КТП по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 3 класса (с интеллектуальными нарушениями)
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» 3 класс ( для детей с интеллектуальными нарушениями)
№ п/п | Название темы | Характеристика деятельности | Дата | Примечание | |||
план | факт | ||||||
Сезонные изменения в природе (22 часа) | | ||||||
1. | Времена года. Осень | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту | | | | ||
2 | Осенние месяцы. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. | Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью | | | | ||
3 | Растения осенью. | Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка | | | | ||
4 | Стартовая контрольная работа Животные осенью. | Контроль знаний и умений. Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей | | | | ||
5 | Анализ стартовой работы. Работа над ошибками. Занятия людей осенью. | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов. | | | | ||
6 | Изучаем правила дорожного движения. | Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков | | | | ||
7 | Зима. Признаки зимы. | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка | | | | ||
8 | Зимние месяцы. | Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок | | | | ||
9 | Растения зимой. | Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала | | | | ||
10 | Животные зимой | Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть | | | | ||
11 | Занятия людей зимой | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. | | | | ||
12 | Правила поведения в зимний период. Снежная буря, катание на коньках. | Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил | | | | ||
13 | Весна. Признаки весны. | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка | | | | ||
14 | Весенние месяцы. | Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Зарисовка | | | | ||
15 | Растения весной. | Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов | | | | ||
16 | Животные весной | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных | | | | ||
17 | Насекомые. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Чтение стихотворения | | | | ||
18 | Занятия людей весной | Рассматривание рисунков. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период | | | | ||
19 | Признаки лета. Летние месяцы. | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения. | | | | ||
20 | Растения летом. | Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа | | | | ||
21 | Животные летом | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом | | | | ||
22 | Занятия людей летом. | Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний и летний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом. | | | | ||
Неживая природа (8 часов) | | ||||||
23 | Солнце в разные времена года. | Рассматривание схем, дифференциация схем. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы | | | | ||
24 | Восход и заход солнца. | Рассматривание схемы, определение частей суток. Чтение текста, ответы на вопросы | | | | ||
25 | Сон лучшая профилактика усталости. | Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна» | | | | ||
26 | Календарь. | Календарь. Перечисление месяцев. Называние времен года‚ месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок. | | | | ||
27 | Воздух. Значение воздуха. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки | | | | ||
28 | Ветер. Направление ветра. | Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас | | | | ||
29 | Поведение во время урагана. | Чтение теста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций | | | | ||
30 | Термометр. | Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний | | | | ||
Живая природа (38 часов) Растения (16 часов) | | ||||||
31 | Промежуточная проверочная работа Сравнение растений. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. | | | | ||
32 | Анализ промежуточной проверочной работы. Работа над ошибками Части растений: корни. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние | | | | ||
33 | Части растений: стебли. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация. Чтение стихотворения | | | | ||
34 | Части растений: листья. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Контроль знаний и умений | | | | ||
35 | . Части растений: цветы. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние | | | | ||
36 | Растения сада | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа | | | | ||
37 | Растения сада | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа | | | | ||
38 | Лес | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок | | | | ||
39 | Лес | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок | | | | ||
40 | Плоды и семена. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации | | | | ||
41 | Лесные ягоды. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов. Зарисовка | | | | ||
42. | Грибы. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов | | | | ||
43 | Осторожно: ядовитые ягоды и грибы | Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. | | | | ||
44 | Профилактика отравлений ягодами и грибами | Рассматривание иллюстраций. Нахождение знакомых объектов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида | | | | ||
45 | Травы | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Называние объектов. Чтение стихотворений | | | | ||
46 | Правила поведения в лесу | Чтение текста. Рассматривание иллюстрации. Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь | | | | ||
Животные (13 часов) | | ||||||
47 | Животные. | Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы | | | | ||
48 | Дикие животные. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке | | | | ||
49 | Домашние животные | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке | | | | ||
50 | Сравнение животных: свинья и кабан | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке | | | | ||
51 | Сравнение животных: кролик и заяц | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке. Отгадывание загадок | | | | ||
52 | Правила ухода за домашними животными. | Рассматривание иллюстраций. Дифференцирование предметов. Ответы на вопросы. Чтение текста | | | | ||
53 | Птицы. Строение птиц. | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. | | | | ||
54 | Птицы. Строение птиц. | Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций | | | | ||
55 | Перелетные птицы. | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану) | | | | ||
56 | Зимующие птицы. | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. | | | | ||
57 | Зимующие птицы. | Составление описательного рассказа | | | | ||
58 | Перелетные птицы. | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа | | | | ||
59 | Охрана животного мира | Рассматривание иллюстраций, называние объекта. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира | | | | ||
Человек (9 часов) | | ||||||
60 | Человек. Дыхание человека. | Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Чтение стихотворений | | | | ||
61 | Итоговая проверочная работа | Контроль знаний и умений | | | | ||
62 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Профилактика простудных заболеваний. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года | | | | ||
63 | Кровь. | Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах | | | | ||
64 | Сердце. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. | | | | ||
65 | Пульс. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки | | | | ||
66 | Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники. | Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь | | | | ||
67 | Окружающая среда и здоровье человека. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций | | | | ||
68 | Питание человека. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов | | | |
8