Краткосрочный проект «Маленькие следопыты» (для среднего дошкольного возраста)
МДОУ «Детский сад № 203»
Тип проекта: Информационно - творческий.
Вид проекта: Групповой
Продолжительность: Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: Воспитатели и дети средней группы, родители воспитанников.
Краткосрочный проект
«Маленькие следопыты»
(для среднего дошкольного возраста)
Выполнила:
Воспитатель группы № 12
Щекина Ольга Александровна
Г. Ярославль, 2022
Цель: Дать детям представление о том, что следы на снегу могут оставлять разную информацию о предметах, животных или человеке.
Программные задачи.
Сформировать у детей понятие «след» как оттиск любого предмета, животного, человека или птицы;
Сформировать у детей умение определять кому или чему принадлежат следы, в какую сторону они направляются;
Развивать фантазию детей, познавательную активность, речевое развитие и логическое мышление;
Воспитывать любовь к Родине, к окружающему миру.
Образовательные: закреплять знания детей о различных следах на снегу; расширять и обогащать словарный запас детей; учить детей определять направление движения по следам.
Развивающие: развивать познавательные способности, наблюдательность, внимательность, чувство опасности, речевую активность;
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к окружающему миру; трепетное отношение к природе.
Образовательная область:
- Речевое развитие
-Художественно-эстетическое
-Социально-коммуникативное развитие
-Физическое развитие
-Познавательное развитие
Актуальность темы: В процессе прогулки мы с детьми обратили внимание на то, что у нас на участке имеются разные отпечатки детской обуви с разным рисунком (в горошек, в полоску, в клеточку и т.д.). Мы начали по очереди оставлять свои отпечатки. Детей это очень заинтересовало, и мы отправились гулять по территории детского сада, чтобы увидеть другие отпечатки. По пути мы увидели большие следы, я им объяснила, что это оставил взрослый человек. Как оказалось, снег может сохранить различные отпечатки, и мы с интересом отправились на поиски… Дети находили совершенно разные отпечатки: следы птиц, следы колес от машин, следы животных (кошек, собак), следы детских ладошек и даже рисунки палочками на снегу.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, продуктивная деятельность детей.
Демонстрационный материал: Иллюстрации со следами различных животных, чтение художественной литературы, настольные игры, дидактические игры, загадки.
Этапы проекта:
1 Этап подготовительный:
-Разработка проекта, определение целей и задач;
-Создание творческой группы, для определения задач, исходя из проблемы;
-Подбор материала, иллюстраций, художественной литературы;
-Информирование родителей о предстоящем проекте. Оформление рекомендаций по проекту.
-Совместная деятельность родителей и детей по исследованию различных следов на придомовой территории, в парках города и даже в лесу.
2 Этап основной:
-Беседы;
-Иллюстрации со следами животных, фотографии;
-Дидактические игры;
-Лепка, рисование
-Отгадывание загадок
-Дидактические игры, настольные игры
-Исследовательская деятельность
-Самостоятельная художественная деятельность
3 Этап заключительный:
- Выставка детских работ
-Развлечение
-Чтение художественной литературы
-Дидактическая игра
ПОНЕДЕЛЬНИК
Познавательная беседа на тему: «Что такое след?»
Просим родителей вместе с детьми находить и фотографировать различные следы на снегу.
Пальчиковый театр «Репка»
ВТОРНИК
Беседа на тему: «О чем могут рассказать следы на снегу».
Чтение сказки Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как заяц зимой живет»
Рассматривание иллюстраций на тему: «Чьи следы?»
Аппликация «Мой след» (вырезаем след из бумаги и украшаем его полосками, кружками и т.д.)
СРЕДА
Беседа на тему: «Что может узнать охотник по следам?»
Отгадывание загадок про животных, птиц,
Чтение стихов: Л. Кондрашенко «Чьи следы на снегу», С. Есенин «Поет зима - аукает», А. Прокофьев «Белочка»
Театрализованная деятельность по сказке В. Сутеева «Под грибом»
ЧЕТВЕРГ
Беседа на тему: «Почему заяц путает следы?»
Дидактическая игра: «Соотнеси следы по картинкам»
Рисование ладошками «Наш зоопарк» (по примеру необходимо нарисовать с помощью оттиска своих ладошек любое животное)
Драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Жихарка»
ПЯТНИЦА
Беседа на тему: «Куда ведут следы?»
Подвижная игра «Горячо – холодно»
Настольная игра «Помоги животным найти свой дом» (развитие мыслительных процессов, зрительной памяти)
Оформление выставки «Наш зоопарк»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Чтение художественной литературы, выставка детских работ, дидактическая игра «Чьи следы?», «Нарисуй животного по точкам» (развитие воображения, мелкой моторики рук).
Подведение итогов – результаты:
Родители получили информацию о важности исследования следов для развития ребенка.
Оформили выставку «Наш зоопарк».
Дети умеют определять оттиски различных следов; умеют определять направления следов;
Дети стали внимательно и с интересом относиться к окружающему их миру.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Фото следов
След человека 1
След человека 2
След человека 3
След человека 4
След кошки
Рисунок палочками на снегу
Детская ладошка
След взрослого человека
След воробья
След вороны
Следы галок
Следы голубей
Следы санок
Следы от колес машины
Чтение сказки Г. Скребицкий и В. Чаплина «Как заяц зимой живет»
Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди! Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться. Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.
Загадки про животных
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
На дереве сидела
И сыр во рту держала,
А мимо хитрая лиса
Близехонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (Воробей)
Рыжий маленький зверек
По деревьям - скок-поскок. (Белка)
Через форточку в окошко
Кто там лезет? Наша ... (Кошка)
Бегает быстро
И прыгает ловко,
Скачет то в белом, то в сером
Пальтишке,
Всех приглашает покушать
Морковки
Этот ушастый, пугливый ... (Зайчишка)
В воде искупался,
А сух остался. (Гусь)
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Он копытцами - цок-цок!
Покатай меня, дружок! (Конь)
Чтение стихов
С. Есенин «Поет зима – аукает»
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.