, под руководством учителя природных, социально – экономических и исторических условий родного края.
Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Программа патриотического воспитания обучающихся на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа направлена на создание условий для развития личности обучающихся; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности детей; взаимодействие с семьёй.
Цели и задачи программы
Цель – развитие нравственно-патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся через краеведческую деятельность:
воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижение земляков;
стремление к творческой деятельности по изучению, сохранению, и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи:
расширить и углубить знания учащихся об истории своей семьи, села, края;
формировать знания, умения, навыки в краеведческой работе,
содействовать гармоничному развитию личности;
совершенствовать духовные и физические потребности;
формировать жизненную самостоятельность и деловые качества,
формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Учебно-тематическое планирование
№ раздела |
Тема урока |
Количество часов |
Практические работы |
Экскурсии |
|
Введение |
1 |
||
|
Растительный и животный мир Удмуртии |
4 |
1 |
|
|
Удмуртская поэзия |
7 |
||
|
Достопримечательности Удмуртии |
7 |
1 |
3 |
|
Музыкальный фольклор. Особенности удмуртской народной песни. |
5 |
1 |
|
|
Никто не забыт, ничто не забыто… |
6 |
1 |
|
|
Декоративно-прикладное искусство |
3 |
2 |
|
34 |
4 |
5 |
Учебная программа
№ п.п. |
Тема урока |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
Растительный и животный мир Удмуртии |
||
2. |
Лекарственные растения в лесах и лугах Удмуртии |
1 |
3. |
Растения Удмуртии, занесенные в Красную книгу |
1 |
4. |
Животные Удмуртии, занесенные в Красную книгу |
1 |
5. |
Экскурсия в лес с. Первомайский |
1 |
Удмуртская поэзия |
||
6 – 7 |
Ф. Васильев «Мир один, и жизнь одна |
2 |
8 |
А. Гребенкин «Догорает заря над землею…» |
1 |
9 |
А.Гребенкин «Довелось повидать мне не мало…» |
1 |
10 – 11 |
Г.Верещагин |
2 |
12 – 13 |
Удмуртские сказки |
2 |
Достопримечательности Удмуртии |
||
14 – 15 |
Воткинск – родина П.И.Чайковского. Экскурсия в музей-усадьбу П.И. Чайковского |
2 |
16 – 17 |
М.Т. Калашников. Экскурсия в Музей М.Т.Калашникова |
2 |
18 |
Удмуртский дед Мороз – Тол Бабай. |
1 |
19 |
Поездка в с. Шаркан резиденцию Тол Бабая |
1 |
20 |
П.р. Составление презентации «Памятники Удмуртии» |
1 |
Музыкальный фольклор. Особенности удмуртской народной песни. |
||
21 – 22 |
Удмуртские обрядовые песни: календарные, гостевые, песни семейно-родовых обрядов. |
2 |
23 |
Творческие портреты композиторов Удмуртии: Г.А.Корепанов, А.Г.Корепанов, Г.М.Корепанов-Камский. |
1 |
24 – 25 |
Музыкальные инструменты. П.р. Составление презентации «Музыкальные инструменты» |
2 |
Никто не забыт, ничто не забыто… |
||
26 – 27 |
Суровый приказ выполняя. Герои Чечни, Афганистана |
2 |
28 - 30 |
Воинская слава Удмуртии |
3 |
31. |
Экскурсия к памятнику неизвестного солдата |
1 |
Искусство |
||
32 |
Удмуртский народный орнамент |
1 |
33 – 34 |
П.р. «Эскиз удмуртского орнамента» |
2 |
Методическая литература
-
Васильев Флор. Вкус солнца: Стихи/Пер. с удмуртского. – М.: Современник, 1983. – 302 с.
Гребенкин Александр. Российская Голгофа.Книга стихотворений. – Пермь, 2003
Карпова Л.И. Суровый приказ выполняя. Кн.2. – Ижевск: Медиа Группа «Парацельс», 2010. – 326 с.
Карпова Л.И. Суровый приказ выполняя. Кн.2. – Ижевск: Парацельс Принт, 2012. – 336 с.
Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край. – Ижевск: Удмуртия, 2006. – 152 с.
Кузнецов Н.С. Воинская слава Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 2009. – 416с.
Михаил Тимофеевич Калашников. Человек века. Фотоальбом. – Ижевск, 2009.
Климов К. Удмуртское народное искусство. – Ижевск «Удмуртия», 1988г.
Семенов В.А. Удмуртский народный орнамент. – Ижевск, 1964 г.
Туганаев В.В. и др. «Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1988. – 144 с.