Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (Русский язык, 6 класс)

4
0
Материал опубликован 8 March 2017 в группе

Тема : Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Цель урока:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений

Задачи урока

Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

 

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

    РЕГУЛЯТИВНЫЕобучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

    КОММУНИКАТИВНЫЕ формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

 

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

 

Ход урока.

Организационный момент. (проверка готовности к уроку, настрой на работу)

Формулирование темы, целеполагание (слайд1)

1. (?) в поле не воин. 2. За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь. 3. (?) (?) не ждут. 4. Грамота – второй язык. (слайд 1)

- Восстанови пословицы. Слова какой части речи вы использовали? Докажите, что это числительные. Дайте характеристику числительным из предложений 3, 4.

Сформулируйте тему урока.(слайд 2)

Какие цели стоят перед нами сегодня? (по опорным словам) (слайд3)

повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.

совершенствовать умения и навыки:

- правильно произносить и писать числительные;

- грамотно использовать числительные в своей речи.

(Запись даты и темы урока в тетрадь).

3.Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.

А) Проверка знания теоретического материала.

Сначала проверим, как вы знаете теоретический материал. Выполняем тест (2 уровня, раздаточный материал)) с последующей проверкой по эталону.

Тест.

1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет;
б) количество предметов, число, порядок предметов при счете;
в) признак предмета;

2. Имена числительные делятся на:

а) качественные и относительные;
б) собственные и нарицательные;
в) количественные и порядковые.

3. Составные числительные – это числительные, состоящие из:

а) одного слова с двумя корнями;
б) двух или более слов.

4. Мягкий знак пишется:

а) на конце всех числительных;
б) на конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30;
в) в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.

5. У количественных числительных есть разряды:

а) обозначающие целые числа;
б) собирательные;
в) обозначающие порядок предметов при счете;
г) обозначающие дробные числа.

6. При склонении дробных числительных:

а) склоняются обе части как числительные;
б) склоняются обе части как прилагательные;
в) первая часть склоняется как числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе.

7. Собирательные числительные сочетаются:

а) со всеми существительными;
б) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных;
в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

8. Порядковые числительные обозначают:

а) количество предметов;
б) порядок предметов при счете;
в) несколько предметов как одно целое.

9. Порядковые числительные изменяются:

а) по падежам, родам и числам;
б) по лицам и числам;
в) не изменяются.

10. В составных порядковых числительных:

а) склоняется только последнее слово;
б) склоняются все слова;
в) ни одно слово не склоняется.


 

Для учащихся, имеющих трудности в усвоении материала вариант (верно/неверно)

Если утверждение верное, то поставь напротив цифры +, если неверное -.

Числительные по значению делятся на количественные и порядковые

485 – составное числительное

Числительные в предложении не могут быть главными членами предложения

Количественные числительные могут быть дробными, собирательными, целыми

У числительных от 50 до 80, от 500 до 900 мягкий знак пишется в середине слова

Имена числительные не изменяются по падежам

Порядковые числительные изменяются по родам(в ед.ч), по числам

(взаимопроверка в парах по эталону, выставление оценок - (слайд 4)

 

Обобщение и систематизация изученного:

Применений знаний в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

А) Работа с текстом:

-Сегодня мы не только повторим изученное, но и узнаем много интересного. В этом нам поможет удивительная книга - «Книга рекордов Гиннесса»? О чём эта книга? (слайд 5)

Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.
Книга была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.

Сначала книга походила на солидный справочник, но со временем в неё стали включаться также забавные и сомнительные достижения. За первые несколько месяцев было продано более 5000 экземпляров. А к 1956 году объём продаж превысил отметку 5 миллионов экземпляров.

«Книга рекордов Гиннесса» выходит на 37 языках мира, в том числе и на русском. В 1989 году появилось первое издание «Книги рекордов Гиннесса» на русском языке. В том же году был создан российский вариант Книги, получивший название «Книга рекордов России» и включающий в себя достижения россиян мирового и общенационального значения.

Ответьте письменно на вопросы по тексту: (на доске 1 человек с последующей коллективной проверкой) .

Когда впервые вышла в свет «Книга рекордов Гиннесса? (слайд 6)

На скольких языках мира выходит «Книга…»?

Когда появилось первое издание «Книги…» на русском языке?

Какими орфографическими правилами пользовались при написании существительных? На какие группы можно разделить все числительные этого текста?

Б) Проверка д/з .Чтобы рассказать о рекордах, нам необходимо уметь писать единицы меры. (по итогам д/з упр. 429)

(Форма работы: один учащийся диктует всем остальным с последующей взаимопроверкой в парах, выставление оценок работающему у доски и друг другу).

В) умение отличать числительные от других частей речи.

Чтобы показать исключительность какого-либо достижения, часто используют слова с числовым значением. Но не все они числительные. Напиши номера только числительных. (один выполняет задание на доске, затем исправление ошибок)

1. двоеборье 6. семидневный 11. Миллиардный

2. двойной 7. тройной 12. девяностолетний

3. удесятерить 8. полтора 13. шестеро

4. пятнадцать 9. дважды 14. вдтроём

5. утроить 10. первый

 

Самопроверка

Ответ: 4,8,10.11,13,


 

Г)Динамическая пауза.

Если есть ь в середине - хлопок

Семьсот, одиннадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, шестьсот.


 

Д) А теперь к рекордам.

Запиши числительные словами, заполни пропуски. (группа учащихся, испытывающих трудности в обучении)

Рекордсмены долголетия – черепахи, они живут 300 лет. Лисицы – 11 лет. Слон – лет 80. Самый долголетний из домашних животных – осел, живет он 50 лет. Собаки живут лет 15. Среди рыб – щуки, они живут иногда 200 лет.

Самый маленький зверек - карликовая белозубка. Она весит всего около 2 граммов. Зверек уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса и засыпает до 70 раз!

Проверка работы 1 уч-ся у доски, выставление оценок(слайд 11,12,13)

Группа (+) – фронтально, на доске с последующей проверкой и коррекцией ошибок (слайд№8,9,10)

В книге рекордов Гиннесса немало достижений, прославляющих нашу страну. Трамвайная сеть Санкт – Петербурга самая большая в мире: 2402 трамвая работают на 64 маршрутах общей протяжённостью более 690 километров.

Байкал – самое большое озеро, содержащее запас пресной воды, которой хватит для того, чтобы лет 50 поить весь мир. Площадь Байкала – 31 500 квадратных километров, высота над уровнем моря 455 метров, самое глубокое место 1620 метров.

Газета «Труд» тоже украшала страницы книги: в 1988 году её тираж в 15,4 ми(л,лл)иона экземпляров был признан самым большим среди ежедневных изданий.

Увековечено и достижение актрисы Любови Соколовой, которая снялась в 400 фильмах. (один на доске -только цифры)

(морф. разбор числ.: в 1988 году, в 400 фильмах)


 

Е) слайд 14-19 Мини-проект «Страничка наших рекордов: «Наш класс» представляет 1 учащийся). Вопрос классу: -Какие разряды числительных мы чаще используем в обычной жизни?

 Ё) Игра «Корректор» Числительное – тоже рекордсмен. Именно при употреблении числительных допускают больше всего ошибок. (слайд 19)

-Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения(фронтально) слайд.

1.Двое певиц

2. Взять обоими руками

3. Прочитал около полтораста страниц

4. Дуб может жить около пятиста лет.

5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами.

6. В городе около восемьсот уличных часов.

7. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса.

8. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные – до три тысячи шестьсот раз.


 

Отдельные учащиеся готовят выпуск «Школьных новостей» (устно) Нам помогла книга Григория Остера, известного детского писателя, автора «Вредных советов».


 

Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за долгие годы самоотверженного труда она поставила своим ученикам не менее 26.172 «двоек», не более 11.583 «троек», всего-навсего 4.884 «четверки». О 955 «пятерках» она чуть не забыла. Таким образом, ученики строгой учительницы смогли гордиться 43.594 оценками.


 

За время летних каникул Вовочка подрался с 75 мальчиками. 15 мальчиков он отлупил сам, а остальные отлупили Вовочку. Вечером 31 июля Вовочка с грустью подсчитал, что с начала каникул он получил по шее от 40 мальчиков. Интересно, долго ли он будет помнить о 10 мальчиках, с которыми он дрался в августе.


 

Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя – на глубину более 12 метров! Археологи далекого будущего когда-нибудь да раскопают два окаменевших дневника и удивятся 224 окаменевшим «двойкам» в Толином дневнике и 117 – в Колином.


 

На педсовет к 40 строгим учительницам был приглашен печальный третьеклассник. Каждая из них ругала беднягу по 12 минут. Получается, что печальный третьеклассник ни за что на свете не захочет вспоминать о 480 минутах, проведенных на педсовете.

 

Ж) Игра «Рекордсмен по знанию пословиц и поговорок) Команды называют фразеологизмы и пословицы, в составе которых есть числительные.

4. Рефлексия. Подведение итогов урока.

А)Составление синквейна «Имя числительное» (групповая работа инструкция –слайд 20) Представление 2 работ.

Б)Удалось ли нам достигнуть заданных целей

-Что было самым интересным?

-Трудным? Оцени свою работу на уроке.

(на листочках)

На уроке мне было интересно скучно трудно

На уроке я добросовестно работал отдыхал помогал другим

Материал урока я понял узнал больше,чем знал ещё надо поработать над этой темой ничего не понял

В) выставление оценок

Домашнее задание (на выбор):слайд 21

Упр. 431

Страничка «Мои рекорды»

«Соревнуемся с Г.Остером»: придумай смешную задачу с использованием числительных

Использованная литература: 

Г. Остер "Весёлый задачник"

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. "Русский язык" 5 класс, М.: Просвещение, 2014

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.