Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 26 May 2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 9





Программа рекомендована

к работе педагогическим советом

МОУ Раменской СОШ № 9

Протокол №1 от 28.08.2019 г

Утверждаю:

Директор МОУ Раменской

СОШ № 9

____________ Попов А.В.

Приказ № 157 от 28.08.2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«За страницами учебника математики»


Направление – естественно-научного направления

Уровень образования – основное общее образование

Класс –7 В







Составитель:

Никифорова О.В.

учитель первой

квалификационной категории








2019 – 2020 уч. г.




Аннотация

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Активные методы и формы обучения во внеклассной работе помогут подготовить учеников, обладающих необходимым набором знаний, умений позволят им уверенно чувствовать себя в жизни

В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладевая приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели, то есть мыслить, тем самым добиваться результатов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний.

Программа курса «За страницами учебника математики» составлена на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2014г.

 Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю.

Информационно-методическое обеспечение:

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. «Просвещение» 2017г.

Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2014

Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.

Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.

Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 4-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2016. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.

Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.

Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по  разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у учеников. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины,  проблемные задания и т.д.

Цель программы:

Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Привитие интереса учащихся к математике.

Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.

Воспитание настойчивости, инициативы.

Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.

Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.

Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).

Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Формы и методы проведения занятий:

Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет ресурсов.

При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная.

Методы работы:

частично-поисковые,

эвристические,

исследовательские.

Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.

Важным условием организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- конкурсы, турниры.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

1. Планируемые результаты освоения курса «За страницами учебника математики»

Личностными результатами изучения курса «За страницами учебника математики» являются формирование следующих умений и качеств:

развитие умений ясно, точно и грамотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении ма­тематических задач;

формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

выстраивать конструкции (устные и пись­менные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргу­ментацию, выполнять перевод текстов с обы­денного языка на математический и обратно;

стремление к самоконтролю процесса и ре­зультата деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассу­ждений, способов решения задач, рассматри­ваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

разрабатывать простейшие алгоритмы на ма­териале выполнения действий с натуральны­ми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

сверять, работая по плану, свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

совершенствовать в диалоге с учителем само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя;

осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

определять возможные источники необхо­димых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии для достижения своих целей;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии);

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты.

Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

Решать логические задачи.

Работать в коллективе и самостоятельно.

Расширить свой математический кругозор.

Пополнить свои математические знания.

Научиться работать с дополнительной литературой.



2. Содержание учебного курса

Раздел 1. Математические головоломки

Математические ребусы: ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.

Принцип Дирихле: Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач. Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.

Раздел 2. Решение логических задач. 

Задачи типа "Кто есть кто? "Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач –метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.

Круги Эйлера. Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.

Задачи на переливание. Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

Задачи на взвешивание. Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

Раздел 3. Текстовые задачи

Текстовые задачи, решаемые с конца. Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.

. Задачи на движение. Работа по теме занятия. Решение задач.

Задачи на части. Работа по теме занятия. Решение задач.

Задачи на проценты. Работа по теме занятия. Решение задач.

Итоговое занятие: Математическое соревнование (математическая карусель).

Объяснение правил математической карусели. Математическая карусель.

Раздел 4. Геометрические задачи

Историческая справка. Работа по теме занятия. Доклады учеников.

Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика.

Решение задач на площадь

Геометрические задачи (разрезания). Решение геометрических задач путём разрезания на части. Геометрические головоломки. Пентамино. Танграм

Итоговое занятие: Математическое соревнование.

Виды математических соревнований.



Учебно–тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Математические головоломки

6

1-2

Математические ребусы

2

3-4

Математические фокусы

2

5

Принцип Дирихле

1

6

Исторические сведения

1

Решение логических задач 

8

7-8

Задачи типа «Кто есть кто?»

2

9-10

Круги Эйлера

2

11-12

Задачи на переливание

2

13-14

Задачи на взвешивание

2

Текстовые задачи

9

15-16

Текстовые задачи, решаемые с конца.

2

17-18

Задачи на движение.

2

19-20

Задачи на части

2

21-22

Задачи на проценты.

2

23

Задачи из прошлого.

1

Геометрические задачи

9

24

Историческая справка.

1

25-26

Геометрия на клетчатой бумаге

2

27-28

Формула Пика

2

29-30

Решение геометрических задач путём разрезания на части.

2

31-32

Геометрические головоломки. Пентамино. Танграм

2

33-34

Итоговое занятие

2

Согласовано

руководитель ШМО учителей

математики

_____________Филонова Е.В.

Протокол заседания ШМО

1 от 28.08.2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

Безрукова Е.П.____________

28.08.2019г.




Лист внесения изменений в рабочую программу

курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»


В рабочую программу внесены следующие изменения и дополнения:

20__– 20__ учебный год:





























Внесенные изменения утверждаю:

Директор МОУ Раменской СОШ № 9

___________ /Попов А.В./

«__» ______20 ___ г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации