t1650566335aa.gif




1. Пояснительная записка………………………………………………..........3

1.1. Направленность работы кружка…….……………………………….…......3

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…………….…3

1.3. Цели и задачи …………………………………………………..…….……...4

1.4. Принципы и подходы...………………………………………..……….……4

1.5. Возраст детей, количество участников, периодичность и продолжительность занятий..………………………………………………..….4 1.6. Список детей…………………………………………………………………5

1.7. Формы и методы работы……….…………………………..……………….5

1.8. Ожидаемые результаты…………………………………………………… 5

2. Содержание плана работы кружка……..………………….………….….6

2.1. Календарно-тематическое планирование……………………………...…..6

3. Материально-техническое и методическое обеспечение……………...10


Литература………………………………………………………………..…....10


Приложение:

Методические рекомендации по проведению мониторинга

детской деятельности…………………………………………………………

Карта мониторинга………………………………………………………..………

Табель посещаемости…………………………………………………….………






















1.1 Направленность работы кружка

Разработанный план работы кружка «Учимся слушать и правильно говорить» является частью Программы «От рождения до школы», реализуемой в ДОУ в 2020-2021 учебном году, и направлен на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически не говорящих детей.

В своих работах Е.А.Аркин, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Наумова, Е.Ю.Протасова, В.К.Харченко, В.Штерн отмечают, что при благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается жизненный опыт ребенка, совершенствуется его деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Но, наблюдения, проведенные в ДОУ, показывают, что в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) имеются плохо говорящие дети, в группах (5-6 лет и 6-7 лет) – у многих детей плохое звукопроизношение и нарушен фонематический слух. Полученные данные подтверждаются и диагностическими обследованиями учителя-логопеда, проведенными в начале учебного года, с согласия родителей. Выявлено, что для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

Поэтому для устранения речевых недостатков необходимо оказывать влияние на повышение мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности детей. С вовлечением в решение данной проблемы родителей воспитанников ДОУ. С этой целью целесообразно использовать коррекционные игры и игровые упражнения в игровой деятельности и предметно-практических видах деятельности дошкольников с использованием приемов и материалов информационно-коммуникативных технологий.




1.3. Цели и задачи

Целью работы кружка  «Учимся слушать и правильно говорить» является развитие фонематического слуха и восприятия у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.

Основные задачи:

развивать фонематический слух и восприятие;

формировать правильное произношение;

формировать навык звукового анализа;

формировать умение делить слова на слоги;

развивать внимание, память, мышление.

1.4. Принципы и подходы

Ведущим в системе коррекционно-развивающей деятельности является принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка.

Реализация другого принципа коррекционной педагогики – принципа единства диагностики и коррекции – обеспечивает целостность педагогического процесса.

Третий принцип – принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей деятельности – целесообразно рассматривать в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенеза.

1.5. Возраст детей, количество участников, периодичность и продолжительность занятий

План кружка рассчитана на 2020 - 2021 учебный год. В кружке участвует 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Продолжительность занятий 30 минут во второй половине дня, вне основных режимных моментов, 4 раза в месяц (каждую неделю).












1.6. Список детей на учебный год

Таблица 1

Ф.И. ребёнка

Возраст на 01.09.20 г.

1

Б. Никита

6 лет 1 мес.

2

К. Василиса

6 лет 6 мес.

3

К. Егор

5 лет 10 мес.

4

К. Павел

5 лет 9 мес.

5

М. Дарья

6 лет 9 мес

6

М. Артем

6 лет 10 мес.

7

Т. Виктория

5 лет 9 мес.

8

Ф. Денис

6 лет 2 мес.

9

Ф. Николай

6 лет 8 мес.

10

Ц. Роман

6 лет 8 мес.

1.7. Формы и методы работы

При реализации данного кружка используются следующие формы работы:

Теоретические занятия: беседы по лексическим темам.

Практические занятия: игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха.

Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.


1.8. Ожидаемые результаты

К концу образовательного периода дети, участники кружка смогут:

Слышать и выделять из небольшого текста слова, отличающиеся друг от друга одним звуком.

Слышать неправильно произносимые слова и исправлять их.

Придумывать слова на определенный звук.

Делить слова на слоги.

Называть первый звук.

Называть последний звук.

Называть последовательно все звуки в слове.











2.Содержание плана работы кружка

2.1. Календарно-тематическое планирование

Таблица 1



Время проведения




Метод обеспечение, развивающая среда



Продукт детской деятельности

Октябрь

1 занятие





2 занятие






3 занятие




4 занятие



- «Что ты слышишь?» (слушают звуки в помещении, за окном) «Какие бывают звуки?»

«Как звучит?» (рассмотреть картинки и сказать, какой звук издает предмет).


- «Что звучит?» (различение неречевых звуков).

«Какой звук?» (определять громкие и тихие звуки).


- «Животные и птицы»

«Отгадай, кто так кричит?»



- «Подбери рифму»

«Повтори ритм»

Слушают и различают неречевые звуки.






Отгадывают, какой предмет звучал. Определяют звуки по высоте.


Изображают голоса животных и птиц. Определяют, кто как кричит.


Подбирают подходящие рифмы. Точно повторяют ритм за педагогом.

Ноябрь

1 занятие





2 занятие





3 занятие





4 занятие





- Знакомство с гласными звуками

Пропевание гласных звуков

«Угадай-ка».


- «Какой первый звук?»

Дифференциация слов, отличающихся друг от друга гласными (дом-дым).


-Дифференциация слов, отличающихся друг от друга гласными (кот-кит).

Звуковой анализ слова «АУ!»


-Дифференциация слов, отличающихся друг от друга гласными (бык-бок).

Звуковой анализ слова «ИА!»

«Слоговые домики»

Повторяют гласные звуки за педагогом, а потом отгадывают, какой звук называет педагог, закрыв рот листом бумаги.


Называют первый гласный звук. Определяют, какими звуками отличаются слова.

Определяют, какими звуками отличаются слова.

Проводят звуковой анализ слова.

Определяют, какими звуками отличаются слова.

Проводят звуковой анализ слова.

Определяют количество слогов в слове.

Декабрь

1 занятие







2 занятие






3 занятие






4 занятие




- Знакомство с согласными звуками.

Дифференциация слов, отличающихся друг от друга гласными (ком-дом).

«Найди ошибку и назови слово правильно».


-Дифференциация слов, отличающихся друг от друга гласными (трава-дрова).

«Кто больше?».

«Машина»


- «Красный - белый».


Звуковой анализ слова «ДОМ»


«Найди пару».



- Звуковой анализ слова «ДЫМ»


«Помоги собрать вещи»

«Доскажи словечко»

Определяют, что согласные звуки не поются.

Определяют, какими звуками отличаются слова.

Исправляют ошибки.



Определяют, какими звуками отличаются слова.

Называют слова на определенный звук.

Делят слова на слоги.


Определяют наличие нужного звука.

Проводят звуковой анализ слова.

Находят слова, отличающиеся одним звуком.

Проводят звуковой анализ слова.

Дифференцируют звуки (с-ш).

Подбирают рифму.

Январь

1 занятие



2 занятие




3 занятие


- «Зажги фонарик»

Звуковой анализ слова «ЛУК»

-«Раздели слова на слоги»

«Наряди ёлку»


- «У кого больше?»

Звуковой анализ слова «ЛИСА»

Выделяют нужный звук из ряда звуков.

Проводят звуковой анализ слова.

Делят с помощью хлопков слова на слоги

Находят игрушки с нужным звуком

Придумывают слова с нужным звуком

Проводят звуковой анализ слова.


Февраль

1 занятие




2 занятие




3 занятие





4 занятие


- «Кто в домике живет?»

«Включи телевизор»




- «Веселый поезд»


Звуковой анализ слова «СЛОН»



- «Найди место звука в слове»

«Слоговые домики»



- «Рыболов»

Звуковой анализ слова «ЛУНА»

Дифференцируют звуки С-Ш

Определяют последовательность звуков


Выбирают пассажиров с определенным звуком

Проводят звуковой анализ слова.

Определяют место звука в начале, середине, конце слова.

Делят слова на слоги.



Дифференцируют звуки Л-Р

Проводят звуковой анализ слова.

Март

1 занятие




2 занятие






3 занятие






4 занятие


- «Собери букет»

Звуковой анализ слова «РОЗА»



- «Испорченный телефон»


«Подбери рифму»



- «Какой звук пропал в слове?»


«Где спрятался звук?»



- «Красный - белый».


«Зоопарк»


- Дифференцируют звуки Л-Р

Проводят звуковой анализ слова.


Дети друг другу передают услышанное слово


Подбирают рифмы



Слушают и называют неправильно услышанное слово

Определяют позицию звука в слове (нач, сер, конец)

Определяют наличие нужного звука.

Находят животных с определенным звуком.

Апрель

1 занятие





2 занятие



3 занятие





4 занятие


- «Дифференциация слов, отличающихся друг от друга согласными звуками (МАЛИНА-МАРИНА)

Звуковой анализ слова «МЫШКА»


- «Кто позвал?»

Звуковой анализ слова «МИШКА»

-«Дифференциация слов, отличающихся друг от друга согласными звуками (РЕПКА-ЛЕПКА)

«Разделим яблоки»


- «Слоговые домики»

«У кого больше?»

Определяют, какими звуками отличаются слова.

Проводят звуковой анализ слова.



Отгадывают по голосу ребенка

Определяют, какими звуками отличаются слова.



Дифференцируют звуки З-Ж

Делят слова на слоги.

Придумывают слова на определенный звук.

Май

Итоговое занятие.
















3. Материально-техническое и методическое обеспечение

Картотеки:

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха.

Дидактические игры по развитию навыков звукового анализа.

Средства ИКТ:

Интерактивные игры «Развитие фонематического слуха» диск, источник портал «Мерсибо» mersibo.ru

Ноутбук

Демонстрационный материал:

Картинки для звукового анализа

Предметные картинки

Раздаточный материал:

Предметные картинки

Сюжетные картинки


Литература:

1.Бахарева К.С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

2.Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.СПб «Детство-пресс» 2018 г.

3. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития фонематического слуха с 4 до 7 лет. СПб «Детство-пресс» 2018 г.

4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - Москва: Просвещение, 1983г.

























Приложение 1

Методические рекомендации по проведению мониторинга детской деятельности

Мониторинг проводится учителем-логопедом индивидуально с каждым ребенком.

По критерию «Назови слова, отличающиеся одним звуком» ребенок должен прослушать четверостишие и назвать два слова отличающиеся друг от друга одним звуком (например, КОТ-КИТ).

По критерию «Исправь ошибку» ребенок должен прослушать все слова и назвать правильное слово.

Для критерия «Придумай слова на звук…» ребенок должен придумать слова на определенный звук.

По критерию «Раздели на слоги» ребенку предлагается с помощью хлопков разделить слова на слоги.

По критерию «Назови первый звук» ребенку предлагается назвать первый звук в слове.

«Назови последний звук» ребенок называет последний звук в слове.

«Назови все звуки» ребенок называет все звуки последовательно.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.