Краткосрочный экспериментально-творческий проект в средней группе «Что такое вулканы?"
Краткосрочный экспериментально-творческий проект в средней группе «Что такое вулканы?"
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Цель проекта: Реализация в воспитательно-образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста, ознакомление с природным явлением –вулкан.
Задачи проекта:
1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
3. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников.
4. Приобщать детей к чтению книг.
5. Активизировать речь детей. Познакомить детей с понятиями: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение.
6. Учить детей рисовать, делать аппликации, изготовлять макет вулкана.
7. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей. Изготовление совместно с детьми макетов вулканов.
План реализации проекта:
I этап - Подготовительный
• Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
• Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
• Информирование родителей о реализации данного проекта;
• Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• Оформление выставки в группе на данную тематику;
• Мониторинг знаний детей по теме «Вулканы»: что такое вулкан?
Какие виды вулканов вы знаете? Как отличить действующие, спящие и потухшие вулканы? Что такое лава? Приносят ли вред вулканы? Пользу? Что такое извержение вулкана? Знаешь ли ты, что такое кратер?
• Чтение энциклопедий по теме «Вулканы»
• Рассматривание иллюстраций, просмотр видео.
• Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений.
• Сообщение родителям о предстоящем проекте, найти с детьми информацию: «Как рождаются вулканы», «Как происходит извержение», «Какие вулканы бывают», «Какой вред и пользу приносят вулканы».
• Изготовление дома макета вулкана.
II этап - Практический
1. Просмотр познавательных роликов («Энциклопедия Почемучки. ВУЛКАН.», «Чевостик: про вулканы.», «Вулканы. Детям обо всем на свете. 11.06.2016».
2. Чтение литературы (Кристина Годен «Вулканы», Алдонина, Сазонова «Вулканы. Ужасные и манящие», «Горы и вулканы: навигатор для юных и смелых»). Совместная деятельность с родителями дома, рассматривание вместе с ребёнком иллюстраций вулкана.
3. Организация исследовательской деятельности детей.
Провести серию познавательных мероприятий:
1. Чтение с детьми легенды про древнего Бога огня Вулкана или Гефеста.
2. Образование вулканов.
3. Экспериментальная деятельность «Извержение вулканов».
Домашнее задание: совместно с ребёнком сделать макет вулкана.
Участие в фото – конкурсе семьи Чендаревых «Изготовление макета вулкана из пластилина".
Воспитатель осуществляет контроль за осуществлением проекта.
Исследование в группе: «Пемза — это камень»:
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Дети рассматривают внимательно камни и пемзу. Сравнивают их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Вопрос: дырочки пустые или в них что-то есть? (в отверстиях спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Опускаем кусочек пемзы в тазик с водой: есть ли пузырьки, пемза тонет или плавает? Почему?
Дети совместно с воспитателем делают открытие: пемза - камень, в нем много отверстий, в них скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
Проведение эксперимента «Извержение вулкана», участие детей в опыте.
- Совместная деятельность детей дома с родителями. Совместно с ребёнком раскрасить вулкан.
Закрепите знания ребенка, почему происходит извержение вулкана с помощью опыта: надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет надуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
Памятка для родителей «Какие эксперименты проводить дома с детьми?»
Оформление выставки творческих работ детей «Всё о вулканах».
Участие в творческой работе «Лепка вулкана».
Изготовление вулкана из соленого теста, раскраска вулкана. Творческое задание по желанию ребенка.
Совместно с ребенком родителям вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.
III этап — Завершающий:
- сбор и анализ знаний воспитанников.
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ краткосрочного экспериментального проекта в детском саду и ее результативности.
Повторный мониторинг знаний детей.
Литература:
1. Равиза Ф. В. «Простые опыты» Москва 1997
2. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» Управление ДОУ №4 2004 Г
3. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» Дошкольное воспитание №1 2005г
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург.