Кружок по краеведению в 5 классе «Моя малая родина»
«Рассмотрено» Заместитель директора по ВР МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия №1» г. Балашова _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. |
« Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия №1» г. Балашова _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____20___г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по краеведению
5 класс
Учителя географии и истории Дозоровой А.В.
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка по краеведению для 5 класса составлена на основе:
- Учебника География Саратовской области. Для 6,9 класса. - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1997. - 224с.
- Краеведческого альманаха Балашовский край. Балашов: Печатное агенство «Арья». 200-2003. является дополнением к школьным программам по географии, истории, это одна из форм краеведческой работы.
и в соответствии
- С требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- С требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- С программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Программа адресована учащимся 5 - х классов МОУ «Гимназия № 1».
Предметная область – общественные науки.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Основная направленность программы
Способствовать возрождению духовности у юного поколения, привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, познакомиться с его прошлым и настоящим, изучить природу и хозяйство родного края
Актуальность программы состоит в том, что сейчас назрела острая необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, чем богата Костромская земля. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.
Отличительная особенность данной программы состоит в тщательном отборе краеведческого материала, в подаче учащимся новой для них информации.
Учитывается проблематика всего дополнительного образования: оказывается поддержка талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и возможностей, организация досуга учащихся.
Своеобразная особенность программы заключается в большом количестве экскурсий по тем местам, которые связаны с историей родного края, воспитание думающей, творческой личности, которой можно будет доверить будущее родного края. Программа интегрированная, так как включает знания по истории, географии, экологии, культурологии.
Цель курса: с помощью разнообразной учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению своего родного края.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
-дать представление об историческом прошлом края
-познакомить с основными достопримечательностями
-изучить символику города и области
-изучить особенности природы области-дать представление об основных источниках знаний, сформировать умения работать с различными источниками знаний
- изучить экономику родного края (промышленная сфера)
-прививать любовь и бережное отношение к родному краю,
-сохранение духовной культуры, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому наследию предшествующих поколений
-активизировать работу по экологическому воспитанию
-развитие познавательного интереса к изучению родного края
-расширить школьные знания по краеведению и географии
-совершенствование практических умений и навыков
-мотивация учащихся на творческую деятельность
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно учебному плану МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова на изучение краеведения в 5 классе отводится 34 учебных часов из компонента внеурочной работы образовательного учреждения из расчета 1 учебный часа в неделю. Практических работ - 3, контрольное тестирование – 1, учебная экскурсия - 1
Межпредметные связи
С уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
С уроками истории: работа с источниками исторической информации
С уроками географии: работа с источниками географической информации
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностными результатами
Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
1. Вводное занятие. ( 1 час)
Цели, задачи, содержание курса. Что такое краеведение .
2.История древнего города.(4 часа)
История заселения Саратовской области и Балашовского района. Хазария-первое государство на территории нашего края. Васька Балаш – создатель с. Балашово Различные версии о создании с. Балашово. Период правления Екатерины II.Основание города Балашов. Символика города и области. Гербы и флаги города и области. Балашовский край –арбузная столица.
Практическая работа - зарисовка флагов области и города, герба города в различных технологиях.
3. Природа Балашовского края.(9 часов)
Географическое положение и границы области. Рельеф и полезные ископаемые области.
Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых. Климатические особенности области.
Реки области. Хопер – чистейшая река Европы. Хопер в прошлом и настоящем. Озёра области. Озеро Рассказань – чудо Саратовского края. Экологические проблемы водоёмов. Практическая работа по заполнению физической карты Саратовской области.
Геологическая история органического мира Саратовской области. Растительный мир области. Природные зоны. Характерные растения этих зон. Практическая работа – составление гербария растений области и района. Охраняемые растения области. Арзянский бор- охраняемый памятник Балашовского района . Просмотр кинофильма «Памятники природы области и Балашовского района». Животный мир области. Представители Саратовской фауны. Охраняемые животные. Хвалынский национальный парк. Выполнение тестовых заданий по разделу «Природа Саратовской области».
4. Исторические достопримечательности. (9 часов)
Святыни Балашовского района. Утраченная святыня г. Балашова Софийский собор.
Падовский приусадебный парк - колыбель дома Романовых, его историко -архитектурный ансамбль.
Царская семья Романовых. Избрание на царство Михаила Романова. Исторические связи Романовых с Саратовским краем.
Путешествие по маршруту «Рубиновая линия». Достопримечательности Балашова: усадьба Нарышкиных (кон.ХVIII - вторая половина XIХ вв.); Дом городского общества (1890 г.); дом купца и помещика Н.П. Камского (начало ХХ в.); гостиница «Хопер» (1958 г.); мельница торгового дома «Безбородов, Семенов и К» (1896 г., 1903 г.); дом купца А.И. Давыдова (1890 г.); дом городского головы В.П. Туркина (первая треть XIX в.); дома купеческие Д.И. Какирбашева (1827 г.); торговая биржа, банк (начало XIX в.); женская гимназия (1902 г.); кондукторский резерв Рязано-уральской железной дороги (нач.ХХ в.); дом купца Т.В. Авдеева (1900 г.); дом аптекаря Н.С. Соловейчика (кон. XIX в.); ликеро-водочный завод (начало ХХ в.); дом-магазин Богатырева, кинотеатр «Победа» (начало ХХ в.); дом купца З.И. Смирнова, сдаваемый в аренду ямской управе (1908-1909 гг.); гостиница «Метрополь» (1904 г.); здание городского начального четырехклассного мужского училища (1872 г.); здание земской управы (1912 г.); мельница второго Балашовского мукомольного товарищества (1906 г.)Улицы старого города, особняки и их «обитатели». Экскурсия по маршруту «Рубиновая линия»
5.Производство Балашовского района.(2 часа)
Древние ремёсла Саратовского края. Лапотники, катали, печники, маляры, кузнецы, резчики по дереву, «богомазы».
Легкая и пищевая промышленность. Предприятия легкой и пищевой промышленности (Балашовская птицефабрика, Балашовский комбинат хлебопродуктов, Балашовслюда, МакПром)
Текстильная промышленность. Балашовский текстильный комбинат - градообразующее предприятие города в СССР и России.
6. «Бренды» Балашовского края (2 часа)
Балашовская Япония, Балашовская область.
Балашовское летное училище
История Балашовского педагогического института
Народное творчество. История народного ансамбля песни и танца «Зоренька»
7. Знаменитости Балашовского района. (4 час)
Визит в Балашов писателя Б.Пастернака. Стихотворения «Балашов», «Мухи в мучкапской чайной»
Приезд Л.Д. Троцкого в 1918 году.
Известные летчики-космонавты и герои Советского Союза Геннадий Сарафанов, Вячеслав Зудов и Владимир Коваленок.
Гарнаев Юрий Александрович Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, участник Великой Отечественной войны, Вахрушев Владимир Серафимович - ученый-филолог, член Союза писателей России, педагог. Ходаков Антон Ильич (Антон Пришелец) – советский поэт-песенник.
8. Итоговое занятие.(1 час)
Викторина по краеведению
Резерв 1 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ П/п |
Наименование уроков |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
Тема 1 |
Что такое краеведение? |
1 |
||
Тема 2 |
История древнего города |
4 |
||
1. |
История заселения Саратовской области и Балашовского района. Хазария-первое государство на территории нашего края. |
1 |
||
2. |
Васька Балаш – создатель с. Балашово Различные версии о создании с. Балашово |
1 |
||
3. |
Период правления Екатерины II.Основание города Балашов |
1 |
||
4. |
Символика города и области. Гербы и флаги города и области. (Балашовский край –арбузная столица.) |
1 |
ОДНКНР |
|
Тема 3 |
Природа Балашовского края |
9 |
||
1. |
Географическое положение области. Границы области и Балашовского района. |
1 |
||
2. |
Рельеф и полезные ископаемые Практическая работа с коллекцией минералов |
1 |
||
3. |
Климат |
1 |
||
4. |
Реки и озера края. Экологические проблемы водоемов. Практическая работа по заполнению физической карты Саратовской области. |
1 |
||
5. |
Геологическая история органического мира Саратовской области. |
1 |
||
6. |
Растительный мир области. Природные зоны. Характерные растения этих зон. Практическая работа – составление гербария растений области и района. Охраняемые растения области. |
|||
7. |
Просмотр кинофильма «Памятники природы области и Балашовского района». |
ОДНКНР |
||
8. |
Животный мир. Охраняемые животные |
ОДНКНР |
||
9. |
Выполнение тестовых заданий |
|||
Тема 4 |
Исторические достопримечательности |
9 |
ОДНКНР |
|
1-2. |
Святыни Балашовского района |
2 |
ОДНКНР |
|
3 |
Падовский приусадебный парк и его историко-архитектурный ансамбль. |
1 |
||
4-6. |
Путешествие по маршруту «Рубиновая линия» Экскурсия по маршруту «Рубиновая линия» |
3 |
ОДНКНР |
|
6-7 |
Улицы старого города, особняки и их «обитатели» |
3 |
||
Тема 5. |
Производство Балашовского района |
2 |
ОДНКНР |
|
1. |
Древние ремесла Саратовского края |
1 |
||
2. |
Легкая и Пищевая промышленность г. Балашова |
1 |
||
Тема 6 |
«Бренды» Балашовского края |
2 |
ОДНКНР |
|
1. |
Балашовская область и "Балашовская Япония". |
1 |
||
2. |
Образовательные учреждения г. Балашова |
1 |
||
Тема 7. |
Знаменитости Балашовского района |
4 |
||
1. |
Известные люди в Балашове (Визит Б.Пастернака и Л.Д. Троцкого в Балашов) |
1 |
||
2.. |
Летчики – герои Балашова |
1 |
ОДНКНР |
|
3. |
Ученые и писатели Балашова |
1 |
||
4. |
Викторина «Моя Малая родина» |
1 |