Рабочая программа кружка «Веселые узелки» (1-4 классы)
Программа
дополнительного образования детей
"Веселые узелки"
Срок реализации –1 месяц. Для детей от 7 до 11 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Вагина С.Н.
В рамках организации работы детского досуга в ЧОУ РО НЕРПЦ (МП) «Арзамасская православная гимназия» в летнем оздоровительном лагере в 2019 году был организован кружок “ Веселые узелки ”, которым руководит учитель технологии Вагина Светлана Николаевна. Проект основан на опыте преподавания ученикам начальных классов базовых знаний о ручном рукоделии, а так же на основании деятельности и подведенных итогов кружка за лето 2018 года.
Учебный план и сетка проведения занятий кружка утверждены директором летнего оздоровительного лагеря “Радуга».
Количество занятий два раза в неделю с каждым отрядом (отрядов 2 в среднем по 22-23 человека). Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек, на занятия записываются девочки и мальчики по желанию.
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования кружка “ Веселые узелки ” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”, локального акта о программе дополнительного образования ЧОУ РО НЕРПЦ(МП) Арзамасская православная гимназия.
Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами плетения макраме. Макраме - это текстильная, кружевная техника, основой которой является узелок.
Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев, все больше появляется на телевидении передач с рассказом как сделать что-то своими руками, в сети интернет очень популярны видео ролики и мастер классы по изготовлению различных поделок . Это движение «Hand maid» растет с каждым годом.
Макраме проникло в нашу повседневную жизнь, и в этой технике делают шторы на окна и дверные занавеси, декоративные панно и кашпо, абажуры, салфетки, сумки, кошельки, предметы одежды - жилеты, шали и пояса, а так же украшения- серьги, кольца, подвески и фенечки. Детям будет интересно узнать информацию о работе в узелковой технике макраме, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий.
Дошедшее из глубины веков искусство плетения - макраме получило развитие в наши дни. Каждый, постигший способы завязывания различных узлов, становится творцом удивительных изделий: забавных сувениров, предметов, украшающих жилище и одежду.
Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает умственное развитие, повышает устойчивое внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники.
Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с нитками. Занятия в кружке способствуют трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию учащихся. Обучение искусству макраме развивает усидчивость, творческие способности.
Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей каждого ребёнка, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники макраме.
Задачи программы:
Обучающие:
-знакомить детей с основными понятиями и базовыми приемами плетения
в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
-формировать умения следовать устным инструкциям;
-знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, прямоугольник, угол, сторона, вершина;
-обогащать словарь ребенка специальными терминами;
-cоздавать композиции с изделиями, выполненными в технике макраме.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
-развивать наблюдательность, зрительную память;
-развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер;
-развивать творческое отношение к труду, художественный вкус, творческие фантазии детей;
-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев при вязании узлов, аккуратность при приклеивании мелких деталей.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к искусству макраме;
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место, во время работы использовать безопасные приемы труда .
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- познакомятся с искусством макраме;
- будут знать основные базовые узлы;
- научатся различным приемам вязания узлов;
- научатся следовать устным инструкциям;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Учебно- тематический план
№ п/п |
Наименование и содержание темы |
Количество часов |
||
теория |
практич. |
всего |
||
1 |
Вводное занятие. История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения Гармония цвета. Приспособления и инструменты. Правила безопасности труда. Подбор нитей и их расчет. Крепление нитей.
|
1 |
1 |
2 |
2 |
Практические занятия. Виды узлов: двойной плоский узел (ДПУ); цепочка "елочка"; витая цепочка; Освоение приемов плетения |
1 |
2 |
3 |
3 |
Изготовление изделия из основных элементов плетения, доступных материалов по образцу и рисунку.
|
1 |
6 |
7 |
|
ИТОГО |
3 |
9 |
12 |
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа кружка рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Группы формируются из девочек и мальчиков в возрасте от 7–11 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
демонстрация готовых изделий, беседы, работа по образцу, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
А также различные методы организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
индивидуальная (каждый ребенок должен выполнить свою работу- часть от общей поделки);
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповая (при выполнении коллективной работы каждая группа выполняет определенное задание);
• коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, помогая друг другу).
Направления работы:
- Изучение видов узлов.
- Освоение приемов плетения.
- Изготовление собственного изделия из доступных материалов.
Формы подведения итогов:
По окончанию курса дети из каждого отряда выполняют одну индивидуальную работу и одну общую.
Работы представляются на выставке в школе (на стендах)
Тип программы: Программа является авторской разработанной Вагиной С.Н.- учителем технологии ЧОУРО НЕРПЦ (МП)АПГ.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работ).
Организационные условия:
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря).
Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам.
Продолжительность образовательного процесса составляет 30 минут 2 раза в неделю в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Радуга» во второй половине дня. Норма наполняемости – максимум 15 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г).
Этапы: теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в кабинете технологии с 3июня по 21 июня 2019 года. Всего планируется провести 12 занятий.
Материальное и техническое обеспечение программы:
1. Учебный кабинет- класс, соответствующий обязательным требованиям к проведению занятий кружка.
2. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер.
3. Другие средства обучения:
- демонстрационные: образцы традиционного и современного плетения макраме, законченные работы преподавателя и учащихся;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, книги, фонд работ учащихся, фотографии;
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо наличие у каждого посещающего кружок:
Клубок ниток или шпагата
Несколько пуговиц и бусин
Скотч для закрепления на столе концов изделий или пенопласт для крепления иголками
Инструменты: ножницы, иглы, клей "Момент" - прозрачный, салфетки.
Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.
Методическое обеспечение программы
Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя
1.Максимов Ю. У истоков мастерства. М., 1983.
2.Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.,Просвещение, 1990.
3.Волков И. П. Учим творчеству. Москва. Педагогика 1998.
4. Секунова Т.Н. Волшебные узоры. Самарский дом печати, 1994.
5. Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. Ленинград 2000.
для детей
6.Терешкова Т. А. Учимся плетению макраме Хелтон 2000.
7. М. Кузьмина « Азбука плетения», Москва, Легпромбытиздат,1992.
8. Ю.А. Исполнева . Художественное плетение. Азбука макраме, Астрель, 2001.
9.Т.А. Терешкович. Изд. « Минск Хэлтон 2001» из серии «Секреты макраме»
Интернет источники:
1. http://www.fitopark.eu/macrame/1-macrame-uroki.htm
2. http://cluclu.ru/blog/macrame
3. http://luntiki.ru/blog/masterclass/1561.html
4. http://Istorija_makrame.
Предполагаемые варианты поделок.
Приложение 1
Светлана Вагина