Урок в формате деловой игры «Креативная экономика» (11 класс)
УО «Барановичский государственный университет»
Деловая игра
«Креативная экономика»
Старший преподаватель Климук Владимир Владимирович
Цель: закрепить полученные теоретические знания, представить и апробировать новые методы обработки экономической информации.
Задачи: - разработать поуровневые задания;
- предложить новые формы обработки и визуализации информации;
- представить креативные подходы в процессе принятия управленческих решений.
Ход работы:
Ученики делятся на 6 групп (по 6-8 человек). Выбирается лидер (руководитель) каждой группы.
В процессе представления систематических заданий в решение заданий задействованы все участники. По каждому заданию назначается ответственный (при обосновании решения).
Содержаний блока заданий:
1 задание «Креатив».
К предложенным экономическим категориям (выручка от реализации продукции; руководитель организации; коммерческая сделка; банковский кредит; заработная плата; номенклатура продаваемой продукции; набор новых сотрудников) представить графические изображения, их характеризующие. (8 мин.)
2 задание «Аналитик».
На основе представленных типовых форм отчётности по организациям вашего региона выполнить расчёты показателей (рентабельность продукции, материалоемкость, фондоотдача, фондовооруженность, коэффициент оборачиваемости, длительность оборота; средняя зарплата на 1 работника) и сопоставить между данными предприятиями. Составить аналитические выводы по расчётам. (8 мин.)
3 задание «Театрал».
Представить пантомиму любого вида деятельности (сферы бизнеса), задействовав всех участников своей группы. (8 мин.)
4 задание «Формуляр».
Заполнить пропуски по представленным формулам и действиям:
- Материалоёмкость = ?
43 = ?
- Рентабельность продукции = ?
= ?
- Фондоотдача = ?
3+2-9*2+15+1*3-3*0-40+(-4) = ?
- На фирме числится 25 работников. Компьютеров на фирме установлено 20 единиц (стоимость каждой – 10 млн. руб.). Какую сумму необходимо затратить для того, чтобы у каждого работника был свой компьютер?
5-70+71-6+21-(-2)+387 = ?
- Рост Алекса 182 см., рост Димона 175 см., рост Серёги 189 см. На сколько см. средний по росту парень превосходит самого низкого и на сколько см. отстаёт от самого высокого?
13+240*1+100+30+20-3+11 = ? (8 мин.)
5 задание «Новатор».
Предложить новый товар (продукт, работу или услугу) и описать его основные характеристики (предполагаемая стоимость, принцип действия). (8 мин.)
6 задание «Кредитор».
На вашу будущую фирму вы набираете 8 работников (средняя оплата труда каждого – 5,5 млн. руб., своя зарплата – 8 млн. руб.). Материальных ресурсов, требуемых для функционирования своей деятельности, необходимо: 120 кг. стали (стоимость 1 кг. – 15 тыс. руб.), 25 л. клея (стоимость 1 л. – 20 тыс. руб.). Уровень налоговых отчислений от всех затрат на выпуск продукции составляет 30%. Всего имеющихся собственных денежных средств у Вас – 35 млн. руб. Дефицит денежных средств на покрытие своих затрат вы планируете погасить с помощью банковского кредита (банковский процент в месяц – 5% от запрошенной, дефицитной суммы). Определите общую сумму месячных затрат с учётом собственных и кредитных средств. (8 мин.)
7 задание «Рационализатор».
Выбрать один из непродовольственных (продовольственных) товаров и выявить в нём наибольшее число преимуществ и недостатков для покупателей и предложить направления устранения выявленных негативных сторон. (8 мин.)
Общее время выполняемых заданий – 56 мин.
Введение и объяснение сути тренинга – 3 мин.
Выводы и анализ работы – 14 мин.
Межоперационное время (для отражения и оглашения промежуточных результатов по каждой) – 1 мин.
После каждого задания преподаватель (тренер) отражает результаты в электронном виде (с помощью компьютера и проектора).