12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вельчинская Ольга Александровна172
Люблю жизнь!
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой

Урок – деловая игра «Решение прикладных задач экономического характера»

Тема урока: Решение задач ЕГЭ практического характера.

Цели: Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты

Познавательные: находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Развивать устойчивый познавательный интерес.

Ход урока

Проблематизация, актуализация, мотивация. Вступительное слово учителя.

Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека, как располагать своими средствами для достижения по возможности большей выгоды. (П.Л. Чебышев)

А.А. Фурсенко:

«Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, так сказать, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни. Изменения в КИМах – это требование жизни…» (Из интервью журналу «Математика в школе» №1 2011 год)

Экономику сегодня нужно представлять, как совокупность методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Многие экономические понятия, такие как депозит, акция, стоимость, инфляция, прибыль, банковский процент, режим экономии, банкротство, дивиденды составляют тот фон, на котором проходит жизнь нашего общества. Поэтому, сегодня встает вопрос об экономической грамотности общества, его культуре.

При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем уроке мы и попытаемся установить связь между экономикой и математикой.

Экономику принято считать гуманитарной дисциплиной. На самом деле эта наука оперирует преимущественно количественно измеряемыми величинами (экономическими показателями) и функциональными или статистическими связями между ними (расчетными формулами и экономическими законами). Современная экономика - наука точная.

Систематизация и применений полученных знаний с целью развития творческих способностей учащихся.

Объявление условий деловой игры.

а) Житель России, желая построить собственный дом, имеет намерение взять кредит в банке. Проблема – какую сумму нужно взять? Он обратился в агентство для составления бизнес-плана.

Креативное агентство «ВСЁ ДЛЯ ВАС»

В бизнес-план должны быть включены следующие расходы:

Дёшево арендовать легковой автомобиль на сутки.

Найти компанию-перевозчика для транспортировки стройматериалов по самым дешёвым расценкам.

Определение высоты для бассейна на определенной территории.

Закупка стройматериалов на выгодных условиях.

Подключиться к наиболее выгодному Интернет-тарифу и телефонной связи.

б) Руководитель агентства, разделив всех «сотрудников» (учащихся класса) обращается в фирмы, которые могут оказать эти виды услуг:

1. Компания «МЕГАФОН» - услуги связи;

2. Компания-перевозчик «АВТОТРАНС» - услуги перевозки;

3.Торгово-строительная фирма «ХОЗЯИН» - продажа стройматериалов.

4. Инженерный отдел по расчетам «В ПОМОЩЬ» – расчет необходимых материалов, помощь в математических вычислениях.

Презентация услуг, которые могут оказать вышеназванные фирмы.

Четверо учащихся «презентуют» услуги и их стоимость на рынке:

а) Компания «МЕГАФОН» (задача из открытого банка заданий)

1. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает шесть тарифных планов.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за трафик

1. План "0"

Нет

2,5 р. за 1 Mb.

2. План "500"

550 р. за 500 Мb трафика в месяц

2 р. за 1 Mb сверх 500 Mb.

3. План "800"

700 р. за 800 Mb трафика в месяц

1,5 р. за 1 Mb сверх 800 Mb.

4. План "700"

600 р. за 700 Мb трафика в месяц

2 р. за 1 Mb сверх 700 Mb.

5. План "1000"

820 р. за 1000 Mb трафика в месяц

1,5 р. за 1 Mb сверх 1000 Mb.

6.План "Безлимитный"

1100 р. в месяц

Нет

Пользователь планирует, что его трафик составит 1100 Mb и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 1100 Mb?

2. Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана

 

 

б) Компания-перевозчик «АВТОТРАНС» (задачи из открытого банка заданий)

1. Клиент хочет арендовать автомобиль на сутки для поездки протяженностью 600 км. В таблице приведены характеристики трех автомобилей и стоимость их аренды. Помимо аренды клиент обязан оплатить топливо для автомобиля на всю поездку. Какую сумму заплатит клиент за аренду и топливо, если выберет самый дешевый вариант?

Автомобиль

Топливо

Расход топлива (л)

на 100 км

Арендная плата за 1 сутки

1. ИНО

Дизельное

4

2600

2. БМВ

Бензин

6

2000

3. ЭМИ

Газ

10

2400

Цена дизельного топлива 16 р. за литр, бензина 18 р. за литр, газа 15 р. за литр.

 

2. Для транспортировки 15 тонн груза на 300 км можно использовать одного из трех перевозчиков. Причем у каждого из них своя грузоподъемность используемых автомобилей. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс?

Перевозчик

Стоимость перевозки одним автомобилем
(руб. на 100 км)

Грузоподъемность автомобилей (тонн)

А

3200 р.

3,5

Б

4100 р.

5

В

9500 р.

12

в) Торгово-строительная фирма «ХОЗЯИН» (задачи из открытого банка заданий)

ДЛЯ ДОМА СРЕДНИХ РАЗМЕРОВ:

1. При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

Доклад руководителю агентства результатов работы групп с аргументацией; суммирование всех затрат и занесение их в таблицу.

 

«ВСЁ ДЛЯ ВАС»»

БИЗНЕС-ПЛАН НА ПОСТРОЙКУ ДОМА

В бизнес – план должны быть включены следующие расходы:

п/п

Необходимые расходы

Сумма в рублях

1

Закупка стройматериалов на выгодных условиях

16470

2

Дёшево арендовать легковой автомобиль на сутки

2648

3

Найти компанию-перевозчика для транспортировки стройматериалов по самым дешёвым расценкам

36900

4

Подключиться к наиболее выгодному Интернет-тарифу и телефонной связи

970+311=1281

6

ИТОГО

57299

Работа с клиентом: называется сумма будущих затрат на строительство дома:

СУММА: 57299 рублей + 7% (4011) от стоимости затрат за услуги агентства = 61310 рублей

ВЫВОД: нужно взять кредит на сумму 62000 рублей.

Расчёт кредитных выплат

Рассчитать одинаковую ежемесячную сумму платежа, если клиент собирается взять в банке 62000 рублей под 6% (3720) годовых и планирует выплатить кредит за два года. 2894

ВЫВОДЫ по работе:

Команды сравнивают свои результаты с результатом на экране. Отстаивают свою точку зрения.

Оцените свою работу в группе, записав результат в оценочный лист.

Итог урока. Выводы учителя:

На свете существует очень много наук и все они тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии... Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед и с огромной точностью ход вещей.

Рассмотренные сегодня на уроке задачи проиллюстрировали вам, как при помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем уроке мы реально увидели связь между экономикой и математикой.

Домашнее задание. Задания ЕГЭ В4.

Нарисуйте в тетради график вашего настроения на сегодняшнем уроке в три этапа. Каких эмоций больше вы сегодня получили? Покажите с помощью смайлика.

Опубликовано


Комментарии (3)

Ольга, 08.02.16 в 16:33 0Ответить Пожаловаться
А 11 -ый класс уже по ФГОС обучается? (Исходя из ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.)
Горбачева Вера Александровна, 08.02.16 в 18:31 0Ответить Пожаловаться
Просто набор задач ЕГЭ
Дзюрич Елена Алексеевна, 09.02.16 в 19:27 -1Ответить Пожаловаться
Согласна с коллегами. Данные задачи в 2016 году уже исключены из ЕГЭ.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.