Вводный урок по литературе в 6 классе «О литературе, читателе и писателе»
Вводный урок по литературе: «О литературе, читателе и писателе».
Цель:
•выявить специфику художественной литературы как искусства слова; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 6 классе;
•воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Ход урока.
Организационный момент (перекличка)
Определение темы и цели урока:
Учитель: Сегодня мы побываем на интересной экскурсии. А вот и наша экскурсовод . Узнали?
(Ученики отвечают, что перед нами Машенька, из любимого мультфильма Маша и Медведь)
Учитель: Она такая проказница, такая непослушная, но она всегда хотела научиться читать. Помните?
(Ученики отвечают, что она научилась читать, как и мечтала, а в этом ей помог Медведь)
Учитель: Сегодня она нам расскажет о том, что нового она узнала о литературе, какие книги интересные она прочла за лето, а также о том, какой она читатель. В этом ей помогут цветочки, видите, какие они красивые. Каждый раз, когда она их будет отрывать, мы будем оказываться в интересном месте, связанным с Литературой, чтением и писателями.
( Маша оторвала первый лепесток)
Изучение нового материала:
Учитель: Кто это перед нами?
(Ученики отвечают, что перед нами портреты писателей )
Учитель: Маша знает, что писатели всегда к своему творчеству относились очень серьёзно, они утверждали, что не только талант и вдохновение помогают создать произведение, но и постоянный кропотливый труд в поисках своего сюжета и своего героя.
Давайте посмотрим, как писатели говорили о ТРУДЕ ПИСАТЕЛЯ.
( высказывания великих писателей о творчестве:
Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.
Овидий (20 марта 43 г. до н. э— 17 г. н. э.) — древнеримский поэт
Третья способность души после ума и воли — творчество.
Василий Андреевич Жуковский
Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать
Александр Сергеевич Пушкин
Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.
Антон Павлович Чехов
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Сергей Есенин
Цель художника – заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
Лев Николаевич Толстой
Учитель: Маша очень хочет посмотреть, насколько вы дружные. Для этого она отрывает листок. Итак, оглянитесь, где мы с вами оказались? Это царство Литература. А вы знаете, что это слово обозначает?
(Ученики вспоминают понятие. Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. Записывают в тетрадь. )
Учитель: Посмотрите внимательно на высказывания писателей о своем творчестве, как вы думаете, как – то связано творчество с литературой?
(Ученики отвечают, что между ними очень тесная взаимосвязь.)
Учитель: Ребята, объединившись в команды, вы должны проанализировать высказывания наших писателей о творчестве и обобщить их мысли. Выделить основные цели литературы.
(Примерные ответы учащихся: литература воспитывает, воздействует на эмоции человека, учит любить жизнь, сопереживать и сострадать )
Учитель: Маша отрывает новый лепесток. Посмотрите, что это вокруг нас? Это книги, как их много! Такие хорошие, красивые, интересные. Маша мне рассказала, что летом прочитала множество интересных книг, а вы?
Учитель: каждый из вас дома летом вел читательский дневник. Я бы хотела, чтобы вы, ребята, Маше рассказали по этому дневнику о самых интересных произведениях, которые вы прочитали.
(Ученики выступают со своим читательским дневником )
Учитель: Посмотрите внимательно, Маша оторвала еще один лепесток.
Где мы оказались? Это библиотека – хранилище книг. Здесь всегда собираются ребята, чтобы прочитать множество интересных книг.
Но так ли легко стать хорошим читателем? Маша принесла вам памятки о том, как стать хорошим читателем.
Учитель: И вот Маша отрывает последний лепесток. Кто перед нами?
(Ученики: ученый человек )
Учитель: Да, это мудрец. Он знает много интересных притч о том, как важно много читать и быть хорошим чтителем. Одну из них я вам расскажу.
Жил один человек, который очень любил читать. Целыми днями он занимался этим делом, впитывая книжку за книжкой, и прочитал их больше тысячи. Но однажды, по часам провидения пришло его время, и явился к нему ангел смерти, перебив сладкий сон. Ангел сказал ему, что пришло его время проститься с этим миром, что дни его сочтены и теперь он нужен наверху.
— Ты был хорошим человеком, — сказал ангел, — поэтому и смерть твоя будет простой и лёгкой. Дай мне свою руку, и ты с лёгкостью покинешь своё тело.
— Погоди, ангел, — сказал ему человек, медленно протягивая руку, — не торопись умерщвлять моё тело.
— Не волнуйся, твоё тело заснёт вечным сном, а душа твоя престанет перед Господом Богом нашим всевышним. И твоя дальнейшая судьба будет уже в его руках.
— Погоди, ангел, — повторил человек, — поручись мне, пожалуйста, дорогой мой, что с телом моим ничего не случится до самого утра. Потому что я ещё вернусь к нему, ведь не все дела я здесь ещё завершил.
Ангел с удивлением поручился и повёл его по незримым ступеням на небеса. Передав душу Господу, ангел улетел по своим делам. А Бог начал свой допрос, которому подвергается каждая душа, чтобы выяснить, где ей место: в раю или в очищающем огне.
Спустя некоторое время Бог вызвал того же ангела смерти и велел ему проводить душу человека обратно. Сказал при этом лишь, что произошли кое-какие изменения. Ангел же, не посмев выказать любопытства, покорно исполнил волю Господа. С большим удивлением он спросил воскресшего человека:
— О чём же вы говорили со Всевышним, что он решил дать тебе ещё десять лет? Ведь такого ещё никогда не было.
— Я думаю, — ответил воскресший, — что он сам тебе всё расскажет. И ещё я думаю, что это не последние десять лет, которые он мне дал.
Не удержавшись, ангел всё же спросил у Бога об этой ситуации. На что Бог ему ответил:
— Наши нынешние создания стали мало читать, а соответственно неумело разговаривать. Общаясь с этим человеком, я просто наслаждался, слушая его речь. Поскольку я давно не слышал красноречия от своих созданий, то очень удивился, и более того, даже возгордился за своё создание. А когда я спросил, чего он хочет за принесённую мне радость, он ответил: «Я хочу обрадовать тебя ещё больше, показав, что твоё создание может говорить ещё краше. Но для этого мне нужно прочитать ещё тысячу книг, а для этого, прошу у тебя ещё десять лет жизни».
Источник: http://pritchi.ru/id_3197
Учитель: Каков смысл притчи?
(О пользе чтения формирования мировоззрения человека, для развития речи человека) Закрепление изученного материала:
Учитель: Продолжите фразу «Хорошая книга дает человеку очень многое: ….., поэтому нужно……»
(Ответы учащихся)
Учитель: Маша прощается с вами и просит дать клятву верности книгам и чтению. Прошу вас встать и торжественно произнести клятву.
(Ученики: Я ни дня не проживу без чтения. Я каждый день буду читать интересную книгу. Я буду беречь книги).
Рефлексия:
Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрации к прочитанным летом книгам.