Вводное занятие «Что такое природа?»
Вводное занятие
«Что такое природа »
Аудитория: ученики 3класса
Подготовила: Панагушина Елена Аркадьевна
Методист-педагог Дома творчества
2017год
Тема: Введение
Тема вводного занятия: "Что такое природа"
Тип занятия: занятие -практика «Открытие» новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; наблюдение и работа с объектами природы.
развивающие: определение границы знания и «незнания» у учащихся, наблюдение, описание, аналогия, анализ, синтез, выдвижение предположений развитие к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
воспитывающие: развитие осознанного отношения к природе.
Планируемые результаты учебного занятия
Предметные: получить возможность научиться: работать с объектами природы, организовывать работу на местности, узнать, что такое методы изучения природы.
Метапредметные:
регулятивные - оценивать свои достижения на занятии;
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение, умение работать в группе;
познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию активной творческой личности, которая сможет реализовать свои возможности и талант в жизни;
Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.
Место проведения: пришкольный участок образовательного учреждения.
Информационно-технологические ресурсы:
1. «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа
Е.А. Панагушина http://урок.рф/library/dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_%C2%ABmir__vok_102211.html
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
3.Технологическая карта урока Андрианова Н.А.
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/12/11/tekhnologicheskaya-karta-vvodnogo-uroka-po-biologii-v-5-klasse
4. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Плешаков (2часть) 2013. 175 стр.Оборудование: переносной магнитофон, аудиокассета с записью «Звуки природы», листки бумаги, простые и цветные карандаши, живые листья деревьев.
Технологическая карта занятия
Этапы занятия |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организацион-ный момент |
Сплотить детей, выработать умение работы в группе |
Проверить все ли присутствуют на занятии, одежда детей соответственно погоде, наличие оборудования для занятия. |
Демонстрируют готовность работы на природе |
|
Этап мотивации к учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Вступительное слово: – Здравствуйте, ребята. – С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Мир вокруг нас». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих занятиях? – Какие знания и умения приобретём? – Какие открытия сделаем? - Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что на занятиях кружка выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. |
Фронтальная форма работы демонстрируют готовность к занятию, Обсуждают данную информацию, слушают педагога, принимают участие в диалоге. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
Этап Актуализации и пробного учебного действия |
Актуализация опорных знаний и способов действий Развить навыки юных натуралистов |
Фронтальная работа с классом «Природа в моей жизни» Каждому ученику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня… Например- 1.способ наслаждения 2.источник вдохновения 3.погружение в гармонию 4.осознание моей ответственности 5.предмет моей заботы 6.проведение досуга 7.способ самореализации 8.сфера моего познавательного интереса 9.стимул для расширения кругозора 10.возможность восстановления душевного спокойствия |
Слушают педагога Самостоятельная работа После того, как ученики напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природы, о своих мыслях по этому поводу. |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость понятия « Природа» Познавательные: могут составить высказывание в устной и письменной форме Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний |
Этап выявления осознания |
Выявление и осознание отношения к природе, снятие эмоционального напряжения и тревожности |
«Звуки природы» - Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. – Хотели бы и вы исследовать природу? Учащимся предлагается прослушать аудиокассету с записью звуков природы (шум прибоя, шорох листьев, журчание воды, пение птиц и т.п.). Затем предлагается нарисовать на листе бумаги образ природы, связанный с этими звуками. |
Слушают педагога, отвечают на вопросы. Рисуют на листе бумаги образ природы, связанный с этими звуками. |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения педагога, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Коммуникативные Работа в партнёрстве Регулятивные целеполагание |
Этап сравнения |
Показать уникальность природы и уникальность каждого ученика. Включение учащихся в целенаправленную деятельность |
– Хотели бы вы повести наблюдение? Ребята, представьте, что вы наблюдаете за каким-нибудь объектом в природе. Игра. Найди свой листик 1.Сорвать с одного дерева столько листьев, сколько учащихся. Раздать каждому ученику по одному листочку и попросить детей внимательно изучить свой лист. 2. Когда дети разберут листья, предложить им изучить свой листок с закрытыми глазами. Снова собрать листья. Попросить детей закрыть глаза. Затем по кругу передавать по одному листу. 3. Ребята рассмотрите листья на солнце. Найти самые красивые участки и показать их другим и педагогу. 4.Педагог обращает внимание: « Сейчас вы смогли убедиться в том, что все листья даже с одного дерева разные. А мы — люди, похожи друг на друга или мы тоже разные?» |
Ученики внимательно исследуют свой лист. Затем собрать все листья, перемешать и предложить каждому найти свой листок. И задание прежнее, найти свой лист на ощупь. Если школьник узнает свой лист, он открывает глаза, убеждается, что это действительно его лист и выходит из круга. |
Личностные: осознают свои возможности в учении; связывая успехи с усилиями, Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, , задавать вопросы , могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются с закрытыми глазами; контролируют свои действия, замечают допущенные ошибки; |
Этап вербального общения |
Показать уникальность каждого ученика. Развитие навыков вербального общения. |
Школьникам предлагается по очереди изобразить различных домашних и диких животных: корову, кошку, собаку, лягушку, тигра, бабочку, кузнечика, змею, рыбу, петуха, ворону и т.д. |
Дети используют только невербальные способы общения. Ученики должны угадать, какое животное было показано. |
Личностные: осознают свои возможности Регулятивные: ориентируются в пространстве; контролируют свои действия, замечают допущенные ошибки; |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Выявление и осознание отношения к природе, коррекция ценностных ориентаций |
«Я люблю природу». Школьникам предлагается закончить следующие предложения: «Я люблю природу, так как...», «Я изучаю природу, так как...», «Я берегу природу, так как...», «Я получаю пользу от природы, так как...». Педагог обращает внимание, что мотивы взаимодействия с природой не могут ограничиваться только прагматическими (использование природных ресурсов). Важны также этические (забота, помощь), эстетические (созерцание гармонии, наслаждение красотой, любование выразительностью форм), познавательные (изучение мира природы) мотивы, а также самоценность природы, которая существует сама по себе, а не только для нас, людей. |
По окончании выполнения задания дети обсуждают в группе свои варианты предложений. |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, , задавать вопросы , могут работать в коллективе, уважают мнение других участников |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. |
Организация самостоятельной работы по заданиям: Живая природа-это…. Неживая природа – это…. Признаки живой природы - ….. Методы изучения природы - …… Наблюдение – это….. Описание – это…. |
Самопроверка взаимопроверка. |
Познавательная Регулятивная (самооценка) |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Обратите внимание на домашнее задание. Найдите листья ( 3-5) различных видов растений. Засушите и принесите на следующие занятие. |
Обучающиеся слушают, консультируются, задают вопросы . |
Коммуникативные Обсуждение выполнения д/з |
Этап рефлексии учебной деятельности на занятии |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с другими детьми в классе |
Вот и подошло к концу наше занятие. Что вы узнали на нём? – Какие открытия сделали? – Какие методы позволяют нам изучать природу? - Кому открывает свои тайны природа? -Какими качествами должен обладать человек? – С каким настроением вы уходите с занятия? |
Фронтальный метод Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на занятии Коммуникативные анализ и обсуждение работы на занятии |
Горбачёва Марина Юрьевна
Панагушина Елена Аркадьевна