Вводный урок «Что изучает физика» (7 класс, физика)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: :Что изучает физика
Цели урока:
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса., акцентировать их внимание на важном месте физики, как науки благодаря тому, что законы физики универсальны.
Добиться, чтобы учащиеся понимали смысл таких терминов , как физическое тело, физическое явление, вещество и умели приводить примеры.
Познакомить с методами получения физических знаний
В ходе объяснения материала показать детям, что мир познаваем, а знания , которые может получить человек, ограничены лишь его собственными устремлениями.
Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость.
Развивать внимание и любознательность., работать над развитием познавательного интереса.
Оборудование: для демонстрации световых, механических, звуковых, магнитных, тепловых явлений, презентация «Что изучает физика». Сборник задач В.И.Лукашика.
ХОД УРОКА:
1. Активизация внимания, подготовка к восприятию нового материала.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» . Скажите, какую науку вы начинаете изучать? ( физику)
Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:
Учебник
Рабочая тетрадь – 48 листов
Тетрадь для контрольных работ
Тетрадь для лабораторных работ
Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.
А сейчас внимание на доску. Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока (слайд №1)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА
2. Изложение нового материала (работа со слайдом №2)
Прежде, чем я начну свое объяснение, мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали о том, какие науки вы уже начали изучать?
математику - которая учит вас складывать числа, умножать, делить, возводить в степень и многому другому, т.е. можно сказать , что математика –это наука о числах.
русский язык - вы узнали, какие бывают члены предложения, части речи, виды предложений, происхождение слов…Кроме того, вы учитесь правильно выражать свои мысли на письме..
литература - здесь вы знакомитесь с биографиями и творчеством поэтов , писателей, учитесь писать сочинения….
история – наука о развитии человеческого общества, от первобытно -общинного до феодального, капиталистического или социалистического.
география - наука о земной поверхности, о том, как деятельность человека на нее повлияла.
биология – наука о живых организмах: растениях, животных.
Таким образом, мы можем сказать, какие из перечисленных наук изучают природу?
Можем, география и биология – это науки о природе.
Еще одной наукой о природе является физика.
Работа со слайдом №3
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис» , что означает природа.
Давайте посмотрим вокруг себя - вокруг нас каждый день все неизменно? Конечно, нет!!! Вокруг все постоянно меняется : ( рассматриваются примеры, запечатленные на слайде)
Всевозможные изменения, происходящие в природе, называются явлениями.
Работа со слайдом №4
Физика изучает различные явления (рассматриваются примеры, приведенные на слайде)
А сейчас я хочу продемонстрировать вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся
демонстрируются опыты:
шарик скатывается по наклонному желобу
звучит камертон
груз колеблется на пружине
колебание тела на нити
получение различных по размеру изображений свечи на экране
притяжение металлических опилок к магниту
картины магнитных линий постоянного магнита
электризация султанов и их взаимодействие
плавление свечи при ее нагревании
ребята комментируют их и объясняют, посему они относят явление к тому или иному виду
Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Работа со слайдом №5
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она
устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Физические явления могут происходить как с телами живой природы, так и с телами неживой природы, именно поэтому законы физики могут быть использованы и в биологии и в географии, и в других науках.
Законы физики УНИВЕРСАЛЬНЫ.
Именно поэтому физика – такая важная наука, одна из древнейших наук. Физические знания передавались из поколения в поколение,, постоянно совершенствуясь. С именами выдающихся ученых –физиков мы будем знакомиться постепенно, а сегодня я назову лишь некоторые из них: ( демонстрируются портреты ученых)
Работа со слайдом №6
Теперь вы немного понимаете, что мы будем изучать.
Но у меня снова к вам вопрос: « Скажите, а на уроках математики вы используете только обычные слова, или есть какие-то специальные , которые подходят только для уроков математики?
( работа со слайдом, дети приводят примеры специальных терминов)
Далее приводятся примеры физических терминов и раскрывается смысл таких терминов, как материя, вещество, поле)
Работа со слайдом №7
Дается понятие о физическом теле, приводятся примеры различных физических
тел, рассматриваются примеры, показывающие, что тела могут иметь разную форму и занимать разный объем.
Работа со слайдом №8
Проверяем, как усвоили учащиеся основные физические термины: тело, вещество. Ученики выполняют предлагаемое задание
Работа со слайдом №9
Молодцы, вы замечательно справились с заданием, умеете привести примеры веществ.
А сейчас у меня к вам более сложное задание – я буду задавать вам вопросы, а вы попробуете на них ответить.
( рассматриваются вопросы, приведенные на слайде)
И вот теперь самый главный вопрос, ответ на который я хочу услышать.
Вы еще только начинаете знакомиться с физикой! Откуда же вы знаете ответы на мои вопросы???
( здесь можно спросить индивидуально кого-то из ребят, а можно адресовать вопрос классу и слушать ответы сразу нескольких учеников, чтобы потом их подытожить)
видели много раз, как это происходит
сами пробовали так делать, и поэтому знаем
Работа со слайдом №10
Какие вы молодцы!!! Сейчас, сами о том не подозревая, вы назвали источники физических знаний!!!
( работа со слайдом, рассматриваются примеры наблюдений,
опытов, чтобы было понятно, в чем их отличие)
Естественно, ребята, что порой опыты бывают настолько сложны, что для их проведения требуется не один год, очень много приборов и оборудования, но ученых эти трудности никогда не останавливали. Известны случаи, когда путь от идеи до открытия закона занимал не один год, а десятилетие!!! Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку!!! Возможно, кому – то из вас тоже предстоит сделать свое открытие, или сформулировать новый закон!!! Дерзайте!!! Все в ваших руках!!!
3. Закрепление изученного материала. Проверка умения применять полученные знания.
Работа со слайдом №11 (дети отвечают на вопросы по изученному материалу, правильный ответ демонстрируется сразу после ответа)
Работа со слайдом №12
Ребятам предлагается распределить правильно по трем столбикам примеры физических явлений, веществ и физических тел. Они сразу имеют возможность проверить правильно ли дан ответ.
Работа со слайдом №13
Предлагается заполнить таблицу, правильно расположив различные физические явления в ту строку, к которой они должны относиться.
4. Подведение итогов урока. Задание на дом (слайд № 14)