Рабочая адаптированная образовательная программа по предмету «Речевая практика» в рамках образовательной области «Язык и речевая практика»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа –интернат №71 г. о. Самара.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________Т.В. Чистикова.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ГБ(С)КОУ
школы-интерната № 71 г.о.Самара
_______________Н.В.Межова
Приказ № ___ от _____________
«ПРИНЯТО» на заседании МО
__________________________
___»____________________ г.
Протокол № __ от __________
Рабочая адаптированная образовательная программа по предмету «Речевая практика»
в рамках образовательной области «Язык и речевая практика»
Класс: 1
Составитель рабочей программы:
Рыжова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов, высшая кв. категори
2016 г.
Пояснительная записка.
Правовой статус
Адаптированная рабочая образовательная программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе рекомендаций ФГОС от 19.12.2014 г., в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», с учётом ПрАООП от 22.12.15 №4/15, на основе программы «Русский язык» А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская, опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» (научный руководитель проекта – И.А. Бгажнокова), СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007, учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автор С.В. Комарова, Устная речь 1 класс: М.: «Просвещение», 2011.
Адресат программы.
Рабочая АОП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 1 классе. Введение в образовательную область «Русский язык и речевая практика» раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара.
Цель программы по предмету «Речевая практика»: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи программы по предмету «Речевая практика»:
1. учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий,
2. учить обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
3. развивать интонационную выразительность речи детей, пополнять их словарный запас,
4. работать над грамматическим строем речи,
5. формировать простейшие умения при построении связного монологического высказывании.
Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы).
Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия ( умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);
2) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
4) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
5) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Предметные
Минимальный уровень:
выполнение элементарных заданий по словесной инструкции учителя.
называние предметов и соотнесение их с картинками.
употребление «вежливых» слов при обращении к другим людям;
умение правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.
умение сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников
умение слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Достаточный уровень:
выполнение заданий по словесной инструкции.
называние предметов и действий, возможность соотносить их с картинками.
внятное выражение просьбы, употреблять «вежливые» слова.
соблюдение правил речевого этикета при встрече и прощании.
умение рассказывать, как можно дойти или доехать до школы.
возможность слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Личностные БУД
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
осознание себя как ученика, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
положительное отношение к окружающей действительности,
Познавательные БУД
умение выделять отличительные свойства предметов;
способность делать простейшие обобщения, сравнивать, группировать на наглядном материале
умение наблюдать;
возможность работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
Коммуникативные БУД
вступать в контакт
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать,
изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства.
Регулятивные БУД
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
произвольно включаться в деятельность, работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности,
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности.
Содержание учебного материала
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Структурно и содержательно программа для 1 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи и уроков по предмету «Мир природы и человека», а также учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Общее количество часов РАЗДЕЛЫ |
66 |
Аудирование. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту. |
10 |
Дикция и выразительность речи Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. |
8 |
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Знакомство, представление, приветствие. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата. Поздравление, пожелание. Телефонный разговор. Просьба. Благодарность. Извинение. Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы. Участие в диалогах по инициативе учителя. Составление устного несложного диалогического или монологического текста по теме ситуации. |
32 |
3.Культура общения Специальная работа по обогащению речи учащихся словами и оборотами, служащими для выражения собственного речевого высказывания |
16 |
Обучение учащихся речевой практике в 1 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости предполагает соблюдение основных принципов общей дидактики и коррекционной педагогики
Принцип научности и доступности обучения.
Принцип сознательности и активности обучающихся.
Принцип наглядности.
Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
Тематический принцип планирования учебного материала.
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т.д.
Методы и приемы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения;
Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.
Исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.
Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
задания по степени нарастающей трудности;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий;
развёрнутая словесная оценка;
призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии. здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках « Речевая практика » в 1 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
Контрольно-измерительные материалы.
1.Сформированность слухового внимания и фонематического слуха: послушай внимательно и повтори четко: Ша-ша-ша – мама моет малыша; Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
2. Умение понимать совершаемые действия, соотносить их с картинками: (перед ребенком выкладываем две картинки, на которых «девочка подметает пол» и «девочка подмела пол», нужно выбрать из двух близких по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению: Шура подметает пол.)
-Я читаю предложение, ты его внимательно слушай и выбери ту картинку, которая подходит к тому, что я тебе сейчас скажу.
3.Сформированность речевого этикета и умений использовать выразительные и невербальные средства общения при встрече и расставании по теме «К нам пришли гости» (или любой другой):
-Расскажи, как нужно правильно встречать гостей? Как правильно провожать гостей? (смотрим использование ребенком в речи «вежливых слов», использование жестов и мимики, интонации)
4.Сформированность умений составления рассказа по теме речевой ситуации «Утро школьника» с опорой на картинки (перед ребенком выкладываем картинки по теме)
-Составь рассказ о мальчике, в этом тебе помогут картинки. В каком порядке мальчик должен выполнять действия утром? Выбирай картинку и составляй предложение, так у тебя получится рассказ. Как проходит твое утро?
Контрольная работа по предмету Речевая практика
Ф.И. обучающейся______________________________________________
1. Послушай внимательно и повтори четко: Ша-ша-ша – мама моет малыша; Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
2.Выбери (подчеркни) из двух близких по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению: Шура подметает пол.
3. Речевой этикет, использование выразительных и невербальных средства общения при встрече и расставании:
-К вам пришли гости. Как нужно правильно их встречать? Как правильно провожать гостей?
4. Составь рассказ по теме «Утро школьника». В этом тебе помогут картинки. Что было сначала, какое действие выполнял мальчик потом, и чем заканчивается утро школьника.
Учебно-методическое обеспечение
- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник
- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты |
Способ контроля |
Программно-практические работы, оборудование |
Д/з |
Тип урока, технология |
|||||
личностные |
предметные |
||||||||||||
1 2 |
Давайте познакомимся. |
2 |
Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем |
Понимает смысл вопроса. Участвует в беседе, происходит развитие вопросно-ответной речи. Употребляет «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здоровается при встрече и прощается при расставании. Сообщает своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. |
Устный опрос |
Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. Игра «Наши имена» Знакомство. Употребление фраз «меня зовут…» Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён одноклассников. Сюжетные картинки. |
Сообщение новых знаний. Развивающая, здоровьесберегающая. |
||||||
3 4 |
Где мы учимся |
2 |
Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем |
Понимает смысл вопроса. Участвует в беседе, происходит развитие вопросно-ответной речи. Употребляет «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здоровается при встрече и прощается при расставании. Сообщает своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. |
Устный опрос |
Инструктаж (подготовка к экскурсии). Слушание рассказа учителя. Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Экскурсия по школе: посещение спортзала, кабинетов музыки и логопедии. Знакомство с учителями. Диалог «Как войти в класс» Предложения «В первом классе урок …» Употребление выражений: здравствуйте, доброе утром, пожалуйста, извините. Использование фразы «Извините, можно войти?» Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи этикетных выражений. Называние уроков. |
Экскурсия, формирование знаний и умений. Игровая. |
||||||
5 6 |
Кто нас лечит и кормит |
2 |
Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности |
Выразительно произносит чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; участвует в беседах на темы, близкие личному опыту. |
Устный опрос |
Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Следование инструкциям учителя во время экскурсии. Знакомство с персоналом. Диалог с врачом «Маша заболела» Закрепление конструкций фраз, отработанных на предыдущих уроках. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве, при обращении за помощью. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи Этикетных выражений. |
Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. |
||||||
7 8 |
Знакомство во дворе. |
3 |
Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности |
Выразительно произносит чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; участвует в беседах на темы, близкие личному опыту. |
Устный опрос |
Повторение чистоговорок (Ра-ра-ра – нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру) Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» |
Экскурсия Формирование и закрепление знаний и умений. Игровая |
||||||
9 10 |
Правила для школьника. |
2 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Выполняет элементарные задания по словесной инструкции учителя. Называет предметы и соотносит их с картинками. Употребляет «вежливые» слова при обращении к другим людям; |
Устный опрос |
Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Игра «Это я, это не я» Игра «Правильно – неправильно» (кто поступает правильно?) Диалог-приветствие. Обращение с просьбой (за помощью) к учителю, к товарищу. Составление предложений по картинкам. Оценка поступков героев (хорошо –плохо, правильно - неправильно) Обращение на Вы к взрослым людям. Использование слов: пожалуйста, спасибо. Составление предложений по картинкам |
Комбинированный Игровая, здоровьесберегающая |
||||||
11 |
Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») |
1 |
Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности |
Слушает небольшую сказку, отвечает на вопросы, опираясь на наглядные средства |
Устный опрос |
Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Слушание сказки «Теремок» Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?» Называние героев сказки. Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. Установление последовательности появления в теремке животных с называнием их. |
Комбинированный, игровая |
||||||
12 |
Мы играем в «Теремок» |
1 |
Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности |
Участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; отвечает на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал |
Устный опрос |
Просмотр мультфильма «Теремок» Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. Коллективное рассказывание сказки. Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки. Повторение фраз за учителем (самостоятельное говорение). |
Комбинированный, игровая |
||||||
13 |
Знакомство в гостях. |
1 |
Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия |
Формулирует просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений; участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями |
Устный опрос |
Слушание детской песни «К нам гости пришли» Тренировочные упражнения в изображении приглашающего жеста в сопровождении слов «Добро пожаловать!» Слова-приветствия. Слова-приглашения. Слова благодарности. Составление рассказа из 3-4 предложений по сюжетной картинке и схемам предложений. Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. Ролевая игра «Кукла встречает гостей». Диалоги с гостями. |
Комбинированный, игровая |
||||||
14 15 |
Знакомство в гостях. |
2 |
Появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем |
Умеет правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту, имеет представление о правилах поведения при знакомстве с ровесниками |
Устный опрос |
Презентация, учебник, иллюстрации Составление поздравления папе и дедушке с опорой на условно-графические схемы предложений. Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. |
Комбинированный, игровая |
||||||
16 17 |
Готовимся к празднику |
2 |
Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. |
Умеет отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составляет диалоги по сюжетным картинкам. Использует в письме слова: здравствуйте, поздравляю вас, желаю вам, до встречи |
Устный опрос |
Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. Составление высказываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам и условно-графическим схемам предложений. Составление устного поздравления с Новым годом. |
Комбинированный, игровая |
||||||
18 19 |
Новогодние чудеса |
2 |
Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. |
Моделирует ситуации знакомства на карнавале. Выбирает на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Использует жестово-мимическую и интонационную выразительность. Умеет участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему. |
Устный опрос |
Слушание песенки Р. Кудашевой «В лесу родилась елочка». Игра «Узнай меня». Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. |
Комбинированный, игровая |
||||||
20 21 22 |
Зимняя прогулка |
3 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Умеет строить высказывание-просьбу, подать тот или иной предмет одежды. Умеет составлять рассказы из личного опыта. Моделирует диалог между мальчиком и девочкой. Умеет строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Использует слова: спасибо, пожалуйста |
Устный опрос |
Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды детей по данному символическому плану. Построение предложения, выражающего просьбу подать тот или иной предмет одежды. Использование в диалоге просьбы: «помоги мне, пожалуйста, найти...» Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями, изображёнными на картинке. Составление предложений по схеме. Составление рассказа с опорой на картинный план. Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Использование слов: спасибо, пожалуйста Составление короткого высказывания из 4 предложений по условно-графическим схемам и сюжетной картинке. Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку |
Комбинированный, игровая |
||||||
23 24 |
Зимние забавы |
2 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Моделирует возможные диалоги между героями, изображёнными на картинке. Умеет строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Использует слова: спасибо, пожалуйста |
Устный опрос |
Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Составление предложений по схеме. Составление рассказа с опорой на картинный план. Составление короткого высказывания из 4 предложений по условно-графическим схемам и сюжетной картинке. |
Комбинированный, игровая |
||||||
25 26 |
Мы катаемся с горы. |
2 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Моделирует возможные диалоги между героями, изображёнными на картинке. Умеет строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Использует слова: спасибо, пожалуйста |
Устный опрос |
Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Моделирование диалога между мальчиком и девочкой. Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией Использование слов: спасибо, пожалуйста Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку |
Комбинированный, игровая |
||||||
27 |
Мы лепим снеговика. |
1 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Моделирует возможные диалоги между героями, изображёнными на картинке. Умеет строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Использует слова: спасибо, пожалуйста |
Устный опрос |
Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Составление рассказа из 3-4 предложений по серии сюжетных картинок. Использование слов вежливости при лепке снеговика. Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинный план. |
Комбинированный, игровая |
||||||
28 29 |
Покупка школьных принадлежностей |
2
|
Появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем |
Внятно выражает просьбы, употребляет «вежливые» слова. Соблюдает правила речевого этикета при встрече и прощании. Умеет строить диалог с продавцом магазина, знаком с основными правилами поведения в магазине. Использует слова: пожалуйста, спасибо. Использует фразы «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны)…» |
Устный опрос |
Иллюстрации, школьные принадлежности. Слушание загадок о школьных принадлежностях. Чистоговорки («аш-аш-аш – вот зелёный (синий и пр.) карандаш. Речевая ситуация «Попроси у товарища …» Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в согласовании сущ. и прилаг. в числе и роде). Школьные принадлежности и их назначение (составление предложений по образцу). Называние школьных принадлежностей и их признаков (цвет, величина и пр.) Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку» Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. Ролевая игра «Магазин «Школьник». Описание предметов по картинно-графической схеме (размер, цвет, форма. Согласование сущ. и краткого прилагательного в числе и роде. Познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине |
Комбинированный. игровая |
||||||
30 31 |
В магазине игрушек. |
2 |
Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия |
Внятно выражает просьбы, употребляет «вежливые» слова. Соблюдает правила речевого этикета при встрече и прощании. Отвечает на вопросы учителя по впечатлениям. Умеет строить диалог с продавцом магазина, знаком с основными правилами поведения в магазине. Использует слова: пожалуйста, спасибо. Использует фразы «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны)…» |
Устный опрос |
Повторить основные правила поведения в магазине. Составление предложений - ответов на вопросы. Повторение чистоговорок. Слушание стихотворения А. Барто «Зайка». Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек» |
Комбинированный. игровая |
||||||
32 33 |
Помощники. |
2 |
Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия |
Внятно выражает просьбы, употребляет «вежливые» слова. Соблюдает правила речевого этикета при встрече и прощании. Составляет предложения по сюжетной картинке и схемам предложения. Сформирован навык взаимопомощи. Употребляет в речи слова спасибо, пожалуйста. Составляет рассказ по сюжетной картинке и символическому плану. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. Рисование «живой» картины по стихотворению. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта. |
Комбинированный. игровая |
||||||
34 35 36 |
Спокойной ночи! |
3 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Внятно выражает просьбы, употребляет «вежливые» слова. Соблюдает правила речевого этикета при встрече и прощании. Умеет выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном. Умеет слушать и петь колыбельные песенки, составлять диалоги по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну |
Устный опрос |
Разучивание чистоговорки «Та-та-та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?») Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Составление диалогов по прочитанной сказке. Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать». Вежливые обращения с просьбой, с пожеланиями перед сном. Игра «Дополни предложение». |
Комбинированный, игровая |
||||||
37 38 |
Доброе утро! |
2 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Внятно выражает просьбы, употребляет «вежливые» слова. Соблюдает правила речевого этикета при встрече и прощании. Умеет составлять короткий рассказ из личного опыта. Использует в речи утренние приветствия. Умеет составлять предложения по сюжетным картинкам, используя слова-приветствия |
Устный опрос |
Слушание и воспроизведение чистоговорок: Вот проснулся петушок, Встала курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка! Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений).. |
Комбинированный, игровая |
||||||
39 |
Занятия людей утром. |
1 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Умеет составлять короткий рассказ из личного опыта. Использует в речи утренние приветствия. Умеет составлять предложения по сюжетным картинкам, используя слова-приветствия |
Устный опрос |
Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро). Составление диалогов на основе сюжетных картинок. Участие в беседе «Как начинается твоё утро» . Использование слов приветствий, выражение радости при встрече. Составление 2-3 предложений по серии картинок. |
Комбинированный, игровая |
||||||
40 41 |
Играем вместе. |
2 |
Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. |
Умеет объяснять правила игры своим товарищам. Умеет выбирать интонацию для того, чтобы договориться с товарищем. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно». Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. Игра «Кто быстрее?». Умение игры по правилам. |
Комбинированный, игровая |
||||||
42 43 |
Не будем ссориться. |
2 |
Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. |
Внятно выражает просьбы, употребляет «вежливые» слова. Соблюдает правила речевого этикета при встрече и прощании. Использует интонации и вежливые слова при построении диалога. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться». Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Составление коротких высказываний по сюжетным картинкам «Как мы поссорились», «Как мы договорились». Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» |
Комбинированный, игровая |
||||||
44 45 |
Дежурим с другом (подругой). |
2 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Умеет четко формулировать обязанности дежурного. Умеет строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом. |
Устный опрос |
Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. Разговор дежурных. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Использование мимики, голоса, жестов при выражении согласия или отказа. Составление нескольких предложений об обязанностях дежурных. |
Комбинированный, игровая |
||||||
46 |
Если друг попал в беду, помоги ему. |
1 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Умеет строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю, к взрослому, к товарищу. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» Составление диалогов по картинке. Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя. и с опорой на иллюстративный материал. Рассказ по сюжетным картинкам |
Комбинированный, игровая |
||||||
47 |
Я умываюсь. |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Умение строить высказывание-просьбу, задавать вопросы о предметах гигиены (их расположении в жилище) |
Устный опрос |
Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Составление диалога по картинке (утренний и вечерний туалет), по собственному бытовому опыту. Заучивание отрывка из стихотворения «Мойдодыр». Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями Составление 3-4 предложений на тему «Я умываюсь» по серии картинок. |
Комбинированный, игровая |
|||||||
48 |
Я чищу зубы. |
1 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Умеет строить высказывание-просьбу, отвечать на вопросы. Составляет предложения по условно-графическим схемам |
Устный опрос |
Отгадывание загадок. Диалог с игровым персонажем доктором Чистюлькиным. Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями. |
Комбинированный, игровая |
||||||
49 |
Режим дня школьника. |
1 |
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Умеет строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации. Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа. по картинкам. Составление предложений по серии сюжетных картинок на тему «Режим дня школьника» |
Комбинированный, игровая |
||||||
50 |
Я правильно одеваюсь. |
1 |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Выполняет элементарные задания по словесной инструкции учителя. Владеет навыком взаимопомощи. Употребляет слова спасибо, пожалуйста. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный». Игра «Одень Машу». Диалог на тему «Собираемся на прогулку» с опорой на сюжетную картинку. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды. Высказывание из 3-4 предложений «Как мы одели Машу» с опорой на символический план высказывания. |
Комбинированный, игровая |
||||||
51 |
Содержу одежду в чистоте. |
1 |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Выполняет элементарные задания по словесной инструкции учителя. Владеет навыком взаимопомощи. Употребляет слова спасибо, пожалуйста. |
Устный опрос |
Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Составление диалога с опорой на сюжетную картинку. Игра «Кто знает, пусть продолжает» Ответы на вопросы учителя. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. Составление предложений о домашних обязанностях по сюжетным картинкам и вопросам учителя. |
Комбинированный, игровая |
||||||
52 |
«К нам весна шагает…» |
1 |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Умеет задавать вопросы, слушать вопросы. Составляет вопросы к учителю. Отвечает на вопросы с использованием слов вопроса |
Устный опрос |
Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Участие в учебном диалоге. Составление диалога по сюжетной картинке «Весенняя экскурсия». Игра «Сложи картинку и назови, что получилось». Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны.. |
Комбинированный, игровая |
||||||
53 |
Первоцветы |
1 |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Умеет привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развивать тему в диалоге. Составляет описания первоцветов по картинно-графическому плану. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения «Подснежник» Е. Серовой. Составление диалога по сюжетной картинке и картинно-графической схеме «Первые цветы». Расширить словарный запас школьников. Название первых весенних цветов. |
Комбинированный, игровая |
||||||
54 |
Весенняя прогулка. |
1 |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Умеет задавать вопросы, слушать вопросы. Составляет вопросы к учителю. Отвечает на вопросы с использованием слов вопроса |
Устный опрос |
Отгадывание загадок. Экскурсия на школьный двор. Признаки весны. Ответы на вопросы. |
Экскурсия. |
||||||
55 |
По погоде одевайся. |
1 |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Умеет задавать вопросы, слушать вопросы. Составляет вопросы к учителю. Отвечает на вопросы с использованием слов вопроса |
Устный опрос |
Чистоговорки. Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение договориваться, поддерживать разговор. Составление рассказа о весне по впечатлениям от прогулке по картинно-графическому плану. |
Комбинированный, игровая |
||||||
56 |
Я по лужам прогулялся. |
1 |
Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Умеет выражать словами сочувствие заболевшему. Составляет высказывания по серии сюжетных картинок. |
Устный опрос |
Слушание детской песни «Ангина». Разговор с врачом, с заболевшим членом семьи по сюжетной картинке и заданной ситуации. Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Игра «Кто знает, тот продолжает». |
Комбинированный, игровая |
||||||
57 |
Мишка заболел. |
Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Сформировано доброжелательное отношение к больному. Составляет предложения по сюжетным картинкам. |
Устный опрос |
Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Составление диалога о помощи заболевшим домашним животным, игрушкам. Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор». |
Комбинированный, игровая |
|||||||
58 |
«А у нас в квартире кот! А у вас?» |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями. |
Умеет составлять рассказ из личного опыта. Отвечает на вопросы по содержанию стихотворения. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе». Составление диалога о домашних любимцах по сюжетным картинкам и собственному опыту учащихся. Составление предложений по предметной картинке и вопросам. Использование в диалоге ласковых обращений. Составление описания кота по картинно-графическому плану. |
Комбинированный, игровая |
|||||||
59 |
Учу попугая говорить. |
Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями. |
Использует в диалоге ласковые обращения. Умеет привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развивать темы в диалоге. |
Устный опрос |
Отгадывание загадки. Составление диалогов по заданной ситуации и сюжетной картинке. Повтори словечко. Составление описания попугая по картинно-графическому плану. |
Комбинированный, игровая |
|||||||
60 |
Мой щенок. |
Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. |
Использует в диалоге ласковые обращения. |
Устный опрос |
Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик». Составление диалогов по предметной картинке и картинно-графическому плану. Игра «Кто как голос подает?» Использование подходящих глаголов для обозначения голоса домашних животных. Игра с мячом «Кто у кого». Умение договариваться, кто пойдёт гулять со щенком, кто его покормит. Составление описания собаки по картинно-графическому плану. |
Комбинированный, игровая |
|||||||
61 62 |
Здравствуй, лето! |
2 |
Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
|
Отвечает на вопросы, умеет задавать вопросы, привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развивает тему в диалоге. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй, лето!» Экскурсия на школьный двор. Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета (кто больше назовет). Расширить словарный запас школьников, обозначающий признаки лета. Правила поведения на воде. |
Экскурсия |
||||||
63 64 |
Летняя одежда |
2 |
Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
|
Отвечает на вопросы, умеет задавать вопросы, привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развивает тему в диалоге. |
Устный опрос |
Отгадывание загадок, игра «Доскажи словечко». Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение договариваться, поддерживать разговор. Составление рассказа о лете по впечатлениям от прогулки по картинно-графическому плану. |
Комбинированный, игровая |
||||||
65 66 |
Летние развлечения |
2 |
Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
|
Отвечает на вопросы, умеет задавать вопросы, привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развивает тему в диалоге. |
Устный опрос |
Слушание стихотворения о летних занятиях детей. Диалог «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу». Игра «Морские фигуры». Составление предложений по сюжетным картинкам. Правила безопасного поведения на водоёмах, в лесах . Составление диалогов по заданной ситуации. |
Комбинированный, игрой |