Кратковременная образовательная практика «Весёлые узелки»
Детский сад № 131 ОАО «РЖД»
Краткосрочная образовательная практика
«Весёлые узелки»
Автор – составитель:
Ручина О.Н.
г.Екатеринбург
Краткосрочная образовательная практика
«Весёлые узелки»
Возраст детей: 6-7лет.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно – творческих способностей ребенка посредством макраме.
Задачи:
Образовательные.
- Расширить кругозор в области традиционного народного искусства, познакомить детей с историей макраме как разновидности декоративно-прикладного творчества.
- Познакомить детей с правилами по технике безопасности при работе с инструментами, обучить навыкам работы с оборудованием.
-Познакомить детей с приемами и способами плетения; обучить умению составлять из узлов стандартные узоры, изображения предметов.
Коррекционно-развивающие.
- Развить коммуникативные умения и навыки.
- Развить творческие способности и потребность в самореализации.
- Развить координацию движений, мелкую моторику рук.
Воспитательные.
- Вызвать интерес и уважение к труду народных умельцев.
- Привить любовь к ручному труду.
- Воспитать трудовую культуру, усидчивость, терпение.
- Воспитать аккуратность, ответственность, осознанный подход к работе.
Длительность практики. Десять занятий по 25-30 минут.
Предполагаемый результат.
К концу образовательной практики дети будут:
иметь представление об истории макраме как разновидности декоративно-прикладного искусства;
уметь выполнять крепление нитей на основе разными способами; выполнять все основные узлы и узоры;
уметь планировать свою деятельность и анализировать результаты своей работы;
уметь безопасно пользоваться инструментами и приспособлениями;
обладать достаточной произвольной памятью и развитым образным мышлением;
терпеливым, аккуратным, усидчивым;
уважительно относиться к ручному труду и рукотворному предметному миру.
Материалы и оборудование. Карточки с образцами приемов плетения, плакаты со схемами узлов, фотографии и картинки с изображением изделий (макраме). готовые образцы, шаблоны. .
Нитки различной толщины и фактуры; пеньковая веревка; льняной, синтетический шнуры; шпагат. Подушечки для макраме разных размеров. Специальные булавки. Ножницы, сантиметровая лента, линейка, клей.
Место и время проведения. Групповая комната; вторая половина дня.
Занятие 1. История искусства макраме.
Задачи. Познакомить детей с макраме как современным видом декоративно-прикладного творчества. Показать возможности данной техники.
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением и готовых работ, выполненных в технике макраме.
Занятие 2. Азбука и грамматика макраме
Задачи. Познакомить детей с материалами и инструментами, а также с правилами техники безопасности при работе с инструментами,
Ход занятия. Педагог знакомит детей с видами различных веревок и нитей, используемых в плетении, с инструментами, необходимыми для работы; рассказывает о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе с инструментами. Педагог показывает приемы укорачивания концов и способы окончания изделия: закрытый край, бахрома, кисть с оплеткой, кисть с фестоном. Дети под наблюдением и с помощью педагога мастерят булавку//подушку.
Занятие 3 - 4. Основные узлы.
Задачи. Показать детям основные приемы крепления нитей на основу. Развивать навыки работы левой и правой рукой.
Ход занятия. Педагог знакомит детей с рядом терминов и показывает, какими способами можно прикрепить нити на основу (замочком налицо, замочком наизнанку, расширенное крепление нитей). Педагог знакомит с техниками плетения узлов из одной и двух нитей. Дети плетут двухцветную фенечку или брелок (стрекозу или карандаш в рубашке).
Занятие 5-6. Плетение кашпо
Задачи. Развивать умение детей работать с длинными верёвками.
Ход занятия. Педагог рассказывает детям о кашпо, представляет детям несколько готовых образцов. Педагог показывает детям технологию работы с длинными верёвками. Дети под наблюдением педагога составляют последовательность выполнения работы (в будущем – составление плана работы): 1.Работа с эскизом. 2.Нарезка. 3. Навеска. 4. Плетение по эскизу - образцу. Выполнение работы по образцу, допускается вносить свои оригинальные изменения.
Занятие 7. Бриды
Задачи. Познакомить детей с новым видом узлов.
Ход занятия. Педагог знакомит детей с новым видом узлов - Репсовый узел (брида) (горизонтальный и диагональный, вертикальный репсовый узел) и с узором «Кокиль». Показывает технологию их выполнения. Педагог знакомит детей с правилами сочетания цветов, ниток. Плетение брелоков//Плетение фенечки – талисмана.
Занятие 8-10. Панно «Сова».
Задачи. Развивать умение детей работать с большим количеством веревок.
Ход занятия. Педагог знакомит детей с технологией работы с большим количеством верёвок, показывает, как правильно выполнить эскиз. Дети рассматривают основные виды узлов в данной работе. Дети на практике плетут сетку из ДПУ, сетки на уголок, знакомятся с техникой плетения декоративного узла «Горошина», термином «Закрытый край». Вместе с педагогом дети производят расчёт длины нитей. Работа по готовому образцу: выполнение работы-копии. Анализ выполненной работы.
Библиографический список
Волков И. П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982.
Дополнительная общеразвивающая программа студии макраме «Волшебный узелок». Составитель: Бородихина Людмила Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Новосибирск 2015
Исполнева Ю. Ф. Секреты макраме. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.-144с.
Кузьмина, М.А. Азбука плетения.- М.: Легпромбытиздат, 1992.-320с.
Максимова М.В. Послушные узелки. - М.: Эксмо, 2002.- 96с.
Синицына Е. И. Умные пальчики. - М.: Лист,1998. - 144с.
Соколовская М. М. Знакомьтесь с макраме. – М.: Просвещение, 1990. – 132 с.
Терешкович Т. А. Учимся плести макраме. - Минск: Хэлтон , 2000.- 335 с.
Чудиловская Н. А. Я умею плести макраме.- М.: Харвест, 2005. – 122 с.
Интернет-ресурсы:
http://vmeste.opredelim.com/docs/101200/index-52787.html?page=9