Краткосрочный проект «День здоровья» в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского», учебный корпус № 4
Краткосрочный проект «День здоровья» в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре:
Новикова И.В.
Тула
2021г.
Краткосрочный проект: «День Здоровья в ДОУ»
Авторы: Новикова И.В.
Участники проекта – Инструктор по физической культуре, дети подготовительной группы, родители;
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день 07.04.2021г.)
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательный;
Актуальность:
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар. И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.
Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Итак, самой актуальной задачей на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья.
В связи с этим нами был разработан проект «Дня здоровья», девизом которого является «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!»
Цель проекта: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности вести здоровый образ жизни. Закрепление знаний о КГН. Укрепление взаимоотношений взрослых и детей, привлечение родителей к участию в образовательном процессе.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать начальные представления старших дошкольников о себе, о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
2. Формировать стремление к здоровому образу жизни, признание ребенком ценности здоровья.
3. Закреплять представление о пользе для здоровья прогулок на свежем воздухе. 4. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. 5. Расширять представления о видах спорта и пользе занятий физкультурой.
Развивающие:
1. Создать развивающую предметную среду в группе, благоприятную атмосферу; 2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; прививать любовь к физическим упражнениям.
3.Формировать интерес к собственному организму, самочувствию,
настроению, связанному с состоянием здоровья;
4. Формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
Воспитательные:
Воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни (необходимости закаляться, заниматься спортом).
Образовательные области содержания проекта:
Познавательно развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Виды деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная; Рассматривание иллюстраций, книг; беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Рассматривание рисунков и фотографий по данной теме;
- Знакомство с литературными произведениями, в которых отражены вопросы сохранения здоровья;
- Тематические беседы, дидактические игры;
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Продукты проекта:
- оформление выставки рисунков «Мы спортсмены»
- проведение спортивного досуга «Будьте здоровы!».
Ожидаемые результаты:
- Дети получат простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт); - Повышение речевой активности, активизация словаря детей; - Полученный опыт позволит им избежать несчастных случаев; - Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей. - Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка
План реализации проекта:
Подготовительный этап
- оформить группу, в соответствии с темой дня;
- подготовить информацию для родителей в родительские уголки: «Здоровье – всему голова»;
- разработать символику дня.
- для группы придумать название и девиз команд.
- разработать тематический план работы с детьми в течение дня (содержание валеологического часа, деятельность в физкультурном уголке, формирование КГН, продуктивную деятельность и др);
- изготовить медали, атрибуты, обновить нестандартное оборудование в уголках, дидактические валеологические игры и пособия;
- чтение художественной литературы о спорте, физкультуре, о здоровом образе жизни;
- разучивание поговорок, пословиц, загадок, песен на спортивную тематику;
- рассматривание иллюстраций с изображениями разных видов спорта. - беседы и занятия с детьми о здоровом образе жизни, о сохранении здоровья, полезной пище и витаминах; - Беседа медсестры с детьми о здоровом образе жизни, активном отдыхе.
Работа с родителями: - консультации для родителей: «Азбука питания» - буклет; «Здоровый образ жизни семьи» - папка – ширма; «Составляющие ЗОЖ», «Спортивный уголок дома», «Здоровье-всему голова» - информационные листы.
2. Основной этап (практическая реализация проекта)
Непосредственная деятельность в течение дня
Весь день звучит веселая ритмичная музыка, музыка из мультфильмов. Наблюдение за настроением пришедших. Цель: учить детей обращать внимание на грустное настроение других и пытаться помочь, развеселить, улыбнуться. Объяснить взаимосвязь между хорошим настроением и здоровьем.
Психогимнастика «Поделись улыбкою своей»
Рано утром детский сад всех ребят встречает,
Там игрушки ждут ребят, в уголках скучают.
Ты по-доброму, очень весело улыбнись,
С тем, кто хмурится своей радостью поделись!
И в ладоши мы звонко хлопаем – раз, два, три,
Мыльные, разноцветные пускаем мы пузыри.
Индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи. Предложить детям рассказать о том, когда им бывает грустно (весело) и почему.
— Сегодня у нас «День здоровья».
Скажите, а что значит быть здоровым?
Люди, какой профессии следят за здоровьем других людей?
Как надо беречь себя от простуды?
Зачем летом надо есть много ягод, фруктов и овощей?
Почему каждый день надо заниматься физкультурой и спортом?
— Ребята! А чтобы быть здоровым с чего надо начинать каждое утро?
С зарядки! (Дети выполняют музыкально ритмический комплекс «Хотим расти здоровыми»).
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ сопровождаются загадками, стихами. Дети повторяют правила умывания.
Цель: Закрепление представлений о правилах гигиены.
Мы пришли с прогулки дружно,
Руки мыть нам очень нужно.
Не толкаясь, не крича,
Здесь вода не горяча?
Закатали рукава
И открыли кран сперва.
А потом немного мыла,
Чтобы чисто все тут было.
В мыльной пене как в заплатках
Руки в беленьких перчатках!
Просто долго так не стой —
Мыло смоем мы водой.
Кран с водой закрой скорей,
Чтобы было веселей.
Полотенцем вытрем руки:
Не шумим, не знаем скуки.
Интеллектуальный конкурс-викторина «Спорт – наш друг»
1. Перечислите 3 вида спортивных игр с мячом. (Волейбол, футбол, баскетбол, гандбол...) 2. Назовите родину Олимпийских игр. (Греция.) 3. Назовите 5 видов зимнего спорта с участием женщин. (Фигурное катание, конькобежный спорт, лыжные гонки, биатлон, слалом...) 4. Какие виды спорта включены в современное пятиборье? (Верховая езда, плавание, фехтование, кросс, стрельба.) 5. Назовите водную спортивную игру с мячом. (Водное поло.) 6. Назовите спортивную игру, родиной которой является Россия. (Лапта.) 7. Назовите 5 видов летнего спорта с участием женщин. (Легкая атлетика, гимнастика, велоспорт, плавание, гребля, синхронное плавание...) 8. Какая спортивная игра требует в большей степени не физической подготовки, а умственной? (Шахматы.) 9. Бейсбольная ударница. (Бита) 10. Танцор на льду. (Фигурист) 11. Боксерский корт. (Ринг) 12. Спортивный снаряд для перетягивания. (Канат) 13. «Бородатый» спортивный снаряд. (Козёл) 14. Игра с мячом-дыней (Регби) 15. Русский народный бейсбол. (Лапта)
Беседа медсестры с детьми на тему «Чистота – залог здоровья».
Прививать детям санитарные гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты.
Формирование стремления к здоровому образу жизни, признание ребенком ценности здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Просмотр видео презентации «Здоровый образ жизни». Прививать детям санитарные гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, ответственно относиться к гигиеническим процедурам.
Рассматривание иллюстраций о видах спорта, плаката «Закалка, спорт, движение».
Рисование «Мы спортсмены». Развитие воображения детей, организация выставки рисунков.
Выставка рисунков «Путешествие в страну здоровья»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин полезных продуктов».
Цель: закрепить знания детей о полезных для здоровья продуктах питания; развить ролевое взаимодействие, диалогическую речь.
Физические упражнения «Мы — спортсмены!
Игры спортивные спокойные: шашки, шахматы, настольные игры по теме (пазлы, «Чудесный мешочек» - предметы личной гигиены, «Разложи по порядку» - порядок чистки зубов, «Придумай загадку» - предметы гигиены, «Покажи и назови» - атрибуты для зимних и летних видов спорта).
Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров». Цель: уточнить и расширить знания детей о том, что необходимо делать, чтоб быть здоровым, развивать внимание, сообразительность, воспитывать желание быть здоровым.
Художественно-творческая деятельность — раскрашивание иллюстраций с изображением спортивных снарядов, атрибутов, спортсменов.
Чтение художественной литературы — К. Чуковский «Мойдодыр», Витковская М. «О том, как мальчуган здоровье закалял», Грозовский М «Распорядок дня», Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым». Заучивание пословиц и поговорок о здоровье.
Оформление центра книги.
Прогулка «Мы здоровью скажем «Да»!»:
Наблюдение. Рассказ о значении воздуха, солнца для укрепления здоровья детей.
Предложить детям спортивный инвентарь.
Цель: учить самостоятельно находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подвижные игры и игры-эстафеты на прогулке.
«Ловишки», «Паровозик» (Дети берут за талию впереди стоящего и бегут вместе, пока не получится паровоз), «Кто больше прыгнет через скакалку», «Забрось мяч в корзину», «Сбей кегли», «Какая команда быстрее наполнит банку ягодами и фруктами».
Художественное слово — отгадывание загадок:
-Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось (мыло).
Мягкое, пушистое,
Любит вытирать мокрые щечки
И у ребят ладошки (полотенце).
-Костяная спинка, Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Словесная игра «Что полезно, а что вредно для здоровья»
Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают либо «вредно», либо «полезно».
1.Чистить зубы по утрам и вечерам. 2. Кушать чипсы и пить газировку.
3. Мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.
4. Гулять на свежем воздухе.
5. Гулять без шапки под дождем.
6. Объедаться конфетами, пирожными и мороженым.
7. Делать по утрам зарядку.
8. Закаляться.
9. Поздно ложиться спать.
10. Кушать овощи и фрукты.
Спортивный досуг «Будьте здоровы!».
3. Заключительный этап:
- Собрать детские комментарии, высказывания о Дне Здоровья.
- Оформить выставку детских рисунков.
- Создание презентации: «День Здоровья».
- оформление рекомендаций для родителей по воспитанию у детей стремления к здоровому образу жизни.
- Предоставить информацию на сайт ДОУ.
В проекте на протяжении дня реализуются различные формы обучения, оздоровления детей с учетом возрастных индивидуальных особенностей, интересов, имеющихся запасов знаний о здоровом образе жизни, умений и навыков.
Совместная деятельность под руководством педагога формирует в детях ценнейшие морально-волевые качества: чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, дисциплинированность. В группе проходит обсуждение прошедшего дня (что больше всего понравилось), оформляются выставки детских работ, фотоматериалы. Общение воспитателей с родителями воспитанников о проведенном Дне Здоровья, по поводу прошедших мероприятий, рассказ о достижениях ребенка.
Данный проект показал, что физкультурно-оздоровительная работа в разнообразных видах деятельности и режимных процессах работы ДОУ обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают выносливость детского организма. Движения укрепляют здоровье ребенка и способствуют снятию перенапряжения.
Литература
1. Деркунская В.А., Коршунова М.Г. Воспитание ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста// Детскийсад: теория и практика.2011.
2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с. 3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ». 4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 5. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 19986. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987. 6. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. 7. Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» 2009 г.