12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Стадникова Валентина Викторовна41
Россия, Кабардино-Балкарская респ., Майский

Факультативный курс "Путешествие по родному краю"

Автор составитель: Стадникова В.В., учитель высшей категории

МКОУ СОШ №5 г. Майский, КБР

1. Пояснительная записка

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии остается изучение своего родного края. Закон РФ "Об образовании" закрепил понятие федерального и регионального компонента географического образования.

Под региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий, географическое, природно-экологическое своеобразие своего региона Кабардино-Балкарии и г. Майского.

Уникальность курса состоит в том, что при необходимой интерпретации , он подходит для изучения любого региона России

Количество часов - 35, 1 час в неделю.

2. Содержание

Раздел 1 Источники географической информации.- 12 часов

Развитие географических знаний о Земле. Десять великих путешественников. Определение направлений и расстояний по карте КБР, на местности по компасу. Способы измерения расстояний на местности. Масштаб карты КБР. Движение по азимуту на местности. Измерение относительной высоты точек местности. Рельеф местности Кабардино-Балкарии. Условные знаки карты. Топографическая карта Майского района. Чтение топографической карты. Маршрутная съемка местности. Полярная съемка школьного двора. Географическая карта КБР, определение элементов градусной сетки. Движение по карте.

Раздел 2. Природа Земли и человек- 23 часа

Земля - планета Солнечной системы. Составление географического адреса школы. Минеральные и горные породы слагающие земную кору своей местности. Свойства горных пород. Равнины и горы различие по высоте. Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф своего региона. Меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. Водные объекты моей республики, моего района. Составление схемы "Части реки". Определение по карте КБР направлений течений крупных рек . Озера КБР. Хозяйственная деятельность человека и водные объекты республики. Меры по их сохранению и восстановлению.

Моя метеолаборатория. Организация наблюдений за погодой с помощью приборов. Изготовление приборов. Построение графика хода температуры и атмосферного давления. Роза ветров Майского района, диаграммы среднемесячного количества осадков, облачности. Составление прогноза погоды. Климат моей республики. Природные комплексы и зоны КБР. Взаимосвязь земных оболочек.


 

Типы занятий:

1. Информационно-познавательные (демонстрация, опыт изготовления по образцу и др.)

2. Творческие (создание творческого продукта)

3. Мотивационно-стимулирующие (игра, выставка, конкурс, защита проекта)

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Деятельность

Кол-во

часов

Форма

проведения

Дата

Планируемые результаты

(умения и навыки)

Раздел 1 Источники географической информации.- 12 часов

     

1.

Развитие географических знаний о Земле

Рассмотреть карты-маршруты движений первооткрывателей.

Составление схемы "Десять великих путешественников"

1

КТД

07.09.

Обучающиеся смогут:

Находить в различных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своего региона.

Работать с различными видами географических карт.

Определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, по Солнцу.

Двигаться по азимуту.

Определять на местности и на плане местности направления и расстояния.

Использовать инструменты для определения количественных характеристик, для проведения простейших измерений

Представлять результаты измерений, наблюдений в разной форме.

Давать определения понятиям:

Параллель, меридиан, градусная сетка, карта, географическая широта, географическая долгота.

Определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах.

Использовать знания и умения для чтения различных карт.

2.

План местности.

Определение направлений на местности по компасу.

1

Практикум

14.09.

3.

План местности. Масштаб карты КБР

Определение расстояния на местности разными способами( рулетка, полевой циркуль, шагами)

1

Практикум

21.09.

4.

Движение по азимуту

Движение по азимуту, определение направлений и расстояний в метрах.

1

Практикум.

28.09.

5.

Измерение относительной высоты точек местности.

Изображение рельефа местности горизонталями(работа в группах)

1

Творческая лаборатория

05.10

6.

Условные знаки. Топографическая карта.

Составление фрагмента топографической карты Майского района (работа в парах)

1

Создание творческого продукта

12.10.

7.

Описание маршрута местности.

Глазомерная съемка местности. Полярная.

1

Практикум

19.10.

8.

Описание маршрута местности.

Маршрутная съемка

1

Практикум

26.10.

9.

Карта КБР

Определение элементов градусной сетки на карте КБР

1

Мозговая атака

09.11

10

Определение направлений и расстояний по карте.

Практикум по определению географических координат, направлений и расстояний.

1

Игра "SOS"

16.11.

11.

Чтение карты

Путешествие по географической карте.

1

Исследовательская экспедиция "Устарела ли наша карта"

23.11.

12.

План и карта

Составление и решение занимательных географических задач.

1

Творческая лаборатория

30.11

Раздел 2. Природа Земли и человек- 23 часа

     

13.

Земля - планета Солнечной системы

Движения Земли. Особые дни.

Составление географического адреса школы.

1

Практикум

07.12.

Обучающиеся смогут: определять местоположение географического объекта.

14.

Экскурсия в мир камней

Изучение свойств минералов и горных пород своей местности. Демонстрация коллекции.

1

Выставка

(мини-проект)

14.12.

Обучающиеся смогут описывать существенные признаки горных пород и минералов

15.

Географическое положение КБР

Описание географического положения КБР

1

Практикум

21.12.

Ориентироваться по физической карте России и своего региона.

16.

Рельеф КБР

Составление схемы "Различие рельефа"

1

Творческая лаборатория

11.01.

Определять формы рельефа и высоту объектов, подписывать их в контурной карте.

17.

Хозяйственная деятельность человека. Влияние на рельеф.

Описывают формы рельефа КБР, характер их изменения под воздействием человеческого фактора. Разрабатывают комплекс мер по сохранению и восстановлению рельефа

1

Дискуссия

18.01.

Схематично представлять результаты .

Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий

18.

Литосфера

Конкурс "Географическая эстафета"

1

Конкурс

25.01

 

19.

Реки республики.

Реки протекающие по территории Майского района (описание реки в форме рассказа, сказки, стихотворения)

1

Творческая лаборатория

01.02.

Описывать существенные признаки водных объектов, используя различные источники информации

20.

Реки республики.

Определение по карте направлений течений крупных рек КБР

1

Практикум

08.02.

Объяснять особенности направления течения рек, его зависимость от рельефа.

21.

Озера КБР

Составление маршрута путешествия к одному из озер КБР (работа в группах)

1

Экскурсия

15.02.

Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.

Наблюдать за состоянием водных объектов своей местности.

22.

Водные объекты и хозяйственная деятельность

Меры по сохранению водных объектов.

1

Конференция

22.02.

23.

Моя метеолаборатория.

Организация наблюдений за погодой.

Составление календаря погоды. Изготовление простейших приборов.

1

Творческая мастерская

01.03.

Обучающиеся смогут:

Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды.

Представлять результаты измерений и наблюдений в разной форме.

24.

График хода температур.

Построение графика хода температур и атмосферного давления в Майском (за месяц)

1

Практикум

07.03.

25.

Обработка собранных материалов

Составление "Розы ветров", диаграммы осадков.

1

Практикум

15.03.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Выделять существенные признаки процессов и явлений.

Использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своего региона.

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения климата своей местности.

26.

Обработка собранных материалов

Составление диаграммы облачности

1

Практикум

22.03.

27.

Погода

Составление прогноза погоды в Майском районе ( на 1 день)

1

Игра

"Мы - синоптики"

05.04.

28.

Составление и решение задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой.

1

Мозговая атака

12.04.

29.

Описание погоды в г. Майский

1

Выпуск газеты

"Дневник погоды"

19.04.

30.

Климат Майского района

Описание климата. Изменение климата.

1

Творческая мастерская

26.04.

31.

Природные комплексы республики.

Описание природных комплексов республики

1

Творческая мастерская

03.05

Обучающиеся смогут: объяснять связи между географическим положением и природными условиями данного комплекса.

Выделять и описывать существенные признаки природной зоны.

Представлять результаты своей деятельности.

32.

Взаимосвязь земных оболочек. Вода составная часть всех земных оболочек

Определение свойств воды.

1

Лабораторные исследования

10.05

33

Природные комплексы Майского района

1

Создание видеоролика

17.05

34.

Весенняя экскурсия

Заполняют полевой дневник

1

Учебная экскурсия

24.05.

 

35

резерв

 

1

     


 

Планируемые результаты:

В процессе освоения курса учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

наблюдать и описывать явления природы;

выдвигать гипотезы;

отбирать необходимые для исследований и эксперимента приборы, самостоятельно проводить исследования, делать выводы, ;

обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;

представлять материалы своих исследований.

Материально-техническое обеспечение.

    1. Глобусы, атласы 6 класс, атласы КБР.

      Карта России, Карта КБР, топографическая карта Майского района.

      карточки с топографическими знаками

      Инструменты и приборы: компасы, гномон, нивелир, рулетка, полевой циркуль.

      Коллекции минералов республики

      Гербарий "Растения КБР"

      Таблицы " Строение Солнечной системы", "Движения Земли вокруг Солнца", "Строение атмосферы"

      Метеорологическая лаборатория: барометр, термометр, осадкомер, флюгер.

      Интерактивная доска

      ПК, видео и аудио аппаратура.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.