Краткосрочная образовательная практика «Хлеб-всему голова» (возраст детей 4-5 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24» г. Перми
Принято на педагогическом совете
Краткосрочная образовательная практика
«Хлеб всему голова»
Возраст детей: 4-5 лет
Руководитель: Е. В Зильберг
2019г
Аннотация для родителей |
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы выясним, где же действительно «растут» булки, проследим весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидим разнообразие хлебобулочной продукции и попробуем сами замесить соленое тесто и изготовим «хлебобулочные изделия» для игр в сюжетно ролевых центрах нашей группы «Кухня» и «Магазин». Так же одна из задач: подвести детей к пониманию значимости и ценности труда каждого звена, обогатить и активизировать свой словарный запас. |
Цель |
Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; Расширять представления о развитии растений; Познакомить с названиями профессий людей растящих и пекущих хлеб; Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб. |
Количество часов |
2 встречи, продолжительностью 20 минут |
Максимальное количество участников |
8 человек |
Материалы и оборудование для проведения КОП |
Подборка произведений для чтения; Разные хлебобулочные изделия (булки, хлеб, батон, баранки, багет и прочие); Демонстрационная доска; Альбом «Злаки»; Иллюстрации профессий «сеятель», «хлебороб», «мукомол», «пекарь». Алгоритм «от зерна до хлеба»; Пшеница; Кофемолка ручная; Мука; Вода; Соль; Емкость для замеса теста; Стека (на каждого ребенка); Доска для лепки (на каждого ребенка). |
Предполагаемый результат |
познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур; пополнение и активизация словарного запаса, умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий; сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых; освоение приемов и способов экспериментирования; воспитание бережного отношения к хлебу; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей; творческое самовыражение детей. |
Тематический план
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Содержание |
1. «Хлеб всему голова: От зерна до хлеба» |
Расширять представления детей о профессиях, связанных с производством хлебобулочных изделий; Познакомить с последовательностью роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (пшеница, овес, рожь) обогащать и активизировать пассивный и активный словарь по теме «Хлеб» |
Чтение стихотворений о значимости хлеба; Беседы; Рассматривание иллюстраций связанных с производством хлеба (поле, трактор, мука, злаки, семена, пекарь и прочие); Знакомство с этапами производства хлеба (алгоритм); Рассматривание альбома «Злаки»; Рассматривание хлебобулочных изделий из магазина, снятие проб. |
Чтение произведений «О хлебе» (Н. Самкова), «Хлеб - наше богатство» (П. Каганова) Совместное рассматривание картинок по теме «Хлеб»; Рассматривание булочек, батона, багета, буханки хлеба, сравнение внешних признаков, проба на вкус; Обсуждение увиденного, выяснение знаний по теме; Беседа ««Без труда хлеб не родится никогда», «Как выращивают хлеб»; Дидактическая игра «Что сначала, что потом?», «Выложи колосок»; Выяснение уровня осознания ценности хлеба в жизни человека; Обобщение результатов. |
2. «Хлеб всему голова: Я-пекарь» |
Познакомить с принципом изготовления муки; Познакомить с технологией замешивания теста; Учить лепить фигурки из соленого теста по образцам- рисункам; Продолжать развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание; Воспитывать аккуратность при работе с тестом; Беседа с детьми. Анализ результатов, полученных в процессе познавательно — исследовательской деятельности детей. |
Экспериментирование «Мукомол»; Рассматривание изображений готовых фигурок из соленого теста; Совместная с воспитателем практическая деятельность; Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста; Физминутка |
Выяснение знаний детей с прошлой встречи, по необходимости поверхностное повторение; Опыт: перемолоть зерна в муку; Разбор состава соленого теста, совместное замешивание; Физминутка «Подрастает зернышко»; Предложить выбрать из предложенных на картинке вариантов изготовления фигурок; Изготовление «хлебобулочных изделий» для сюжетно-ролевых центров «Кухня, «Магазин» |
Список использованной литературы при подготовке КОП |
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/02/26/proekt-khleb-vsey-zhizni-golova https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/23/proekt-hleb-vsemu-golova Т.А. Шорыгина Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2015. О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа. - М.: Мозайка синтез, 2015 |
П. Каганова «Хлеб - наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н. Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым
- Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Физминутка Подрастает зернышко
Подрастает зернышко —
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает — вот как весело играет! (Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)