Разноуровневые задания по предмету «Окружающий природный мир» (АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) по теме «Царство грибов»

3
2
Материал опубликован 18 October 2022 в группе

Разноуровневые задания по предмету «Окружающий природный мир» (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме «Царство грибов»

Корниенко Ирина Александровна,

учитель ГБОУ школа №7

Красносельский район

Санкт-Петербург

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат научно-практические идеи о том, что систематизация знаний и представлений детей о динамичных связях и изменениях объектов и явлений природы в зависимости от времени года, а также ознакомление с причинно-следственной зависимостью в окружающем природном мире является эффективным средством умственного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); познавательная деятельность детей развертывается через включение предмета или объекта в новые связи с другими предметами и явлениями, рассматривая их с разных сторон, в различных аспектах, отражающих существенные зависимости живой и неживой природы (С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков).

Цель – формирование и совершенствование имеющихся представлений о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе, совершенствование практической ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни.

Учебный предмет расширяет чувственные и практические средства познания окружающего мира, раскрывает взаимосвязи деятельности человека и природных явлений.

Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) связаны с расширением и совершенствованием представлений обучающихся о природном мире, о влиянии природных явлений на деятельность человека, с уточнением представлений о времени.

Содержание учебного предмета для обучающихся 3 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в процессе обучения.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) проявляют интерес к объектам живой и неживой природы, к изменениям в природе; положительно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы; знают и называют знакомые объекты неживой природы, знают их основное назначение в жизни и деятельности человека, знают некоторые изменения свойств объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями, учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной жизни, различают «живое/неживое», устанавливают наиболее легко воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) проявляют положительное отношение к выполнению практических действий, связанных с объектами неживой природы; включаются в предметно-преобразующую деятельность с объектами неживой природы; знают и называют знакомые объекты неживой природы, их основное назначение в жизни и деятельности человека, используют знакомые предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа) проявляют положительное отношение к действиям с объектами неживой природы; могут взаимодействовать с людьми в ситуации практических действий с объектами неживой природы; проявляют сенсомоторные реакции на ощущения, вызываемые опосредованными взрослым практическими действиями с объектами неживой природы, выполняют элементарные предметные действия с объектами неживой природы.

Мы рассмотрим реализацию цели учебного предмета на примере изучения темы «Царство грибов».

Группа обучающихся 3 класса разноуровневая. Из 5 обучающихся: 3 обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа); 2 обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с множественными нарушениями в развитии (2 группа). Кроме того, будут представлены задания для обучающихся 3 группы, т.к. для нескольких обучающихся организовано надомное обучение.

Исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося, учителю необходимо в течение реального времени урока создать особую образовательную среду и оказать помощи в освоении программы. При организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, можно достичь доступности.

Сущность принципа доступности в обучении- это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учётом его возрастных и психологических особенностей. Принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому обучающемуся обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение новых успехов в учёбе. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.

В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями. В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.

При подборе заданий использовались тематические комплекты «Грибы», «Осенняя тетрадь» «Мастерская Лого» (Елена Круогла), набор развивающих игр и заданий «Осенний» (ИП Дударь А.А.)


Задание 1. «Мир грибов».

Цель: познакомиться с разнообразием грибов в живой природе.

Оборудование: тематический комплект «Грибы» с изображением знакомых грибов: лисичка, мухомор, подосиновик, подберезовик, белый гриб, поганка, опята, груздь. (Приложение 1).

Инструкция для группы 1: Учитель показывает обучающимся по порядку все картинки, называет их. Демонстрирует слово (карточки для глобального чтения)- название на отдельной карточке.

Предлагает обучающимся подписать картинки, разместив карточки со словами под картинками. После выполнения этого задания, обучающиеся должны назвать, как называется подписанный гриб. Собрать из отдельных букв название гриба, с опорой на образец.

Инструкция для группы 2: Учитель предлагает обучающимся на контуре заглавной буквы названия гриба расположить пластилиновые заплатки в соответствии с цветом шаблона.

Найти карточку с названием гриба. Из разрезного набора найти аналогичное изображение, но меньшего размера.

Инструкция для группы 3.

Учитель просит показать на картинках грибы (среди других картинок, выбор из 3- 4-х).

Задание 2. «Грибные тени»

Цель: выполнение заданий по поиску предмета и его тени.

Оборудование: маркеры (карандаши- при выполнении задания на бумаге), заламинированные листы или папки «Пиши-стирай».

Инструкция для группы 1:Учитель предлагает обучающимся соединить гриб и его тень. Можно использовать заламинированные листы с заданиями или папки «Пиши-стирай». (Приложение 2).

Инструкция для группы 2: Учитель при выполнении задания пальцем руки ребенка проводит дорожку по пунктирной линии, а затем при частичной/значительной помощи проводит линию по пунктирной линии.

Инструкция для группы 3:

Учитель вместе с ребенком проводит пальцем руки ребенка по пунктирной линии. Используются заламинированные листы или изображение задания на планшете, чтобы линии проводились в графическом редакторе. Количество предметов 3-4.

Задание 3. «Гриб в лукошко»

Цель: выполнение заданий по графомоторике.

Оборудование: маркеры (карандаши- при выполнении задания на бумаге), заламинированные листы или папки «Пиши-стирай».

Инструкция для группы 1:Учитель предлагает обучающимся 2 листа с заданиями. На первом листе: обвести в круг все лисички- их обязательно положим в лукошко. На втором листе- зачеркнуть все мухоморы- это ядовитый гриб. Ему не место в лукошке! Можно использовать заламинированные листы с заданиями или папки «Пиши-стирай». (Приложение 3).

Инструкция для группы 2:Учитель при выполнении задания пальцем руки ребенка проводит дорожку по пунктирной линии, а затем при частичной/значительной помощи проводит линию по пунктирной линии. Учитель предлагает обучающимся по пунктирным линиям разложить грибы в лукошко. Можно использовать заламинированные листы с заданиями или папки «Пиши-стирай». При технической возможности используется изображение задания на планшете, чтобы линии проводились в графическом редакторе. (Приложение 4).

Инструкция для группы 3:Учитель вместе с ребенком проводит пальцем руки ребенка по пунктирной линии (Приложение 4). Дополнительно допускается использование предметов- грибов из набора счетных материалов, удерживая который обучающийся проводит им по пунктирной дорожке.

Задание 4. «Большие и меленькие грибы»

Цель: дифференцировка предметов по размеру.

Оборудование: тематический комплект «Грибы», задания на липучках.

Инструкция для группы 1.Учитель обращает внимание обучающихся на поля рабочего листа: левое поле- для больших предметов. Правое поле- для маленьких предметов. Прикрепить в левой части рабочего листа большие грибы, а в правой- маленькие грибы. Например: большой белый гриб слева, а маленький белый гриб справа. При этом необходимо учитывать ориентацию на листе (Приложение 5).

Инструкция для группы 2. Разложите грибы по размеру. Сначала от большего к меньшему. Затем от меньшего к большему (Приложение 6).

Инструкция для группы 3. Покажи большой гриб, покажи маленький гриб. Использовать 3-4 пары одинаковых предметов разного размера.

Источники:

https://fgosreestr.ru/oop/206

https://masterskaya-logo.ru/

https://sbornikigr.ru/

https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/princip_dostupnosti_obucheniya/

























Приложение 1.

t1666091609aa.png



Приложение 2.

t1666091609ab.jpg







Приложение 3.

t1666091609ac.png


t1666091609ad.png









Приложение 4.

t1666091609ae.png

Приложение 5.

t1666091609af.gif





Приложение 6.

t1666091609ag.gif

t1666091609ah.jpg



10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Александровна, замечательная работа. Положила себе в копилочку!

18 October 2022

Я очень рада, что вам понравилось!)))

6 November 2022

Похожие публикации