Вводный урок «Кто такой читатель»

0
0
Материал опубликован 18 November 2015

Вводный урок «Кто такой читатель»

Цели урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

В уроке используются: определение читателя, данное в литературной энциклопедии, высказывание М. М. Жванецкого, фрагменты из книги Д. Пеннака «Как роман».

Приветствие. Создание учебного настроя.

Для начала я хочу предложить вам одно интересное задание. Выполнив его, мы поймем кое-что о нас, как о читателях.

У меня есть книги, обернутые бумагой. Названия скрыты. Однако я предлагаю вам ознакомиться с кратким юмористическим содержанием на обложке. Вам необходимо определить, что это за книга, и назвать ее автора.

 (Работа у доски. Учащийся читает описание книги на обложке вслух и пытается определить название книги и автора).

Мальчик-подросток из школы-интерната, наделенный суперспособностями, в компании таких же своих друзей раз за разом спасает мир от убийцы собственных родителей.

(Серия книг «Гарри Поттер» Дж. Роулинг)

 

Человек с ростом ниже среднего по настоятельной рекомендации пожилого друга отправляется в путь с группой людей, чтобы вернуть им их жилплощадь, неправомерно изъятую из пользования. По дороге он хитро, но незаконно становится обладателем редкого ювелирного украшения.

(«Хоббит: туда и обратно», Толкиен)

 

Высокопоставленный человек во время политической поездки обращается к экстрасенсу. Экстрасенс предсказывает ему гибель от транспортного средства. Тот, вопреки доводам разума, доверяется этому предостережению и избавляется от транспортного средства, однако в последний момент становится жертвой укуса животного, затаившегося в оном.

(«Песнь о вещем Олеге», Пушкин)

 

Чтобы больше не познать измены и бунта, каждый год из бунтующих районов власти выбирают детей и отправляют на соревнование по выживанию. Двое из них влюбляются в друг друга и все портят.

(«Голодные игры», С. Коллинз)

 

Ребята, как вы определили, что это за произведения? Что вам помогло?

Человек, не читавший эти книги, не поймет, о чем идет речь. А мы узнаем их даже в такой завуалированной форме.

Практически все знают их, и уж точно все слышали эти названия. Это происходит, потому что мир литературы является общим для всех нас. Книга не просто лежит камнем в недрах библиотеки; книга живет, обрастает юмористическими моментами, крылатыми фразами и узнаваемыми персонажами. Очень часто книга формирует свой собственный материальный мир – «Замок Хогвартс» в Японии или балы в стилистике «Войны и мира». Но без чего книга не может воплощаться и не может жить?

 

Без читателя!

 

Сегодня мы познакомимся с неотъемлемыми правами читателя.

 

Предлагаю ответить на вопрос: чем отличается чтение дома (на каникулах, после учебы) от чтения для урока литературы (подготовка домашнего задания)?

В первом случае мы читаем только и только для удовольствия. Во втором случае – в рамках образовательной программы, – мы читаем еще и для формирования  у нас определенных знаний и навыков. Каких?

Но одно не исключает другого. Мы можем получать удовольствием от чтения и дома, и на уроках, главное – уметь находить его.

Когда вы становитесь читателем, вы можете находить это удовольствие для себя в любом произведении, тем более - классическом.

Кто такой читатель? Как им стать?

Литературная энциклопедия говорит, что

"ЧИТАТЕЛЬ — адресат книги.

Установить историческую дату рождения читателя — чрезвычайно трудно. Во всяком случае, книга старше читателя. Читателем, в подлинном смысле этого слова, может быть назван человек с установившейся потребностью книги".

 

Для чего нужны уроки литературы?

Уроки литературы нужны для того, чтобы стать читателем. А когда вы становитесь читателем, у вас появляются собственные права. Мы их рассмотрим далее.

 

Как вы понимаете слова М. М. Жванецкого «И только книга деликатна»? Что значит слово «деликатна»? Почему, как вы думаете, Жванецкий так говорит?

Книга лишена всякой наглости, и чтение – дело абсолютно добровольное. Рассмотрим неотъемлемые права читателя, которые выделяет Даниэль Пеннак в своем труде «Как роман».

Это:

Право не читать

Право не дочитывать до конца

Право перечитывать

Право читать что попало

 

Выразите свое отношение с данным правам. Как вы их понимаете? Какие из них вызывают у вас отклик?

Подробнее рассмотрим, что стоит за каждым из этих прав.

 

Право не читать

Мысль, что чтение «воспитывает в человеке человечность», в общем и целом справедлива, несмотря на некоторые досадные исключения. Но остережемся выводить из этой теоремы следствие, согласно которому всякого, кто не читает, надо считать безнадежным. Иначе мы возведем чтение в ранг нравственного долга, и сделаем первый шаг к тому, чтобы судить, к примеру, и о «нравственности» самих книг, попирая еще одну неотъемлемую свободу: свободу творчества. Иными словами, свобода творчества не может уживаться с обязанностью читать.

 

Право не дочитывать

Есть тридцать шесть тысяч причин бросить роман, не дочитав: ощущение уже читанного, сюжет, который нас не захватывает, неприятие идей автора, стиль, вызывающий раздражение, или, наоборот, полное отсутствие авторского почерка, не искупаемое никакой причиной читать дальше… Излишне перечислять остальные тридцать пять тысяч девятьсот девяносто пять.

Книга валится у нас из рук? Пусть валится.

 

Право перечитывать

Перечитывать то, что с первого раза нас оттолкнуло, перечитывать, ничего не пропуская, перечитывать под другим углом зрения, перечитывать, проверяя свои впечатления… Да, все это мы считаем своим правом.

Но по большей части мы перечитываем просто так, чтобы повторить удовольствие, порадоваться встрече со знакомым, проверить, сохранилась ли прежняя близость.

 

Право читать что попало

Хорошее и плохое — на каком-то этапе мы читаем и то, и другое. Мы ищем в книге писателя, ищем творческий почерк; товарищей по играм нам уже мало, мы ищем спутников жизни. Просто анекдота нам уже недостаточно. Пришло время, когда мы требуем от романа чего-то большего, чем мгновенное и безотлагательное удовлетворение жажды острых ощущений.

 

Задание: выписать тезисы, раскрывающие каждое из прав читателя.

Согласны ли вы с точкой зрения автора? Вспомните, какие книги вы не стали дочитывать, а какие хочется перечитывать снова и снова. Как вы отличаете для себя, какая книга – плохая, а какая – хорошая?

 

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Какой вывод можно сделать из всего, что мы обсудили?

Что нам поможет стать настоящими читателями, имеющими неотъемлемые права? Уроки литературы в школе.

Спасибо за урок, до встречи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.