Урок 1
Урок математики во 2 классе
Тема: «Порядок действий в выражениях.»
Дзбоева Юлия Александровна
учитель начальных классов
В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.
Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. В интерактивном обучении процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс по знания. Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Внедрение ИКТ на уроках позволяет реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Цели: педагогическая: создание условий для освоения способа определения порядка действий в выражениях без скобок; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся научатся применять правило порядка действий в выражениях без скобок, содержащие любые действия.
Тип, вид урока: открытие нового знания.
Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы; коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.
Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия – способ определения порядка действий в выражениях без скобок, содержащих любые действия: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.
Ход урока:
I. I. Организационное начало.
Психологический настрой на урок.
– Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, считать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.)
– Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими. Пожелайте удачи друг другу на уроке. (Слайд 2)
Чтобы быстро считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Личностные УУД:смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
- Урок у нас необычный. Мы отправляемся в гости к героям очень интересного мультфильма. Вы любите мультфильмы? Думаю, этот мультфильм вы все любите смотреть. Отгадайте, кто это. (слайд 3)
Герои мультфильма
Похожи на шарики.
Все знают, что это -
Мультяшки…Смешарики
-Но у наших героев беда! Приближается праздник. Вы знаете какой? И что, обычно, бывает в домах? А у наших героев ёлки нет. Они отправляются в горы, чтобы найти большую ёлку. Поможем ее найти?
(фрагмент мультфильма)
1. Работа с трехзначными числами. (слайд 4)
-Назови числа в порядке возрастания.
-Какое число лишнее?
-Какое число является предыдущим для числа 231?
-Какое число является последующим для числа 679?
-В каком числе количество сотен и десятков одинаковое?
-Какое число меньше 960 на 6 единиц?
-В каком числе количество десятков отсутствует?
2. Найди лишнюю фигуру. (слайд 5)
3. «Цепочка». (слайд 6)
III. Открытие нового.
Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные УУД: познавательная инициатива; волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
1.Запись числа в тетрадях.
2.Продолжи ряд чисел, найдя закономерность. (задания по рядам). (слайд 7)
3.Определение темы урока. (работа в паре). (слайд 8)
-У вас на партах лежат снежинки. Так как у наших смешариков нет снега, я думаю, мы сможем им помочь. На них записаны приметы. Решать вы их будите парами. Около примеров записаны буквы. После того, как вы решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания, сможете разгадать слово. Это слово относится к теме нашего урока.
-Молодцы!!!! Небольшой снегопад мы им устроили!!!!
-И так, тема нашего урока…..(слайд 9-10)
4.Работа с выражениями. (слайд 11)
-Что вы видите? Все ли записи здесь являются выражениями? Запишите только выражения по группам.
-На какие группы вы их разделили?
-Какие выражения называются буквенными? А числовыми?
IV. Физминутка.
V. Повторение и закрепление пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.
1.Решение задачи. (слайд 12-13)
В первой школе 252 ученика, во второй – 334, а в третьей – на 100 учеников больше, чем во второй. Сколько всего учеников в этих трёх школах?
-О ком говорится в задаче?
-Что вы о них узнали?
-Сколько школ?
Сколько учеников в первой школе? Во второй? А в третьей?
-Что нужно узнать?
-При составлении схемы, что будет являться «целым»?
-А частями?
-Решайте. Запись оформите одним выражением.
(один ученик решает у доски, остальные в тетрадях)
2.Разноуровневые задания. (слайд 14)
На карточках разного цвета дети получают выражения, в которых нужно расставить скобки по данной программе действий.
3. Геометрический материал. (слайд 15-16)
На слайде шестиугольник.
-Сколько пятиугольников на рисунке?
-Найдите периметр пятиугольника.
-Что такое периметр?
VI. Итог. Рефлексия (слайд 17-18)
Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.
-Мы много сегодня работали. Какую же тему мы сегодня изучали?
-Какой же порядок действий в выражениях со скобками?
-Какой вид работы вам понравился больше всего?
-Посмотрите на слайд , что мы нашли?
-Очень красивая ёлочка, но что то у неё не хватает?
-Перед вами три разного цвета игрушки. Каждая игрушка соответствует цвету вашего мнения об уроке. Синяя- было не интересно и ничего не получилось. Красная- было интересно, но возникали ошибки в работе. Золотая- было очень интересно, все получилось!
Урок 2
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: "Вставай, страна огромная"
Дзбоева Юлия Александровна
учитель начальных классов
Личностные: Чувственно - эмоциональное отношение к миру: создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить формирование негативного отношения к завоевательным войнам
Общеучебные умения:
Познавательные и регулятивные умения:
-целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
-умение структурировать знание, работать по алгоритму
Коммуникативные умения:
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, выслушивать мнения ребят, работая в группе
умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Предметные:
Базовый уровень - по стандарту и программе:
-учащиеся должны знать, что Великая
Отечественная война тяжелейшее испытание, выпавшее на долю жителей нашей страны, что в борьбе народное единство - сплочение помогло отстоять свободу;
Освоят понятия: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер
Повышенный уровень:
понять: фашизм - идеология человеконенавистничества, чувство ответственности за судьбу страны
Ресурсы:
Печатные средства: Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин. 2 часть: «Мое Отечество», «Методические рекомендации для учителя»
Аудиовизуальные: видеоматериал о Великой Отечественной войне; сл. В. Лебедев-Кумач, музыка А. Александрова, «Священная война» слова в исполнении ансамбля п/у А.Александрова, «День Победы»
Стихотворение Ираиды Мордовиной «Заря вставала над Землёй…».
Ход урока:
Организационные действия (самоопределение к деятельности)
(Эмоциональный настрой на урок и организация на работу).
– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
- Один, никому неизвестный грек по имени Герострат, желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории.
II Постановка проблемы и актуализация знаний.
1. О каком будущем мечтали люди в нашей стране в 30-е годы?
2. Что вы узнали о Коммунистической партии Советского государства?
3. Как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20-30-е годы XX века?
4. Кто такие пионеры и комсомольцы?
5. Что такое колхозы и кого звали колхозниками?
6. Можно ли сказать, что в 20-30 годы в СССР было создано справедливое общество?
-Какие ваши любимые праздники? Какие чувства вызывает слово праздник? С каким настроением идут на праздник люди?
Какой сделаем вывод: Праздник - это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях. (Слайд 1)
-Что объединяет все эти вещи? (связаны с войной). Как называется эта война? Почему эта война получила название «Великая» и «Отечественная»? Что решалось в этой войне? (судьба страны..)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (посвящена ВОВ, назовем ее «Вставай, страна огромная!») (Слайд 2)
- Послушайте куплет из песни, скажите, как называют День Победы? (Слайд 3)
«День Победы - «праздник со слезами на глазах». Какое вы заметили противоречие? - Какой вопрос у нас возникает?
III Проблема урока:
- Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»? (Слайд 4)
-Что могут вспоминать люди, прошедшие войну?
(На доске запись:
-страх за себя, близких, свою Родину,
-погибших родных, товарищей,
- разрушенные дома, -голод, -смерть.)
IV. Поиск решения проблемы.(открытие нового знания)
- Где мы можем проверить свои предположения? (В книге)
1.Начало Великой Отечественной войны.
( работа по учебнику с 100…, )
_ Кто захватил власть в Германии? Кто стоял во главе? (фашисты, А.Гитлер). (Слайд 5)
Что внушили они немецкому народу? Такая политика – это распространение идеологии фашизма.
-Что начали гитлеровцы?
Вывод: 1939 год – гитлеровцы начали вторую мировую войну (Слайд 5)и на доску)
-Почему война называется Мировой? ( Вовлечены многие государства).
Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами. (карта) (Слайд 6)
-Что произошло 22 июня? ( голос Левитана об объявлении войны)
22 июня 1941 год - гитлеровцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война (Слайд 7)
-Каким оказалось это нападение для простых советских людей?
-Вспомним, что строили советские люди после первой мировой войны? Какие чувства вы бы испытали на месте людей, с таким трудом построившим к 40 годам хх века новый дом, и теперь столкнувшиеся с врагом, который хочет не только разрушить этот дом, но и отнять землю на которой он стоит?
-Кто поднялся на защиту Родины? Весь народ перед лицом опасности сплотился.
-Посмотрим, как это было. (слайд 8…..)
– 22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.
(Слайд 9) Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, всего 7—8 тысяч человек. С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что гарнизон был разбит на несколько отдельных очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты; 26 июня пал последний участок обороны Цитадели. Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.
– Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
2. События 1941-1945 г.
Важные события, происходившие в 1941-1945 годах, даты, вы будете искать в тексте учебника по группам.
Работа по группам. «Позади Москва», «С войной покончили мы счеты»
Задания для групп.
Задание для 1 группы: учебник с 102 «Позади Москва», 1,2 абзац (заканчивается: Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.) Вопросы: отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?
Кто показал пример героического подвига? Кто командовал нашей армией в битве за Москву?
Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины? Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?
Задание для 3 группы: учебник с 103-104 «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение?
IV. Воспроизведение нового знания.
1.Проверка работы в паре.
1 группа. Важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение – битва за Москву. Пример героического подвига показали 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова. (Слайд 10)
Дополнительный материал. 28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы танков. Слова Вас. Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва!»,- облетели всю страну. Почти все они погибли. Но не пропустили фашистов к Москве! Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.
Вывод: Сентябрь- декабрь 1941 год – битва за Москву (Слайд 12)
2 группа: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)
Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины? Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?
В Сталинградской битве решалась судьба нашей Родины. Слова Вас. Зайцева «Для нас за Волгой Земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!» были призывом для всех сражаться до конца. Был открыт мемориал на Мамаевом Кургане.
Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва (Слайд 13) Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)
Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва (Слайд 13)
Дополнительный материал. Сталинградская битва у Сталинграда, города на Волге длилась более 200 дней, больше 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград, измотав врага, перешли в контрнаступление.
– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. Запасы продовольствия были крайне ограниченны, Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября. В Ленинграде начался голод. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. (Слайд 14-17)
Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Всю семью унесла блокада. Савичевы умерли. Умерли все. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.
То, что увидели советские воины и о чём вскоре узнал весь мир, было чудовищно. 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец. (Слайд 18)
Концлагеря - страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними. Детский концлагерь. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта. (Слайд 19)
Вопросы для самостоятельного поиска ответов в учебнике. (учебник с 103-104 «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты))
Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение? - Весной союзники вели последние бои с фашистами. Над главным зданием Берлина Рейхстагом был поднят красный флаг.
Вывод: 9 мая 1945 год – День Победы в Великой Отечественной войне (Слайд20)
Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?
- Люди радовались Победе. Не скрывали слез потому, что в каждой семье кого-либо оплакивали: или погибшего сына, или замученных фаш. палачами родителей, или увезенную в Германию дочь. (Из 24 выпускников до победы дожили трое.)
Вывод: Каждая семья оплакивала погибших родственников, война – это смерть, горе.
Вывод: Сентябрь 1945 год – окончание второй мировой войны (Слайд21)
Вопросы ТЕСТА по теме:
« Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.».
1. Кто был инициатором развязывания войны?
1) Сталин; 2)Гитлер; 3) Молотов.
2. Когда началась Великая Отечественная война?
1) 22 июня 1941 года; 2) 1 августа 1933 года; 3) 1 сентября 1939 года.
3.Защитники какой крепости первыми вступили в бой с немецкими
захватчиками?
1) крепости Измаил; 2) Брестской крепости; 3) крепости Очаков.
4. В каком городе сформировалось первое народное ополчение?
1) в Ленинграде; 2) в Киеве; 3) в Москве.
5. Под каким городом немцы впервые потерпели поражение?
1) под Москвой; 2) под Ленинградом; 3) под Киевом.
6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
1) 500 дней; 2)900 дней; 3) 200 дней.
7. В каком году началось освобождение Европы?
1) в 1943 году; 2) в 1945 году; 3) в 1944 году.
8. Когда был подписан акт о капитуляции Германии?
1)1 мая 1945 года; 2) 9 мая 1945 года; 3) 2 мая 1945 года.
9. Укажите известного полководца Великой Отечественной войны?
1) К. Жуков; 2) А. Суворов; 3) М. Кутузов.
10.Сколько советских человек погибло в этой войне?
1) 6 миллионов человек; 2) 20 миллионов человек; 3) 27 миллионов человек.
1.-2 2.-1 3.-2 4.-3 5.- 1 6.-2 7.- 3 8.-2 9.- 1 10-3
VI. Подведение итогов работы.
Почему же День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?
Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В каждой семье кого-либо оплакивали. 27 миллионов жизней унесла война. В руинах были города и села. (Слайд 23)
-Скажите, верны ли были наши предположения?
-Скажите, есть ли свидетели или участники этой войны? (Ветераны Слайд 24)
- Ребята, в заключении, я предлагаю прочитать на слайде про себя стихотворение Ираиды Мордовиной «Заря вставала над Землёй…».
VII. Рефлексия деятельности на уроке.
- Что нового узнали?
- Что помогло узнать новое?
-Где пригодятся знания?
-Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?
(Слайд 26)
Урок 3
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Развитие умения писать слова с проверяемыми
буквами согласных в конце слова.
Дзбоева Юлия Александровна
учитель начальных классов
Цель урока: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, графически обозначать её и подбирать проверочные слова.
Задачи урока:
Обучающая: формировать умение подбирать проверочное слово тремя способами;
Развивающая: развивать умение работать индивидуально, в паре, по заданному алгоритму;
Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи на уровне предложения или небольшого текста, доносить свою позицию до других, владеть приемами монологической и диалогической речи.
Средством формирования этих действий служит работа в парах.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал к уроку, задания из учебника.
Предметные результаты: правильно называть звуки в слове; писать буквы проверяемых согласных на конце слова; видеть «опасные места» в словах, изученные орфограммы; ставить ударение, различать ударный и безударный слоги; находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к деятельности
- Ребята, сегодня урок у нас будет необычный. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретенных знаний. А для этого...
В путешествие, друзья,
Приглашаю вас я.
И с собой прошу взять
Ручку, карандаш, тетрадь.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.
2. Актуализация знаний «Вспомним пройденное»
- Отгадайте. На чём же мы отправимся в путешествие? (На слайде 2 один из учеников читает загадку всему классу).
Весь день домой и на работу
Возить людей его забота.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
(Автобус)
(Дети предлагают разные варианты отгадки: машина, автобус, В ходе обсуждения приходят к единому мнению).
-Ребята, к нам иногда на урок приходят сказочные герои. Сегодня – не исключение. Отгадайте предмет и узнайте нашего гостя.(На слайде 3 ученик читает загадку всему классу).
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход!
(Карандаш)
-Молодцы! У нас сегодня в гостях действительно сказочный герой Карандаш. Помогите Карандашу объединить эти слова. (На слайде 4 даны слова: карандаш и автобус). Какие это слова?
(Эти слова словарные. Они называют предметы. Это имена существительные)
-Умницы! Какие ещё общие признаки вы подметили у этих слов? Кто хочет задать вопрос по теме «Имя существительное»?
-Отлично! Давайте усложним задание. Выделите согласные звуки в слове автобус и назовите буквы, обозначающие эти звуки.
(На слайде 5 дети видят буквы, которые обозначают эти согласные звуки) Звук [в], буква «Вэ», звук [т], буква «Тэ», звук [б], буква «Бэ», звук [c], буква «Эс».
Минутка чистописания
-Рассмотрите внимательно образец и установите закономерность этих букв.
(Втбс, Твбс,...).
(Буквы по порядку меняются местами)
-Подумайте и скажите. На какие две группы можно разделить эти буквы?
(В одну группу записываем буквы обозначающие звонкие, а в другую – обозначающие глухие согласные звуки.)
3. Формулирование темы и целей урока.
-Правильно, ребята. Давайте вернёмся к словам «автобус» и «карандаш» (Работа со слайдом 6).
-Скажите, сумели ли эти слова подсказать вам тему нашего урока? Кто сможет сформулировать тему урока?
(Эти слова с парными согласными в конце слова.)
-Отлично! Сегодня мы продолжим учиться распознаванию и проверке слов с парными согласными в конце слова.
4. Применение новых знаний.
-Давайте с вами поиграем. Какой буквы не хватает в словах?
Игра «Куда летят самолёты?».
На доске два самолёта. У одного на крыле – буква д, а у другого – т.
Написаны слова:
ко_ компо_
лё_ мё_
пило_ самолё_
Два ученика работают у доски. Один ученик красным мелком соединяет букву д на самолёте с нужными словами (мёд, сад, лёд), а другой ученик зелёным мелком соединяет букву т на самолёте со словами, которые оканчиваются на эту букву (компот, пилот, самолёт). Остальные ученики записывают слова по вариантам:
I вариант – с буквой т.
II вариант – с буквой д.
Затем каждый вариант читает записанные слова, объясняя выбор той или иной буквы.
-Отлично! Сколько пар по звонкости и глухости в русском языке? (слайд 7)
Молодцы! Вспомним. Как проверить написание парных согласных на конце слова?
(Шесть пар. (Дети называют хором.)
Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный.).
5 . Физминутка
6. Применение новых знаний
Работа с загадками
-Сегодня на уроке со сказочным героем Карандашом, мы отправимся в путь туда, где живут звери. Кто догадался?
(В зоопарк.) (слайд 8)
- Каких зверей встретил в зоопарке Карандаш? Отгадайте загадку о животном и запишите отгадку в тетрадь вместе с проверочным словом
-Один ученик читает загадку, а дети отгадывают. Другой по ходу написания слова в тетрадь доказывает правописание слова. (слайд 9)
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(Медведь)
(Медведь – в конце парный, звонкий согласный [д']. Проверяем: медведи.)
« Корабль пустыни» по пескам плывёт. (слайд 10)
Я здесь хозяин, здесь мне почёт.
Зверь я горбатый
И нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
(Верблюд – в конце слова парный, звонкий согласный [д]. Проверяем: нет верблюда.)
Самый рослый из зверей- (слайд 11)
Африканский длинношей.
Ходит гордо, словно граф,
Называется...
(жираф).
(Жираф – в конце слова парный, глухой согласный [ф]. Проверяем: жирафик.)
- Умницы! Все хорошо справились с работой. Выполняя следующее задание, вы должны ещё раз показать прочность ваших знаний и умений.
7. Самостоятельное примение знаний
Работа в группах над текстом (слайд 12)
-В зоопарке Карандаш увидел енота, который решил написать письмо своему другу. Прочитайте это письмо в группах. Помогите найти слова с ошибками.
(Каждой команде выдаётся текст письма).
Здравствуй, крод! Я пробежал через лук. Справа от меня был голубой прут. Я залез в огорот и нашёл там клат. Это были редиз и кабачог. Я взял для тебя корнеплот.
(После работы детей в группах идёт проверка на слайде ).
Дети ищут слова в которых допущена ошибка.
-Сколько слов с ошибками написал енот?
-Какой корнеплод взял для крота енот?
-Почему вы так решили?
(8ошибок.
Енот взял редис.
Съедобная часть (плод) является корнем. Поэтому редис является корнеплодом.)
-Давайте составим предложение с одним из слов.
(Составление и запись предложения, разбор его)
8.Рефлексия
Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились!
Мы писали, закрепляли
В зоопарке побывали
Никогда не забывай
Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй!
Спасибо за урок!
Пункт 6.
Пункт 9. Наличие обобщающего педагогического опыта
Пункт 12.
Публикации методических материалов:
Ссылки на публикацию
1. http://www.proshkolu.ru/user/amond27/file/4160385/ - открытый урок по русскому языку в 1 классе.
2. https://multiurok.ru/dzboeva/files/issliedovatiel-skaia-rabota-uchienitsy-2-klassa-po-tiemie-vsia-pravda-o-shokoladie.html - исследовательская работа «Вся правда о шоколаде».
3. https://infourok.ru/prezentaciya-k-issledovatelskoy-rabote-koshka-kotoraya-gulyaet-sama-po-sebe-794645.html - исследовательская работа «Кошка, которая гуляет сама по себе».
4. https://multiurok.ru/dzboeva/files/issliedovatiel-skaia-rabota-uchienitsy-3-klassa-po-tiemie-pochiemu-otkryvaiutsia-i-zakryvaiutsia-sosnovyie-shishki.html - исследовательская работа «Почему открываются и закрываются шишки?»
5. https://multiurok.ru/dzboeva/files/urok-priezientatsiia-vo-2-klassie-pietierson-l-po-tiemie-poriadok-dieistvii-v-vyrazhieniiakh.html - урок математики во 2 классе .
6. https://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-matematike-v-1-klasse-po-teme-slozhenie-i-vychitanie-chisel-v-predelah-20-bez-perehoda-cherez-desyatok-5167673.html - Урок математики в 1 классе «Путешествие в математический космос» Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20.»
7. https://multiurok.ru/files/povtorenie-po-teme-glagol-6.html - Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Закрепление знаний о глаголе»».
8. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-etike-na-temu-druzhba.html - основы светской этики Открытый урок по теме : «Дружба»
9. https://multiurok.ru/files/konkurs-miss-baba-iaga.html - внеклассный конкурс «Мисс Баба- Яга»
Шпехт Тамара Павловна