КТП Ручной труд 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

1
0
Материал опубликован 2 January 2023

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Ручной труд»

4 класс (для детей с интеллектуальными нарушениями)


п/п

Название раздела, темы

Характеристика деятельности обучающегося



Сроки прохождения

Примечание

план

факт

Работа с бумагой и картоном (16 часов)


1


Повторение познавательных сведений о работе

Материалы, инструменты и приспособления

Виды бумаги. Свойства бумаги. Технологические

операции с бумагой.


Подготовить свое рабочее место к работе с бумагой . Рассматривать, определять, рассказывать о применении материалов, инструментов и приспособлений в работе с бумагой самостоятельно.

Смотреть иллюстрации в учебнике, называть и вписывать названия видов бумаги самостоятельно. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать и отвечать на вопросы учителя развернутыми предложениями о свойствах бумаги самостоятельно. Узнавать, называть и находить сходство и различия в геометрических фигурах. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать, вспоминать и называть. Самостоятельно технологические операции с бумагой.




2

Виды работы с бумагой.


Смотреть иллюстрации в учебнике, называть и вписывать названия видов работы с бумагой.




3

Складывание из треугольников.


Называть вид работы с бумагой способом складывания (оригами).

Узнавать и называть самостоятельно в изделии геометрические фигуры «квадрат» и «треугольник». Выполнять приемы резания сгибания и склеивания деталей. Развивать внимание и логическое мышление в ходе складывания геометрических комбинаций в игре «Геометрическая фигура-раскладка».




4

Обучение новым технологиям на основе

имеющихся знаний, умений и навыков.

Овладевать новыми приемами работы с бумагой, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки.




5

Разметка деталей. Разметка деталей с помощью линейки. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.

Закреплять умения находить на линейке нужное количество сантиметров. Учиться переводить нужное количество миллиметров в сантиметры. Чертить отрезки заданной длины в миллиметрах. Изготавливать изделие по графическому плану. Совершенствовать точность движений при разметке и резании заготовки по размеченным линиям. Развивать наглядно-действенное мышление, внимание, память, воображение в игре «Геометрический конструктор».




6

Разметка деталей с помощью угольника

Рассматривать, рассказывать о применении чертежных инструментов самостоятельно. Знакомиться с угольником и овладевать приемами работы с ним. Рассматривать изображения и вписывать названия углов. Узнавать, называть геометрических фигур треугольник, ромб, круг). Овладевать построением с помощью линейки и угольника. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью угольника.




7

Разметка округлых деталей по шаблону.

Совершенствование умения использовать приобретенный ранее навык разметки округлых деталей по шаблону.




8

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Рассматривать, рассказывать о применении чертежных инструментов помощью циркуля. Знакомиться с циркулем и овладевать навыками работы с ним. Запоминать правила вычерчивания окружности в применением циркуля. Рассматривать изображения круга, окружности, сравнивать их и устанавливать сходство и различия между ними. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью циркуля.




9

Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей разного диаметра.

Закреплять знания о циркуле и работе с ним. Развивать навык вычерчивания окружности с помощью циркуля. Овладевать навыком экономной разметки бумаги. Изготавливать многодетальное изделие с предварительной разметкой с помощью циркуля. Совершенствовать качество работы при

вырезании и сгибании бумаги. Развивать умение соблюдать точность при сборке многодетального изделия с опорой на операционный план.




10

Деление круга на равные части разными способами.


Совершенствование умения использовать, приобретенный ранее навык разметки деталей способом вычерчивания окружности с помощью циркуля. Совершенствование навыка сгибания деталей пополам. Смотреть, узнавать, развивать навык деления круга на равные части: одну вторую, одну четвертую, одну восьмую часть разными способами (сгибание круга, с помощью угольника, линейки и треугольника). Изготавливать изделия на основе кругов с предварительным их делением на равные части.




11

Развертка изделия


Рассматривать‚ запоминать и давать определение понятия «развертка». Рассматривать и анализировать изделие, отвечать на вопросы учителя. Работать по плану. Совершенствовать навыки разметки по шаблону, резания по прямой длинной и короткой линии, склеивания. Изготавливать изделия на основе развертки.




12

Сгибание бумаги по заданным условным

обозначениям.



Овладевать элементами графической грамоты. Рассматривать, понимать, называть условные обозначения на рисунках-схемах.

Развивать умение сгибать бумагу с опорой на условные обозначения. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических действий.




13

Выполнение разметки с опорой на чертеж.

Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «чертеж» и употреблять его в речи. Понимать и запоминать графическую грамоту, называть чертежные линии. Закреплять навык выполнения контрольных операций (сравнение своего чертежа с контрольной схемой). Развивать внимание, пространственную ориентировку‚ аккуратность в выполнении чертежных действий.




14

Симметричное вырезание.


Закрепить знания о симметрии и практические умения вырезать изображения симметричного строения из бумаги, сложенной пополам. Развивать навык разметки по шаблону сложной конструкции. Развивать точность движений при удержании шаблона сложной конструкции. Развивать регуляцию мышечного усилия при выполнении приема «надрез по вертикальной линии». Изготавливать изделия из вырезанных симметричных деталей.




15

Промежуточный контроль

Тиражирование. Точечное клеевое соединение деталей.


Овладеть понятием «Тиражирование» и использовать его в речи.

Закреплять умение размечать заготовку с помощью линейки.

Закреплять умение складывать бумагу гармошкой самостоятельно. Закреплять умение делить круг на равные части с помощью угольника самостоятельно. Совершенствовать навык резания бумаги по кругу. Изготавливать изделие, используя приемы тиражирования разметки, вырезания и склеивания деталей.




16

Картонажно-переплетные работы.


Овладеть понятием «Картонажно- переплетные работы» и использовать его в речи. Рассматривать, узнавать и называть картонажно-переплетные изделия. Узнавать, называть и объединять в группы материал и инструменты. Рассматривать, запоминать, называть детали записной книжки. Закреплять умение планировать и работать по предметно-операционному плану самостоятельно. Изготавливать изделие, используя приемы сгибания бумаги, разметки, вырезания и склеивания деталей.




Работа с текстильными материалами (12 часов)


17

Повторение познавательных сведений о работе с текстильными материалами. Материалы,

инструменты и приспособления.

Подготовить свое рабочее место к работе с текстильными материалами. Рассматривать материалы, инструменты и приспособления, называть и объединять их в группы самостоятельно.




18

Виды ткани. Свойства ткани. Виды работы с тканью.


Рассматривать изображения изделий, называть и вписывать названия видов ткани, из которых они сшиты, самостоятельно. Рассматривать образцы и изображения цветных тканей и отвечать на вопросы об их свойствах самостоятельно. Рассматривать, вспоминать, называть и вписывать названия видов работы с тканью и нитками.




19


Технологические операции при работе с нитками и тканью. Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.


Рассматривать, вспоминать, называть и вписывать названия технологических операций при работе с тканью и нитками.

Закреплять и совершенствовать навыки работы с текстильными материалами. Овладевать новыми способами и приемами

выполнения технологических операций. Расширять технические знания о разнообразных видах работы с текстильными материалами.




20

Как ткани ткут. Процесс ткачества.


Рассматривать иллюстрации в учебнике, запоминать сведения о ткацких работах. Запоминать и использовать в речи технико-технологические термины понятия: «нитки», «ткать», «основа», «ткацкий станок», «уток», «челнок», «полотняное переплетение», «поперечные нити», «продольные нити», «ткач (ткачиха)» и др. Смотреть и запоминать ткацкое переплетение нитей. Выполнять бумажную схему полотняного переплетения нитей. Совершенствовать приемы резания бумаги по длинным линиям (поперечные и продольные полоски). Вырабатывать навык плетения из бумажных полос крест-накрест. Развивать ритмичность движений (вверх- вниз, справа налево, вдоль, поперек, крест- накрест), дифференциацию пальцев, координацию рук.




21

Скручивание ткани.


Знакомится с искусством изготовления тряпичных кукол и запоминать значение куклы в жизни человека. Осваивать прием скручивания ткани. Овладевать технологией изготовления куклы-скрутки с опорой на предметно-операционный план. Развивать ритмичность движений кистей рук, дифференциацию движений пальцев, координацию рук, регуляцию мышечного усилия.




22

Отделка изделий из ткани.


Запоминать и различать способы отделки изделий из ткани. Рассматривать аппликации из ткани и запоминать назначение аппликации. Расширять представления о свойствах ткани (холста). Закреплять знания о полотняном переплетении нитей. Анализировать изделие, выделяя его признаки и детали. Осваивать технологию изготовления салфетки с отделкой тесьмой в соответствии с пунктами плана работы самостоятельно. Развивать умение ориентироваться на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края).




23

Связывание ниток в пучок.

Рассматривать‚ узнавать и называть изделия из ниток и запоминать их применение. Совершенствовать приемы работы с нитками: намотка ниток на картон, связывание ниток в пучок. Осваивать технологию изготовления цветов из ниток. Овладевать умением выполнять обмотку картонных колец с применением иглы. Изготавливать помпон из ниток, планируя и выполняя работу в соответствии с планом. Развивать внимание, ритмичность, точность, координацию движений правой и левой дифференциацию движений рук‚ пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу.




24

Ручные швейные работы. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка.


Овладевать элементарными приемами работы швейных ручных работ. Рассматривать, сравнивать, находить сходство и различие в изделиях из ткани. Отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях. Закреплять знания об инструментах, используемых в швейных работах. Повторять приемы сшивания деталей строчкой прямого стежка. Осваивать ручную строчку косого стежка по краю изделия. Контролировать правильность выполнения проколов, расстояния между проколами, натяжение нити. Развивать внимание, наблюдательность, аккуратность при выполнении действий.

Развивать точность, ритмичность между стежками.




25

Соединение деталей из ткани строчкой

петлеобразного стежка.


Рассматривать‚ вспоминать, отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях и записывать в

тетрадь ответы самостоятельно. Вышивать строчкой прямого стежка. Овладевать приемом петельного стежка. Шить предметы быта и игрушки из ткани, используя все освоенные виды ручных строчек и стежков. Контролировать правильность выполнения проколов, расстояния между проколами, натяжение нити. Развивать воображение, внимание, наблюдательность, аккуратность, точность, ритмичность при выполнении практических действий.




26

Ремонт одежды. Виды ремонта. Пришивание

пуговиц.



Рассмотреть на рисунках дефекты одежды, определить, назвать их и вписать вид необходимой починки. Рассмотреть на рисунках пуговицы, ответить на поставленные в учебнике или учителем вопросы. Овладеть приемами пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком с опорой на предметно-операционный план. Повторять и закреплять знания о работе иглой. Запоминать и выполнять операции, необходимые при пришивании пуговиц. Развивать внимание, зрительно- двигательную координацию, пространственную ориентировку‚ точность и аккуратность при выполнении ручных швейных работ.




27

Отделка изделий пуговицами.


Рассмотреть на рисунках пуговицы, ответить на поставленные в учебнике или учителем вопросы. Изготовить аппликацию с использованием пуговиц разных видов и формы. Развитие воображения, внимания, зрительно-двигательной координации,

пространственной ориентировки‚ точности и аккуратности при выполнении ручных швейных работ.





28

Изготовление и пришивание вешалки.


Повторять, называть виды ремонта одежды. Понимать и запоминать назначение вешалки. Овладевать технологией изготовления и пришивания вешалки с опорой на предметно-операционный план работы. Повторять правила безопасной работы иглой. Совершенствовать умение раскраивать детали изделия. Закреплять умение применять виды ручных строчек и стежков: строчка прямого стежка и строчка косого стежка. Развивать точность, плавность и аккуратность выполняемых движений зрительно-двигательную координацию.




Работа с древесиной (2 часа)


29

Повторение познавательных сведений о работе с древесиной. Материалы и инструменты.

Обучение новым технологиям на основе

имеющихся знаний, умений и навыков.

Свойства древесины. Заготовка древесины.




Рассматривать изображения изделий из древесины. Подготовка рабочего места к работе с древесными материалами. Рассматривать и объединять в группы материалы и заполнять таблицу в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям». Рассказывать об устройстве и применении инструментов и приспособлений. Закреплять и совершенствовать практические навыки работы с древесными материалами. Расширять технические знания о разнообразных видах работы с древесными материалами. Овладевать новыми способами и приемами выполнения технологических операций с древесиной.




30

Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей.

Запоминать технические сведения о ручной обработке различными видами резцов. Закрепить знания о карандашной точилке, ее назначении, устройстве и принципе работы. Ознакомление с приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Овладеть умением затачивать карандаши и получать из них древесную стружку. Развивать точность и ритмичность движений, координацию рук, регуляцию мышечного усилия, аккуратность выполняемых предметно-практических действий. Рассматривать, узнавать, называть древесные материалы в аппликациях. Анализировать содержание аппликаций, выделять их признаки, свойства и детали. Работать по намеченному плану. Осваивать приемы работы с карандашной стружкой. Развивать воображение, ассоциативное мышление, пространственную ориентировку на плоскости. Вырабатывать аккуратность, самостоятельность, настойчивость и целенаправленность своих действий.




Работа с проволокой (2 часа)


31

Повторение познавательных сведений о работе

с проволокой.

Рассматривать, узнавать, называть и отвечать на вопросы о проволоке, поставленные в учебнике, и давать правильный ответ самостоятельно.




32

Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Изгибание проволоки.



Закреплять и совершенствовать практические навыки работы с проволокой. Овладевать технологической операцией «формообразование» из проволоки. Вспоминать и выполнять практические действия с проволокой. Изготавливать из проволоки декоративные фигурки, применяя приемы работы с проволокой. Развивать физическую силу рук. Развивать моторику мелких мышц рук: согласованность движений рук‚ дифференциацию движений пальцев и регуляцию мышечного усилия.




Работа с металлом (2 часа)


33

Итоговый контроль

Первоначальные сведения о металле.

Применение металла. Виды металлов. Свойства металлов.



Слушать и запоминать познавательные сведения о металле.

Запоминать и употреблять в речи технико - технологические термины и понятия. Рассматривать иллюстрации, узнавать, называть предметы, сделанные из металла. Отвечать на вопросы в учебнике о предметах, сделанных из металла, давать правильный ответ самостоятельно. Слушать, рассматривать иллюстрации и образцы металлов, вспоминать названия известных металлов. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать ‚ называть металлические предметы разной формы. Отвечать на вопросы учителя о форме предметов, сделанных из металла, давать

правильный ответ самостоятельно. Читать в учебнике вопросы о цвете металлов, называть и вписывать название металла самостоятельно.




34

Обучение технологии работы с металлом.

Технология ручной обработки тонколистового металла.

Расширять технические знания о видах металла. Осваивать практические навыки работы с металлом. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать, называть предметы, сделанные из алюминиевой фольги. Воспринимать зрительно, тактильно и на слух образец металлической фольги. Рассказывать о ее свойствах (тонкая, гладкая, мнется, рвется, сгибается и др.). Смотреть и называть знакомые инструменты для работы по металлу. Овладевать приемами обработки металлической фольги. Развивать физическую силу рук, укреплять мышечную систему верхних конечностей, регулировать мышечное усилие кистей рук при выполнении практических действий, развивать координацию движений рук. Изготавливать изделие из фольги, используя прием скатывания жгутиков‚ в соответствии с планом работы.





7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации