12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бармина Галина Вадимовна48
Россия, Еврейская АО, Двуречье
3

Урок-повторение по теме «Имя числительное». Тема урока «Ты с Числительным будь дружен»

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Повторение по теме «Имя числительное».

Учитель русского языка и литературы

Бармина Галина Вадимовна

Тема : «Ты с ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ будь дружен!».

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Имя числительное»;

Задачи:

обучающие: организовать активную работу на уроке, способствовать усвоению знаний об имени числительном как части речи; формирование умения употреблять его в речи;

развивающие: развивать универсальные учебные действия по формированию понятийного аппарата по теме урока (имя числительное, числительные количественные и порядковые; количественные целые, дробные и собирательные; простые, составные и сложные) на основе различных видов речевой деятельности;

воспитательные: вырабатывать у учащихся умение слушать и слышать учителя и одноклассников

Тип урока: повторительно обобщающий.

Технология: ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

План урока.

Организационный момент.

Целеполагание. Определение темы и цели урока.

Актуализация знаний учащихся.

Синтаксическая пятиминутка

Вопросы для повторения материала

Употребление числительных в речи

Самостоятельная работа.

«Речевая ситуация».

Итоги урока

Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним с вами все, что изучили по теме «Имя числительное», повторим склонение числительных, вспомним пословицы и поговорки, а также фразеологизмы с использованием числительных и правилами употребления их в речи. В ходе урока вы будете выполнять различные задания.

Целеполагание. (тему и цели урока формулируют учащиеся. )

Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.

Цель: повторить весь изученный материал по теме «Имя числительное», уметь отличать числительное от других частей речи, определять их роль в предложении.

Запись в тетради даты и темы урока.

Актуализация знаний учащихся

Цель: проверка знаний об имени числительном.

Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

- Как вы думаете, о чем говорят эти строки? Нужно ли изучать математику?

- Кто, по-вашему, прав: математик или филолог?

- Что изучает математика? (Математика – умение считать.)

- Что изучает грамматика? (Грамматика – это умение писать и читать.)

Синтаксическая пятиминутка.

В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда.

Прочитайте строки из стихотворения

(карточка у каждого на парте)

Есть у нас 3 сес3цы вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица – приходи к ней малыш!

У про100го 100рожа не про100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка ча100тою ног

И 100личной ваксой чистит 100сапог.

Вме100 двух не про100 вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви не носил никто.

- Почему трудно читать этот текст?

- К какому стилю он принадлежит?

- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

- Какая запись числа принята на уроках русского языка

Давайте вспомним урок математики и прочитаем числительные

На доске.

К 235+145=380

От 125- 50= 70

К 1/2+ 4/5= 1,3

- Какие ошибки вы заметили?

- Как записываются числа в математике и в русском языке?

- Какая часть речи объединяет математику и грамматику? (Имя числительное.)

- Как отличить имя числительное от других частей речи?(числительные можно

записать двумя способами: цифрой и словом)

Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

Учитель. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, поговорок и загадок.

Допишите высказывание

1) Заблудиться в… соснах, согнуться в ...погибели, ….за всех и все за …..,

голова хорошо, а (...)лучше , как в телеге …колесо, от горшка…вершка, не имей … рублей, а имей …. друзей, … сапога пара, знать как свои … пальцев.

одежек – и все без застежек.

Вспомните фразеологизмы, в которых есть числительные и запишите в тетрадь

Одного поля ягода.

Заблудиться в трёх соснах.

Знать, как свои пять пальцев.

Семеро одного не ждут.

Семи пядей во лбу.

Два сапога пара

От горшка два вершка.

Как две капли воды

Наговорить с три короба..

Один на один.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе.

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть!

 

Продолжаем проверку наших знаний о числительном. Назовите разряды имен числительных.

- Как склоняются целые количественные числительные?

- В чем особенность склонения дробных числительных?

- Какие числительные имеют только два падежа? (сорок, сто, девяносто, полтора, полтораста).

Учитель. От чего зависит написание основы собирательных числительных ОБО - ОБЕ?

(ответы учащихся)

Часто в устной речи допускаются ошибки в употреблении числительных. Речевые ошибки. ( по радио, телевидению, в речи местных жителей) Давайте попробуем найти ошибки в употреблении числительных.

Выберите нужное числительное, данное в скобках и запишите.

Возле учительского стола стояли (две, двое) девочки и (три, трое) мальчиков.

Д..ржать (оба, обе) руками; пр..крепить к (оба, обе) ботинкам; д..ржаться за (оба, обе) конца; прил..жить к (оба, обе) ушам. ( оба , обе ) шестиклассницы были награждены.

Задание: выписать только числительные и определить их разряд.

Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.

Два, дважды, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.

Тройной, три, третий, тройка, утроить.

Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.

Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Учитель. Молодцы. А теперь приступаем к работе по индивидуальным карточкам

Работа по индивидуальным карточкам.

Работа на «5».

Спишите текст. Запишите числительные словами. Укажите разряд числительных и их роль в предложении.

Часы на Спасской башне Кремля заводятся 2 раза в сутки в одно и то же время: в 12 часов дня и 12 часов ночи. Заводятся они обычно подъёмом гирь от 100 до 200 килограммов. Циферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр 72 сантиметра. Длина часовой стрелки 2 метра 97 сантиметров, длина минутной – 3 метра 28 сантиметров. В древних русских летописях Москва впервые упоминается в 1147 году, а в 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город. Более чем за 850 лет наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория составляет свыше 900 квадратных километров. Около 40% всей её площади (около 35 тысяч гектаров) занимают 11 естественных лесных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.

Работа на «4»

1. Спишите, записывая числа словами, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Длина года составляет не 365 дней и 6 часов, а 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Казалось бы, какую роль может играть разница в 11 минут и 14 секунд? Но за 400 лет накопилось три (трое) суток, и календарь стал отставать.

2. Без 23 минут, около 450 страниц, в 237 школах, не более 47 учеников, свыше 500 рублей, от 90 до 100 килограммов,с 368 книгами, от 3,04 до 7,6процетов.

Работа на «3»

Выпишите числительные вместе с именами существительными, к которым они относятся. Подчеркните орфограммы в именах числительных. Укажите падеж и разряд..

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай.

Длина первой ветки была1,6 километра.

Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11,6 километра, и она имела 13 станций.

Поставь числительные в Д.п и Т.п.

365 дней, 427 книг, 234 тетради.

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

интересным / неинтересным

не устал / устал

понятен / не понятен

Домашнее задание (дифференцированное)

Выписать примеры с числительными из произведений Жуковского, Пушкина,

Написать сказку о числительном.

Приложение 1.

 

2.Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов

3 Допишите высказывание

1) Заблудиться в… соснах, согнуться в ...погибели, ….за всех и все за …..,

голова хорошо, а (...)лучше , как в телеге …колесо, от горшка…вершка, не имей … рублей, а имей …. друзей, … сапога пара, знать как свои … пальцев. … одежек – и все без застежек.

4.Задание. Поставить количественные числительные в Р.п., Т.п. и П.п

27, 378, 2/7, 5/8.

5. Выберите нужное числительное, данное в скобках и запишите.

Возле учительского стола стояли (две, двое) девочки и (три, трое) мальчиков.

Д..ржать (оба, обе) руками; пр..крепить к (оба, обе) ботинкам; д..ржаться за (оба, обе) конца; прил..жить к (оба, обе) ушам. ( оба , обе ) шестиклассницы были награждены.

6. Задание: выписать только числительные и определить их разряд.

Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.

Два, дважды, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.

Тройной, три, третий, тройка, утроить.

Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.

Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Работа на «5».

Спишите текст. Запишите числительные словами. Укажите разряд числительных и их роль в предложении.

Часы на Спасской башне Кремля заводятся 2 раза в сутки в одно и то же время: в 12 часов дня и 12 часов ночи. Заводятся они обычно подъёмом гирь от (100) ________________ до (200)_________________ килограммов. Циферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр (72)________________ сантиметра. Длина часовой стрелки (2) ________метра (97)_____________________________ сантиметров, длина минутной –( 3) __________метра (28)____________________________ сантиметров. В древних русских летописях Москва впервые упоминается в (1147)_______________________________________ году, а в (1156)_______________________________________________ году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город. Более чем за (850)______________________________________________ лет наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория составляет свыше (900)___________________________ квадратных километров. Около 40% всей её площади занимают (11)______________________ естественных лесных массивов, около (100)_____________ парков и бульваров, более (700)______________________________ скверов.

Работа на «4»

1. Спишите, записывая числа словами, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Длина года составляет не 365 дней и 6 часов, а 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Казалось бы, какую роль может играть разница в 11 минут и 14 секунд? Но за 400 лет накопилось три (трое) суток, и календарь стал отставать.

2. Без23 минут, около 450 страниц, в 237 школах, не более 47 учеников, свыше 500 рублей, от 90 до 100 килограммов,с 368 книгами, от 3,04 до 7,6процетов.

Работа на «3»

Выпишите числительные вместе с именами существительными, к которым они относятся. Подчеркните орфограммы в именах числительных. Укажите падеж и разряд..

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай.

Длина первой ветки была1,6 километра.

Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11,6 километра, и она имела 13 станций.

Поставь числительные в Д.п и Т.п.

365 дней, 427 книг, 234 тетради.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.