12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ирина Руснак381
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Моздок
Материал размещён в группе «Внекласные мероприятия»
Видеоролик
MP4 / 4.58 Мб

Круглый стол для 9-11 классов

«Моя душа одна

Танцует грустный вальс…»

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день!  Сегодня мы проводим заседание круглого стола. Давайте узнаем для начала, как появилось это название и какова цель такого мероприятия.

Подготовленный учащийся: Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Круглый стол - это современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Цель такого мероприятия – обмен мнениями и поиск компромиссных решений.

Учитель: О чем говорит тема заседания?

Ответы: …

Учитель: Действительно, сегодня мы соберемся за круглым столом, чтобы поговорить об одиночестве. Я надеюсь, вам будет интересно.

2. Условия игры

Учитель: Послушайте условия игры: за круглый стол сядут только 2 человека от команды. Остальные участники будут работать с места. За каждый ответ (высказанное мнение) представители команды будут получать баллы. 1 ответ – 1 балл. Команда может увеличить количество баллов, если прозвучат дополнительные ответы с места. Прежде чем давать ответ на вопрос, участник «с места» должен назвать свою фамилию, для того чтобы ее записали помощники. В итоге самая активная команда будет награждена грамотой, а самые активные участники получат в награду оценки.

(Представители команд занимают места за круглым столом.)

3. Социальное исследование

Учитель: Ответьте на первый вопрос из домашнего задания : Каких героев художественных произведений вы назвали бы одинокими? (Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя), Юшка («Юшка»)Платонова, Мечтатель («Сентиментальный роман» Достоевского), Герасим («Муму» Тургенева), Катерина Петровна («Телеграмма» Паустовского), Катерина («Гроза» Островского), Контрабасист («Контрабас» Патрика.Зюскинда) и др.

Учитель: Писатели часто изображают одиночество. Считаете ли вы ее актуальной? (…)

1 подготовленный ученик: Ответ этот вопрос мы поищем в статистических данных. Результаты анкетирования (приложение 1), проведенного в параллелях 6-11 классов нашей школы говорят о том, что чем старше становятся подростки, тем чаще они страдают от чувства одиночества. Большинство винит в этом себя . Если 5-7-классники чаще всего признаются в том, что им одиноко и ищут способы избавиться от этого состояния, то 20% опрошенных 8-11-классников (по нарастающей) не готовы в этом признаваться в открытую и не ищут способы избавления, хотя одиночество их тяготит.

2 подготовленный ученик: Сведения из Интернета:

Учитель: Давайте сделаем вывод! (Вывод: проблема актуальна.)

Учитель: Каковы причины одиночества? (дефицит общения; депрессия; трагедия, которая отдалила человека от общества; нарушение коммуникативных навыков)

Учитель: Что сегодня является причиной нарушения навыков общения? (Например, нанотехнологии, которые позволяют общаться и решать вопросы дистанционно, приводят к тому, что многие люди теряют этот навык прямого общения и др.).

4.Инсценировка.

Посмотрите инсценировку одной притчи. Она называется «Средство от одиночества».

Пришла однажды к мудрецу девушка.

Девушка: О, мудрец. Я очень одинока. Скажи, как мне избавиться от одиночества?

Мудрец: Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должна пройти испытание.

Девушка: Хорошо. Я согласна.

Мудрец: Я завяжу тебе глаза. (Завязывает глаза.)Принеси мне книгу, которая лежит на окне.

(Девушка всем видом показывает, что ей трудно выполнит эту просьбу, так как она вынуждена передвигаться вслепую).

Мудрец: Теперь я закрою тебе уши, а ты скажи, что ты чувствуешь.

(Становится позади, закрывает уши девушки.)

Девушка: Я чувствую, что весь мир вокруг словно оглох. Это ужасно.

(Мудрец отводит руки.)

Мудрец: Испытания закончились.

Девушка: Как я рада, что всё выдержала! Теперь вы поможете мне?

Мудрец: Разве ты по-прежнему чувствуешь себя одинокой?

Девушка: Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не догадывалась, что вокруг такое множество звуков и красок.

Мудрец: Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок.

Девушка: Но вдруг чувство одиночества опять вернётся…

Мудрец: Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание!

5. Беседа

- Вам понравилась притча? Чем? (…)

-Что такое одиночество? (…, …, …, …)

-Правильно ли мудрец спасал девушку от одиночества? Почему вы так думаете? (…,…,…,…,…)

Учитель: Инна расскажет вам, какое определение одиночества дают психологи.

Подготовленный ученик: Одиночество – это особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя. Одинокий человек теряет ощущение самого себя из-за отсутствия контактов с другими людьми, он проваливается в пустоту, в которой его, как личности, нет. Это эмоциональное состояние возникает в тот момент, когда человек не получает полноценного внимания со стороны других людей, когда он не чувствует положительной эмоциональной связи с людьми или боится ее потерять.

Учитель: Итак, солнце, луна и звезды не спасают от одиночества. От этого могут спасти люди. Если притча лжет и мы не узнали средство от одиночества, значит, цель нашего мероприятия… (найти средство от одиночества).

Учитель: Каким способом можно достичь цели мероприятия? (Можно проанализировать ряд ситуаций.)

6. Анализ ситуаций

1)Учитель: Проанализируем ряд ситуаций.

Подготовленный ученик: Анализ первой ситуации.

Письмо из Интернета

Год назад в жизни моего соседа произошла трагедия, и он остался совсем один. Я никогда близко с ним не общался, только здоровался при встрече. Последнее время он редко выходит из квартиры.

Очень изменился: осунулся, совсем не улыбается, хотя раньше выглядел жизнерадостным. А вчера к нему приезжала «Скорая». Я бы рад был ему помочь, но он не просит о помощи. Стоит ли навязываться к нему с общением? Посоветуйте, что делать.

 

-Как поступить автору письма? Стоит ли «навязывать общение»? Докажите свою точку зрения.

Учитель: Спасибо за высказанное мнение. Узнаем, как относился к данной проблеме Эдуард Асадов.

2) Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Падает снег»

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

3) Анализ второй ситуации по плану:

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выражение отношения к проблеме, эмоциональный отклик;

3 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

4 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

5 этап — решение кейса — разработка одного или нескольких вариантов последовательности действий;

6 этап - организация презентации решений;

7 этап - организация общей дискуссии; выбор наиболее эффективных способов реше-

ния проблемы;

8 этап - Оценка результатов проделанной работы.

 

Видеоролик 1 (фрагмент ролика, девушка -подросток)

4) Анализ третьей ситуации по тому же плану:

Видеоролик  (старушка)

7. ИТОГ.

Учитель: А рядом с вами или, может, рядом с вашими родственниками, друзьями живут пожилые одинокие люди? Вы что-нибудь для них делаете? … Как сказал Пушкин: «Вы грозны на словах — попробуйте на деле!»

Учитель: Вы вначале сомневались в актуальности проблемы. Почему? (Потому что она не касается нас лично.)

Учитель: Еще почему ? (Чтобы видеть проблему, нужно уметь видеть и не зацикливаться только на своих интересах.)

Учитель: Из каких соображений следует обращать внимание на чужие проблемы ? (1. Гуманность.2. Завтра проблемы могут коснуться тебя…и др.)

Учитель: Попытка решить чужую проблему – это проявление доброты. Фазиль Искандер говорил: «Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными». Спасибо всем за беседу. Было интересно с вами общаться.

8. Игра «Комплимент» (пока помощники подсчитывают баллы)

Помощник кидает мяч одному из участников. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и возвращает мяч помощнику. Помощник кидает мяч следующему участнику. Тот, кому мяч перекинули, называет хорошее качество участника, получившего перед этим мяч. Затем он называет свое имя и возвращает мяч помощнику.

Игра повторяется.

9. Исполнение песни «Праздник счастливого детства»

 

Припев:

Подпевай лучшие песни вместе с нами,

Зажигай звёзды в небесах.

Собирай всех, кто хочет стать друзьями

И встречай звонкие голоса!

 

1. Праздник счастливого детства,

Праздник, где песни живут,

Где собираются вместе

И поют.

Праздник на крыльях летевший

Снова позвал нас сюда,

Здесь побеждает сильнейший,

Будет так всегда!!!

Припев.

 

2. В зале царит вдохновенье,

Праздник сегодня для всех.

Много труда и везенья

И вот - успех!!!

Прыгают ноты со строчек

Шёпот, волненье кулис.

Звёздного неба кусочек,

Крики , браво, бис!

Припев.

 

3. рэп: В ярких софитах

Не бойся, не теряйся!

Музыкой волшебной наслаждайся

Смелей !

Нам очень нравится песня

Веселей!

Давай споём её вместе-е-е-е-е-е!

Припев.


 

10. Подведение итогов, вручение грамот.


 

Приложение 1

Вопросы для анкеты:

1.Испытываете ли вы чувство одиночества?

Часто

Иногда

Никогда

2.Тяготит ли вас одиночество, если вы его испытываете?

Да

Нет

Иногда

3.Кто ответственен за ваше одиночество?

Родные и близкие

Окружающие люди

Я сам

Затрудняюсь ответить

4. Как вы боретесь с одиночеством?

Никак

Честно признаюсь окружающим, что мне одиноко

Затрудняюсь ответить

Приложение 2

Вопросы для домашнего задания (даны перед мероприятием):

1.Каких героев художественных произведений вы назвали бы одинокими?

2.Каковы причины одиночества?

3.Необходимо ли решать проблему одиночества? Почему.

4.Что сегодня может являться причиной нарушения навыков общения?

5.Если необходимо решать проблему одиночества, как это делать?

6.Как помочь человеку, если он не просит о помощи?



Видеоролик 1.
MP4 / 75.31 Мб

Опубликовано в группе «Внекласные мероприятия»


Комментарии (1)

Ломаченко Елена Ивановна, 15.06.19 в 23:33 0 Ответить Пожаловаться
спасибо, очень понравилось, использую в своей работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.