12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Басирова Сожида Римовна23

Методическая разработка: «Образовательная игра Веселые круги»

 

Современные педагоги и родители знают, что согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрас­те. Именно в игре складываются и наиболее эффективно разви­ваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

В последние годы, в рамках внедрения ФГОС ДО, педагоги пришли к выводу, что главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия. Но в то же время перед педагогами стоит задача подготовить ребенка к обучению в школе, а современные веяния требуют от первоклассников интеллектуальной и мотивационной компетенций. Как же быть? Дать ребенку прожить период детства или поставить приоритет на успешное обучение в школе.

Наблюдая за дошкольниками, мы понимаем, что игровая деятельность это наиболее аутентичный, личностно ориентированный вид деятельности: дети сами выбирают игру и сами ее организуют. Но, в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать волю. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Итак, игра является основным видом деятельности дошкольника. А в зависимости от содержания деятельности человека, от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него формируются определенные склонности и черты характера, закрепляются знания. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т. е. навыков и умений. Мы делаем вывод: педагоги, как и родители, должны играть обучая и обучая играть.

Именно эти мысли заставили меня искать новые технологии, методики и развивающие игры в обучении дошкольников.

На мой взгляд, особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведе­ния детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий, умение соблюдать правила и уважительно относиться к партнеру по игре. В особенности полноценное влияние на развитие личности ребенка оказывает дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваивают­ся и закрепляются полученные знания, вырабатываются уме­ния и навыки кооперации, а также формируются социально зна­чимые черты личности.

В данной методической разработке я хочу представить обучающую игру «Веселые круги». Предварительная подготовка состоит из трех разделов:

1) обучение дошкольников наглядному моделированию; 2) введение в работу концептуальных понятий, на которых основывается мое обучение детей (форма, функция, связь, изменения, причина, рефлексия, точка зрения, ответственность) и 3) знакомство с правилами игры.

1 часть.

Наглядно-образное мышление дошкольников необходимо развивать и переводить в логически-схематическое. Все предметы живого и неживого мира можно «зашифровать» схематически. Это позволяет дошкольником с легкостью запоминать основные характеристики объекта и формировать понятия класса. Например, мир животных. Мы изучаем животных, выделяем их особые характеристики и зарисовываем их схематически. Ребята понимают отличия одного вида от другого.

Клип №1(слайд-шоу, с использованием изображений птиц, зверей, рыб, насекомых)

Дети делают предположения, что разговор пойдет о животном мире.

Правильно ребята, сегодня мы будем говорить о разнообразном и удивительно интересном мире животных.

Скажите, какие классы животных вы знаете? (птицы, рыбы, насекомые, звери или млекопитающие)

На нашей планете огромное количество животных, они разные, абсолютно непохожие друг на друга, но люди определили признаки, по которым животные объединяются в группы, классы. И сейчас мы постараемся назвать эти характерные признаки. Мы с вами уже знакомы с изображениями, в которых засекречены какие-то живые существа, будьте внимательны!

Я предлагаю вам игру: «Что это?» (дидактическая игра)

Слайд №1

Дети отвечают: звери – млекопитающие.

Как вы догадались? Я попрошу одного из вас по данным моделям рассказать о зверях. Это животные, тело которых покрыто шерстью, все звери имеют четыре лапы и пасть. Звери бывают хищные и травоядные, в зависимости от употребляемой пищи. У хищников пасть и лапы (когти) приспособлены для охоты на других зверей, например: травоядных. Все звери рожают своих детенышей и вскармливают их молоком и поэтому называются – млекопитающими.

Слайд №2

Птицы.

По желанию ребенок рассказывает о птицах. Тело птиц покрыто перьями и пухом, это помогает им в полете, так как птицы - это животные, приспособленные жить как на земле, так и в воздухе. Все птицы имеют два крыла и пару лап с перепонками. Клюв необходим птицам для добывания пищи, он острый и крепкий – это способствует вылавливанию насекомых, ягод и т.д. Все птицы вьют гнезда и высиживают своих птенцов из яиц. Далее предполагаются рассказы детей о птицах.

Слайд № 3

Рыбы. Дети отвечают по предыдущему плану. Необходимо обратить внимание на то, что это животные, приспособленные к жизни в воде (чешуя, жабры, хвост, плавники, овальная форма тела). Способы размножения.

Слайды № 4

Насекомые. Это самая многочисленная группа животного мира. Насекомые типично наземные животные, прекрасно приспособленные к жизни в воздушной среде, а также к водной среде, представители насекомых стали обитателями почвы или паразитами. Тело насекомых разделяется на три отдела – голову, грудь, брюшко; ног, три пары; у большинства во взрослом состоянии имеются крылья. Развитие бывает полным и неполным: из личинки – куколка – насекомое; яйца – личинки – взрослое насекомое. Предлагаю отметить вред и пользу насекомых.

Молодцы ребята! Вы уже многое знаете о животном мире, но также вы знаете, что я очень люблю вас путать. И я предлагаю поиграть со мной в игру «Путаница».

Дидактическая игра «Путаница».

Каждый ребенок получает карту, с изображением моделей, необходимо найти лишнее изображение, принадлежащее другому классу животных. Ребята зачеркивают лишнее изображение и аргументируют свой выбор.

2 часть. Разноцветные ключики.

Наша Гимназия работает по программе международного бакалавриата IB PYP. Основу программы от 3 - х до 17 -ти лет составляют пять элементов и основной из них- это концептуальные понятия: форма, функция, связь, изменения, причина, рефлексия, точка зрения, ответственность. Мы учим детей в каждом объекте или ситуации выявлять концептуальные понятия, так дети понимают глубинные процессы и связи между всеми объектами. У меня возникла проблема: как дети запомнят концепт, если они не могут прочитать название? Я связала концептуальное понятие и цвет.

Желтый ключик – это форма и он отвечает нам на вопрос: что это и как выглядит?

Красный ключик – это функция и вопрос как это действует?

А зеленый ключик – это ответственность! и т.д.

Дети не умея читать, знают обозначение ключа.

Ребята, давайте поиграем с нашими волшебными ключиками.

Разложите на полу изображения, которые вы собрали (дети собирали пазлы и получили изображение животного) и начнем нашу игру.

Сначала я вам буду показывать определенным ключиком на картинку, а вы будете отвечать, а потом вы можете позадавать друг другу вопросы с веселыми ключами.

Ребята моей группы очень хорошо работают по данной методике, что позволяет ребятам дошкольного возраста понимать предметы и явления глубоко и осознанно.

Ребята отвечают на вопросы. Например:

Показываю красным ключом на мальчика Льва, который в данный момент лежит на животе – Катя отвечает: функция Левы сейчас лежать на животе!

Показываю на тигра желтым ключом – Николь: это тигр, он хищное животное, у него когти и зубы острые, а сам красивый в полоску!

Показываю зеленым ключом на белку – Даша: ответственность человека не рубить лес, чтобы белкам было где жить. Еще в кормушки им еду подкладывать надо, чтобы не голодно было.

Так мы играем, используя разные предметы (по тематике), а также ключи являются для нас планом рассказа на развитие речи. Составление рассказа по картине – мы с ребятами выбираем три ключа (например: форма, функция, ответственность) и ребенок имеет наглядную опору и знает как строить свой рассказ.

3 часть. Развивающая игра: «Веселые круги»

У этой игры множество вариантов, можно менять картинки по любой теме, но нижний круг с концептуальными понятиями/цветными ключами присутствует всегда.

Принцип игры: ребенок раскручивает верхний круг, ниша между стрелками указывает на картинку, на которой изображен схематически нарисованный признак (например: перо). На следующих кругах ребенок подбирает признаки одного вида ( крылья, две лапки), также среду обитания и по ключу ребенок дает ответ (например: зеленый ключ – ответственность: люди должны оберегать природу, не рубить деревья, птицам негде будет вить гнезда и жить).

Вот так играя мы обучаемся!

Моим воспитанникам очень нравится эта игра, они постигают мир легко и интересно, помогают друг другу, вступают в размышления, учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Буду рада выслушать ваше мнение и рекомендации по улучшению наших «Веселых кругов»!!!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.