Урок в форме деловой игры «Редактор» по теме «Однородные члены предложения»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока |
Урок в форме деловой игры «Редактор» по теме «Однородные члены предложения» (на основе использования краеведческого материала) (2 урока) |
Класс |
8 |
Предмет |
Русский язык |
УМК |
Русский язык. 8 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская (2016 год) |
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Цель деятельности учителя |
Систематизировать знания об однородных членах предложения. Повторить пунктуацию в предложениях с однородными членами. |
Задачи |
Образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать однородные и неоднородные определения, строить структурные схемы предложения, составлять задания в формате ОГЭ по теме урока. Развивающая: формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать. Воспитывающая: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответственному отношению к предмету; воспитывать уважительное отношение к своей малой родине, интерес к её забытой истории и культуре, к людям, прославившим её. |
Планируемые результаты |
Предметные: формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения; совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения; формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах, уметь «читать» схемы. Метапредметные: умение самостоятельно определять тему и цель своей работы; умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи; умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов. Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; развитие критического мышления, пунктуационной зоркости. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная; ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-схема. |
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари, карточки с заданиями. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем; видеофильмы об усадьбе Новоспасское, об усадьбе Александрино Новодугинского района, об усадьбе Барышниковых в Алексино Дорогобужского района; аудиозапись-актерское чтение стихотворения М.Исаковского «Ветер», сопровождаемая видеорядом; презентация о профессии корректора, выполненная группой учащихся. |
Основные понятия |
Простое осложненное предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения, сочинительные союзы |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||||||||||||
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
||||||||||||||||
Китайская народная пословица гласит: «Тот, кто задаёт вопрос, глупец в течение пяти минут, тот, кто его не задает, глупец всю свою жизнь». Чтобы не быть глупцами всю свою жизнь, на уроке мы будем задавать много вопросов. -Предположите, почему сегодня на уроке вопросов будет больше, чем на предыдущих? -Сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока. Наш урок будет проходить в форме деловой игры, название которой поможет узнать дерево мудрости, которое растёт во дворе школы. Оно сбросило несколько листочков с записанными на них вопросами и заданиями, ответив на которые и отгадав кроссворд, мы узнаем название нашей игры. |
Работают индивидуально и в парах. Выдвигают предположения по теме урока. Формулируют цель и задачи. Сообща приходят к общему мнению. |
Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Слушание собеседника, умение строить понятные для собеседника высказывания, обмен мнениями (К). Планирование необходимых действий и операций (Р). |
||||||||||||||
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ |
||||||||||||||||
Блиц-опрос «Дерево мудрости» (ответы появляются на слайде с кроссвордом) Союзы И…И, НИ…НИ, ИЛИ…ИЛИ, ЛИБО…ЛИБО называются…. (Повторяющимися) Однородные члены соединены между собой … связью (Сочинительной) Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию? (Однородные) Предложение служит для передачи мыслей, чувств одного человека другому. Какую функцию оно выполняет? (Коммуникативную) Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. (Пунктуация) Какой знак препинания ставится между однородными членами, не соединёнными союзами? (Запятая) Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед ними ставится …? (Двоеточие) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится …? (Тире) |
Слушают вопросы учителя. Индивидуально и в группах отвечают на вопросы. Ищут ключевое слово кроссворда. |
Выполнение учебно-познавательных действий. Осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей (П). Обмен мнениями (учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей) (К). Принятие и сохранение учебной задачи (Р). |
||||||||||||||
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОБЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||||||||||||||||
- Какое слово появилось в выделенных клеточках кроссворда? (Редактор.) Обратимся к толковому словарю и выясним значение слов редактор и редактировать. - Группа обучающихся подготовила презентацию о профессии редактор. - Наша деловая игра называется «Редактор», и в течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности редактора. Как вы думаете, какими качествами должен обладать редактор? |
В парах работают с толковым словарем: выясняют лексическое значение слов. Показывают и комментируют презентацию. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию. Выдвигают предположения по заданному вопросу. Делают выводы. |
Поиск и выделение информации; выдвижение гипотез и их обоснование; осуществление актуализации личного жизненного опыта (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К). |
||||||||||||||
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ. |
||||||||||||||||
- Мы – редакторы газеты «Смоленские ведомости», отвечаем за издание краеведческой странички, то есть должны знать историю и культуру родного края. Перед вами стихотворение М. Исаковского «Ветер». Прослушаем актерское чтение этого произведения. Затем выразительно прочитаем его, графически объясним постановку знаков препинания, построим его схему. (Видеофайл 1)
-Как вы думаете, почему поэт использовал в стихотворении простое предложение с однородными членами, а не сложное предложение? (Поэт показывает с помощью предложения с однородными сказуемыми быстроту движения ветра; приём олицетворения.) |
Фронтальное прослушивание актерского чтения стихотворения, сопровождаемого видеорядом Один обучающийся читает текст вслух. Весь класс во фронтальном режиме слушает и следит по тексту. Индивидуально графически объясняют постановку знаков препинания. Осуществляют взаимопроверку. Выдвигают предположения по заданному вопросу. Делают выводы. |
Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению (Л). Осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Контроль, видение допущенных ошибок, коррекция, оценка (Р). |
||||||||||||||
- Смоленщина богата красивыми усадьбами. Их история очень интересна, но в то же время печальна. Об одной из них рассказывается в следующей заметке, которую принесли в редакцию газеты «Смоленские ведомости». Но автор поставил не все знаки препинания: то ли забыл, то ли не знал. Мы должны проверить текст, прежде чем отдать его в печать.
(1)Ранним погожим утром отправляемся в старинное село Александрино, которое находится в Новодугинском районе. (2)Вдоль дороги мелькают то редкие кусты то молодая поросль деревьев. (3)Вдали лес весь разукрашен в жёлтые красные золотые краски осени. (4)В конце XVIII века князь Я.И. Лобанов-Ростовский построил для летнего проживания усадьбу, которую назвал в честь своей супруги Александрино. (5)Она включала усадебный дом с флигелями оранжерею служебные постройки парки с прудами. (6)До наших дней сохранилось несколько основных построек двухэтажный дворец с колоннами два одноэтажных флигеля корпус на подклете* и «дом черкесов». (7)Пруды в парке были соединены сложной системой каналов и приспособлены для катания на лодках и охоты на дичь. (8)В пейзажном парке можно было увидеть и всевозможные курганы и островки и лабиринты из дерева. (9)Сейчас усадьба находится в заброшенном состоянии. (10)От былого великолепия почти ничего не осталось. (11)Страшно подумать, что всё это может быть не только потеряно но и забыто. *Подклет – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение (архитектурный словарь: http://enc-dic.com/architec/Podklet-189.html). -Используя данный текст, каждая группа должна составить по 2 задания в формате ОГЭ по теме «Однородные члены предложения». - Выполним составленные вами задания. |
Работа с текстом в группах по 4 человека (4 группы). Анализ работы и вывод внутри группы. Корректировка работы групп. Общий вывод. Работа в группах. Составление заданий. Фронтальная проверка составленных заданий. Корректировка. Индивидуальные ответы на задания. Самооценка. |
Осознание своих возможностей в учении (Л). Извлечение необходимой информации из объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний. (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Контроль, видение допущенных ошибок, коррекция, самооценка (Р). |
||||||||||||||
- Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор, наш земляк, родился в усадьбе Новоспасское, находящейся в Ельнинском районе. Предлагаю совершить заочное путешествие на родину гения музыки. (Видеофайл 2) - Корреспондент нашей газеты написал статью о Михаиле Ивановиче Глинке. Поработаем с предложением из статьи (дифференцированные задания) 1 уровень Выполните синтаксический разбор предложения. В оранжереях усадьбы М.И. Глинки выращивались диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, персики и ананас. 2 уровень Восстановите пропущенные знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. В оранжереях усадьбы М.И. Глинки выращивались диковинные для Смоленщины растения: лимоны абрикосы персики и даже лимон. 3 уровень Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. В оранжереях усадьбы М.И. Глинки выращивались диковинные для Смоленщины растения лимоны абрикосы персики и даже лимон. |
Просмотр фильма о Новоспасском Самостоятельная работа с проверкой по шаблону. Самооценка. |
Самостоятельное выделение и формулировка цели; осуществление поиска необходимой информации (из учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Самостоятельное планирование необходимых действий, операций, действие по плану (Р). |
||||||||||||||
«Маленький театр» -К нам на урок пришли пятиклассники. Они тоже знакомы с однородными членами предложения. Ребята разыграют перед вами сценку, а вы решите учебную задачу, поставленную ими.
Сценка пятиклассников. Автор: Шли вдвоём И так И сяк. В общем, кажется, пустяк. Вдруг навстречу Запятая, Очень важная такая. Запятая: -Здравствуйте, мои друзья! Вам без меня никак нельзя: Друг на друга вы похожи – Нужно между вами стать, Чтобы мне вас разделять. И так: -Вот ещё! Зачем тебе Между нами становится? Не хотим с тобой водиться! И сяк: -Только вместе мы имеем Важный смысл и полный вес. Не нужна ты вовсе здесь! Запятая: - Ну, ни дать ни взять, грубят! Смотри6 выгнать норовят. Уж я вам вот покажу: Растащу вас, развяжу, В разные места поставлю, Уважать себя заставлю. Автор: И так И сяк вдруг засмеялись, Дружненько за ручки взялись, По дороге пошли вдаль: Запятую им не жаль – Ведь она им не нужна Да для них и не важна. - Какую учебную задачу поставили перед вами пятиклассники? - Дайте ответ на поставленный вопрос. - Запишите фразеологические обороты с повторяющимися союзами И…И, НИ…НИ. Каково их лексическое значение? - Придумайте и запишите предложение с одним из этих фразеологизмов. |
Смотрят инсценировку. Воспринимают увиденное и услышанное. Формулируют учебную задачу. Дают ответ на вопрос. Работа в группах. Фронтальная проверка. Индивидуальная работа. Фронтальная проверка. |
Осознание своих трудностей и стремление их преодолеть; проявление способностей к самооценке (Л). Установление причинно-следственных связей, выводы (П). |
||||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. |
||||||||||||||||
Анкета
Домашнее задание: Творческая командировка. -Вам необходимо отправиться в командировку в село Алексино Дорогобужского района, в великолепную усадьбу Барышниковых, а затем написать статью в газету, используя предложения с однородными членами, в том числе и с обобщающим словом при однородных членах предложения. (Видеофайл 3) |
Работают с анкетой. Анализируют работу на уроке через самооценку. Смотрят фильм об усадьбе Барышниковых в Алексино. Воспринимают зрительно и на слух, делают черновые записи. Записывают домашнее задание |
Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). |
Легоцкая Вера Сергеевна
Дубова Ирина Дмитриевна
Дениченко Наталья Сергеевна