Круглый стол «Роль семьи в воспитании творческой личности»
Круглый стол
«Роль семьи в воспитании творческой личности»
Цель: создание духовной основы личности.
Задачи:
1. Формировать жизненно необходимые умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
2. Создать максимально благоприятные условия для развития интеллекта и творческих способностей ребёнка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания детей и бережного отношения к старшим.
Участники «Круглого стола»:
- Ирина Викторовна - преподаватель класса аккордеона;
- родители обучающихся в классе аккордеона;
- бабушки и дедушки обучающихся в классе аккордеона;
- дети - обучающиеся в классе аккордеона;
Оборудование:
- белые листы бумаги (формат А 4);
- цветные карандаши, восковые мелки;
- аудио-записи классической музыки;
- аудио-проигрыватель;
- Памятка для родителей «Ваш ребёнок – личность!».
Ход встречи.
Преподаватель:
- Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, а также – наши дети! Да, не удивляйтесь, уважаемые родители. Сегодня, в заседании нашего «Круглого стола», не последняя роль будет у наших воспитанников, Ваших детей: учащихся класса аккордеона. Все они перед Вами. Давайте их поприветствуем.
Аплодисменты гостей
- И начать наш разговор я предлагаю Алексею строками из стихотворения Елены Мухачёвой. Лёша, пожалуйста.
Лёша З. (9 лет):
Семья – поистине высокое творенье,
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Аплодисменты гостей
Преподаватель:
- Да, бесспорно, семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.
Наталья Георгиевна (бабушка Лёши З.):
- Я считаю, что многообразие отношений, чувств, различных форм проявления этих чувств, положительные ответные действия всех членов семьи на самые незаметные детали в поведении ребёнка – всё это способствует созданию благоприятной среды для эмоционального, нравственного и творческого формирования личности.
Преподаватель:
- Уважаемые родители, какие ещё будут мнения?
Марина Александровна (мама Владимира Б.):
- Я думаю, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни наших детей. В процессе формирования личности, а также в процессе формирования творческой личности, семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера, привычки ребёнка. И какими будут наши дети, зависит от нас с Вами, от отношений, которые сложились в каждой семье между всеми её членами.
Преподаватель:
- Да, я согласна с мнением Натальи Георгиевны и Марины Александровны. И, в свою очередь, хочу привести Вам данные статистики:
- влияние семьи на развитие личности ребёнка составляет 40 %.
Тогда, как:
- влияние средств массовой информации – 30 %;
- влияние школы – 20 %;
- влияние улицы – 10 %.
Помните слова, уважаемые родители: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему!».
Встречайте, семейный дуэт: Наталья Георгиевна и Алексей З. (9 лет).
Дм. и Дан. Покрасс «Три танкиста».
Аплодисменты гостей
Преподаватель:
- Ещё Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньше влияния, чем предыдущий. Родителям самой природой отдано преимущество в воспитании детей. И особо мне хочется отметить, что для всестороннего гармоничного развития каждого ребёнка ему необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания.
Василий Владимирович (папа Пети К.)3:
- Да, и в Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что ребёнок имеет право:
на создание условий для развития способностей, талантов;
на получение образования;
на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных мероприятиях.
Одним из важнейших требований Конвенции является развитие, и укрепление у детей чувства чести и достоинства.
Вячеслав Николаевич (папа Акима Л.):
- Поскольку по образованию я юрист, хотел бы всем нам напомнить, уважаемые родители, статью 63 Семейного кодекса РФ:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей для получения ими основного общего образования.
Преподаватель:
- Я, в свою очередь, хочу поблагодарить Вас, уважаемые родители, за то, что в качестве дополнительного образования для своих детей Вы выбрали нашу школу искусств. И, непосредственно, обучение в классе аккордеона. Предлагаю Вам послушать задорную «Калинку» в исполнении моего самого юного ученика.
Савелий Г. (6 лет) исполняет русскую народную песню «Калинка».
Аплодисменты гостей
Преподаватель
- Прежде чем мы продолжим наш разговор, я хочу Вам предложить послушать ещё одно выступление.
Аким Л. (9 лет) исполняет песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Аплодисменты гостей
Преподаватель:
- Я думаю, что все Вы узнали эту замечательную песню Владимира Шаинского «Вместе весело шагать». Да, именно вместе, так как без союза с детьми, без нашей поддержки и помощи они не будут счастливы, здоровы.
Анна Алексеевна (мама Савелия Г.):
- Я считаю, для того чтобы создать условия для развития творческих способностей у ребёнка, необходимо быть терпимыми. А иногда приходится проявить твёрдость, заставляя ребёнка заниматься регулярно.
Преподаватель:
- Видный пианист и педагог Г. Нейгауз говорил: «Хорошие родители важнее хороших педагогов», имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке, к музыкальному воспитанию и творческому развитию своих детей.
Светлана Петровна (бабушка Лёши З.):
- Самое важное для ребёнка – чтобы его любили, любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».
Преподаватель:
- Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей:
любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей.
Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. Как Вы думаете, к чему она может привести?
Елена Петровна (мама Пети К.):
- Я думаю, что воспитанный в атмосфере умиления ребёнок не знает, что есть такие понятия, как: «можно», «нельзя», «надо». Он думает, что ему всё можно, не умеет и не хочет трудиться.
Преподаватель:
- Следующая разновидность:
деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человечность и в человека.
Оксана Викторовна (мама Акима Л.):
- В обстановке мелочных придирок, упрёков ребёнок ожесточается. Это происходит потому, что родители не умеют пользоваться своей властью. Ребёнка необходимо поощрять, и в первую очередь, поощрять его желание быть хорошим.
Преподаватель:
- Следующая разновидность:
любовь откупа – долг родителей лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей.
Оксана Николаевна (мама Димы Д.):
- В таких семьях ни один из родителей не уделяет достаточно внимания своему ребёнку. И в результате детей окружает атмосфера духовной пустоты.
Преподаватель:
- Чтобы немного отвлечься, предлагаю Вам послушать ещё одно выступление.
В исполнении Александра З. (14 лет)
звучит вальс «На сопках Манчжурии» И, Шатрова.
Аплодисменты гостей
Преподаватель:
- А сейчас я хочу предложить Вам, уважаемые родители и дети, небольшое творческое задание под названием «Прогноз погоды».
Валентина Ивановна (мама Саши З.):
- Да, бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом: не выспались, кто-то нам испортил настроение, у кого-то неприятности на работе, а у наших детей – в школе. Вот так и погода бывает самой разной: пасмурной, дождливой, снежной, солнечной, ясной и т. д.
Преподаватель:
- Возьмите, пожалуйста, листы бумаги и цветные карандаши и нарисуйте свою погоду, которая соответствует Вашему настроению в данный момент.
Или просто можете написать большими буквами: «светит яркое солнце», «идёт снег», «сыплет мелкий дождь», «надвигается гроза», «чёрные тучи закрыли небо» и т. д. Я думаю, что это небольшое задание поможет нам всем. А нашим детям оно поможет считаться с настроением друг друга и улучшит психологический климат не только в классах, где они учатся, но и дома, в семье.
Выполнение творческого задания и просмотр работ
Алевтина Алексеевна (мама Данила С.):
- Все мы разные и работы получились у всех разные. Особенно отличаются работы детей. Очень важно, я считаю, как складываются отношения ребёнка не только в семье, но и в школе с другими детьми и педагогами.
Преподаватель:
- Хороший вопрос затронула Алевтина Алексеевна. Несомненно, участниками образовательного процесса являются в равной степени и дети, и педагоги, и родители. Поэтому очень важно, какие складываются отношения между ними.
Ольга Николаевна (мама Руслана С.):
- По-моему, для того, чтобы между детьми и взрослыми сформировалось сотрудничество, важно представить коллектив как единое целое, как одну большую семью.
Преподаватель :
- А семья сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность всех её членов. Ваша активная работа с детьми, уважаемые родители, Ваша поддержка и Ваша помощь, учит детей гордиться Вами и всей семьёй в целом. А мы с Вами будем гордиться нашими с Вами детьми. Встречайте дуэт аккордеонистов.
Владимир Б. (13 лет) и Данил С. (13 лет)
исполняют «Песня о Тбилиси» Р. Лагидзе.
Аплодисменты гостей
Преподаватель :
- И всё-таки, каково же влияние семьи на личностное и творческое развитие наших детей?
Вера Анатольевна (мама Саши К.):
- Семья – важный фактор в формировании дисциплины и поведения ребёнка.
Александр Александрович (папа Саши К.):
- Общение в семье – образец для ребёнка.
Наталья Николаевна (бабушка Димы Д.):
- Семья – основа чувства безопасности, гарант безопасности ребёнка при взаимодействии с внешним миром.
Александр Владимирович (папа Алёши З.):
- Наши дети часто копируют поведение других людей, поэтому модель родительского поведения очень важная деталь в воспитании маленькой личности.
Преподаватель :
- Уважаемые родители, всегда вспоминайте слова А.С. Макаренко: «Ваше собственное поведение – для ребёнка самая решающая вещь». И ещё, А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».
Сейчас я хочу предоставить слово нашему самому старшему и опытному участнику «Круглого стола» Василию Николаевичу.
Василий Николаевич (дедушка Димы Д.):
- Вырос я в многодетной семье. Мои родители не имели высшего образования, но воспитывали нас (семерых детей) на примере любви к труду, научили уважительно относиться к старшим, научили быть добрыми, отзывчивыми на чужое горе. Для меня семья – самое дорогое в жизни. Семья – это семейные ценности, обычаи, традиции. Я очень люблю свою семью и стараюсь этому же учить своих внуков.
Встречайте, Дима Д. (12 лет). К. Листов «В землянке».
Аплодисменты гостей
Итоги «Круглого стола».
Преподаватель:
- Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Я хочу выразить огромную благодарность всем, кто принимал в ней участие: родителям, дедушкам и бабушкам, нашим детям. Спасибо всем огромное! Я очень рада, что у нас с Вами сложился такой замечательный и дружный коллектив. Спасибо Вам, родители, за Ваше участие в творческом развитии детей, за Ваше терпение и неравнодушие к тому, чем они занимаются, и, конечно же, за Вашу огромную помощь детям в овладении таким непростым инструментом, как аккордеон. Для Вас – памятки в помощь: «Ваш ребёнок – личность!» и давайте попробуем ответить на вопросы:
Что понравилось и запомнилось?
Василий Николаевич (дедушка Димы Д.):
- Очень понравились выступления детворы. Они многому научились. Я вижу, что время, проведённое в школе искусств, потрачено не зря.
Какие у Вас сейчас чувства?
Оксана Викторовна (мама Акима Л.):
- Меня посетило чувство удовлетворённости и гордости за своего ребёнка. Я поняла, что если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: оно будет красивым снаружи, но развалится от малейшего дуновения ветерка.
Преподаватель:
- Да, Оксана Викторовна, Вы правы. Время, упущенное при формировании интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, обычно, невосполнимо.
Какую тему Вы предложили бы для нашей следующей встречи?
Алевтина Алексеевна (мама Данила С.):
- Хотелось бы при следующей нашей встрече обсудить ещё одну очень непростую тему «Стили родительского поведения».
Преподаватель
- Ну что ж, я думаю, эта тема будет интересна всем. Уважаемые гости, завершить нашу встречу я хотела бы замечательным стихотворением о семье Надежды Елизаровой «Всё начинается с семьи».
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи…
Преподаватель
- Ещё раз благодарю всех участников нашего «Круглого стола». Надеюсь, всё то, что мы сегодня с Вами услышали, не останется незамеченным и внесёт свежую нотку в Ваши семейные отношения. Отдельное спасибо нашим маленьким артистам. Вам, ребята, сладкие призы.
Звучит лёгкая классическая музыка,
участники «Круглого стола» расходятся.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Ваш ребёнок – личность!»
Смотрите на своего ребёнка как на самостоятельную личность.
Всё время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово.
Держите себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к Вам с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайтесь понять, из каких побуждений он совершил свой проступок.
Не обращайтесь с ним всё время как с маленьким.
Не балуйте и не делайте за него то, что он мог бы сделать сам.
Чаще проводите вместе свободное время.
Поддерживайте успехи ребёнка.
Конструктивно решайте конфликты.